Бизнес Промышленников ждет «касса взаимопомощи»

Промышленников ждет «касса взаимопомощи»

Власти региона решили перейти от общих призывов к разработке реальных мер поддержки производственников – сейчас разрабатываются поправки в областной закон «О промышленной политике». Об этом на заседании комитета по промышленной политике ЗСО, прошедшем 18 марта, сообщила первый заместитель минэкономразвития Челябинской области Ирина Акбашева. Какие отрасли, предприятия, направления развития станут приоритетными для региона, зачем нужен государственный фонд развития промышленности и надо ли во всем уповать на импортозамещение – в материале Chel.ru.

Что было – что будет

К 10 мая специалисты минэкономразвития области должны представить депутатам регионального Заксобрания все материалы, необходимые для подготовки поправок в местный закон «О промышленной политике». Законопроект планируется разработать к июню. Если при исполнении предыдущего закона о промполитике предусматривались лишь косвенные меры государственной поддержки, то теперь, после предновогоднего Указа президента РФ, требуется детальная разработка промышленной стратегии каждого региона.

Первый заместитель минэкономразвития Челябинской области Ирина Акбашева порадовала депутатов положительной оценкой промышленного развития области за предыдущие два года: в 2014 году рост объема производства продукции к уровню 2013 года отмечен во всех основных видах экономической деятельности промпроизводства.

Значительный рост объема производства в 2014 году отмечен в добыче полезных ископаемых (121,9%), умеренный рост – в обрабатывающих производствах (103,3%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (102,8%).

Из числа обрабатывающих производств рост объема производства продукции отмечен в металлургическом производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в целлюлозно-бумажном производстве и производстве пищевых продуктов.

Среди «отстающих» отраслей Южного Урала – обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое и текстильное производство, снижено производство комбайнов, бурильных самоходных установок, самоходных бульдозеров, автобусов, прокатного оборудования, сталеплавильного оборудования и литейных машин.

Несмотря на отрицательную общеэкономическую конъюнктуру, перед регионом ставятся задачи: к 2018 году увеличить производительность труда в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом, а также модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Как этого добиться, должны решать общими усилиями депутаты, исполнительная власть и сами предприниматели.

Минэкономразвития, например, считает, надо создавать индустриальные парки, производственные кластеры, инвестиционные проекты по внедрению новых производств и технологий, таких как инжиниринговый центр поршневого двигателестроения для специальной техники на базе ООО «ЧТЗ-Уралтрак»; кластер станкостроительной отрасли; чугунолитейное производство; индустриальный парк «Конар» по производству насосных агрегатов для нефтяной отрасли; приоритетные инвестиционные проекты региона.

В 2015 году планируется достичь следующих показателей:
• индекс промышленного производства – 100,1%;
• индекс производительности труда – 102,5%;
• количество созданных кластеров – один;
• количество высокопроизводительных рабочих мест – 226 тысяч.

От косвенной поддержки – к займам под пять процентов годовых

Министерство также призывает общественность к участию в разработке госпрограммы Челябинской области «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области» на 2015–2020 годы, в которой можно предусмотреть актуальные меры поддержки предприятий Челябинской области. Тем более, что закон РФ № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 24 декабря 2014 года устанавливает не только меры косвенной государственной поддержки, а совершенно реальные: конкретная финансовая поддержка на возвратной основе; приоритет отечественным товарам при госзакупках с одновременным предоставлением налоговых льгот и преференций.

«Есть возможность создать государственный фонд развития промышленности Челябинской области, – утверждает Ирина Акбашева. – В регионе уже был опыт реализации программ развития предпринимательства, а также программы развития моногородов в Сатке, местные предприниматели имели возможность получения средств из аналогичного фонда под восемь процентов годовых». На уровне области вполне реально предоставление займов под пять процентов годовых, считает замминистра. «Это станет своего рода «кассой взаимопомощи» для южноуральских промышленников», – уточняет принцип действия таких фондов Ирина Акбашева.

Минэкономразвития отчитался также и том, какую он успел проделать работу для подготовки проекта программы импортозамещения. В частности, совместно с ЮУрГУ, взяв за пример 81 крупное и среднее промышленное предприятие, провели мониторинг структуры импорта и экспорта в Челябинской области, определили уровни действующих кооперационных связей, объем требуемых инвестиций на освоение и производство импортозамещающих видов продукции.

Уже сформирован перечень 27 проектов НИОКР, в том числе по заказу предприятий. Ну и, конечно, прорабатывается вопрос о выборе мер государственной поддержки: льгот по налогу на прибыль, субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам.

