RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
2 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Прощай, новый iPhone!

Прощай, новый iPhone!

25 августа произошло «знаменательное» событие – курс доллара впервые перескочил через отметку в 70 рублей. Оптимисты говорят, что хуже уже быть не может. К их числу принадлежит и глава Минэкономразвития Игорь Улюкаев, заявивший, что отечественная экономика уже достигла «хрупкого дна». Пессимистов слушать вообще не хочется. Интересен другой вопрос: как курс валют скажется на ценах, в частности, на электронику и бытовую технику.

Немного предыстории

Стремительный рост курса доллара по отношению к рублю начался еще летом минувшего года. К октябрю 2014 доллар впервые преодолел психологическую отметку в 40 рублей, к началу декабря – в 50 рублей. К новогодним каникулам была взята отметка в 60 рублей. Потом было затишье и укрепление рубля, внушающее некоторые надежды. И вот 25 августа 2015 года случилось то, чего опасались многие – доллар подскочил до 70 рублей, официально подорожав в два раза по сравнению с летом 2014-го.

Естественно, ослабление рубля по отношению к мировым валютам повлекло за собой рост цен на электронику и бытовую технику. Впрочем, многие производители держались до последнего. Так, к примеру, Apple подняла цены в России только в ноябре 2014 года (примерно на 25%), Samsung – в середине декабря (где-то на 8–12 %). Предновогодних распродаж не дождался никто. За Apple и Samsung подтянулись и другие компании: Acer, Asus, Lenovo. Как комментировал происходящее глава Lenovo в России Глеб Мишин на своей странице в Facebook, «рост цен произойдет на все категории продукции по мере замещения складских остатков новой продукцией. Себестоимость нашей продукции в USD, поэтому рост цен постепенно догонит курсовую разницу».

Потребитель отреагировал на происходящее соответственно. Как сообщали аналитики «Связного», первый квартал 2015 года на российском рынке гаджетов был отмечен первым в истории снижением продаж смартфонов и планшетных компьютеров в штуках. Всего продажи «умных» телефонов в стране снизились на 7%, планшетов – на 18%. За первое полугодие 2015 года снижение продаж оказалось еще более выразительным. Применительно к Челябинску продажи смартфонов упали на 9%, а реализация планшетов за отчетный годовой период упала на 36%. Представители «Евросети» оценивают ситуацию с первым полугодием 2015-го еще более мрачно