Надежда на себя

Новую промышленную политику придется реализовывать на фоне снижения инвестиций в промышленный комплекс Челябинской области.

Объем инвестиций в основной капитал в промышленности Челябинской области за 2014 год составил (к 2013 году):
• обрабатывающие производства – 45,2 млрд рублей (84,6%);
• добыча полезных ископаемых – 8 млрд рублей (44,9%);
• производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 46,1 млрд рублей (116,1%).

Предприятия по-прежнему надеются в основном на собственные средства. Но все же ресурсы для преодоления денежного голода, по мнению Акбашевой, есть. За примером далеко ходить не надо – развитие внутрирегиональной кооперации в Свердловской области показывает, как можно загрузить имеющиеся промплощадки контрактами от местных заказчиков. В Челябинской области система кооперации только набирает обороты. Начиная с 2012 года в Челябинской области организовано 11 бирж субконтрактов, выставлено около 200 заказов на сумму 4,3 млрд рублей, 117 заказчиков, 283 поставщика, проведено свыше 906 переговоров, число зарегистрированных посетителей около 1,37 тыс. человек.

Кстати, для потенциальных инвесторов и заказчиков уже сформирован список промплощадок и муниципальных площадок, подходящих для создания новых производств.

В перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области включены семь промышленных предприятий: ООО «Сухоложский крановый завод», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод», ООО «Русский кварц», ЗАО «Завод "Эскон"», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ООО «Завод "Техно"».

Член комитета по промполитике ЗСО Светлана Поклоннова обратила внимание на схему импортозависимости Челябинской области: «Эта четкая диаграмма по отраслям и видам продукции с указанием импортных составляющих станет хорошей подсказкой для любого инвестора, предпринимателя, руководителя предприятия и просто для рядовых инженеров и специалистов».

Ее коллега Рафкат Тахаутдинов призвал не забывать об энергетике. «Доля износа оборудования в этой отрасли составляет более 80%, а перспектив на приток инвестиций пока не просматривается», – напомнил он. Владимир Перезолов выразил сомнения в поддержке кластерного подхода. По его мнению, это достаточно «размытый» и протяженный по времени метод промышленной политики.

Руководитель научно-образовательного центра «Развитие региональных социально-экономических систем» института экономики Уральского отделения Российской академии наук и Челябинского госуниверситета Сергей Гордеев считает, что приводить законы о промполитике в соответствие с современными требованиями нужно было давно. «Со времени предыдущей редакции закона от 2003 года мы сегодня имеем уже совсем другую страну, другую экономику и даже другую идеологию, – говорит эксперт. – На фоне сегодняшней структурной перестройки, которая является достаточно болезненным процессом и вызывает много негативных явлений, необходимы очень срочные и очень действенные меры для активизации бизнеса. Эти меры невозможно переложить на одну сторону процесса. Нужна цепочка из всех звеньев: бизнес, власть, общественность».

Пора перестать уповать лишь на отдельные тактические меры промполитики, уверен Сергей Гордеев. Например, пресловутое импортозамещение становится уже обесцвеченным понятием. «Да, оно нужно в оборонных и стратегических отраслях. Но если в других сферах покупать у китайцев дешевле, чем у соседа, значит, проблема не в импортозамещении, а в повышении конкурентоспособности отечественного производителя, – поясняет ученый. – Предложение о кластерном подходе вполне приемлемо, потому что он является одной из форм кооперации и возможен в базовых отраслях. Сейчас уже проявляется потребность в межрегиональной кооперации, и совместная деятельность «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и «Уралвагонзавода» – тому пример».

При этом создание государственного фонда поддержки промышленности, по мнению Сергея Гордеева, – это промежуточная, тактическая задача. Без нормализации кредитно-финансовой политики, главной стратегической задачи момента, не вызывает оптимизма возможность получения заемных средств из подобных фондов по приемлемым для промышленности ставкам и условиям. «Кредитная ставка в пять процентов годовых возможна лишь при уровне инфляции не более трех–четырех процентов в год – это аксиома, – напоминает он. – Таким образом, разрабатывая новый закон о промполитике, нужно помнить, что мы его принимаем на десятилетия вперед. Поэтому требуется не авральный поиск тактических, отдельных методов, а глубокие стратегические проработки направлений государственной поддержки промышленного сектора в стране. Когда сложно начинать, надо начинать всегда с главного!».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления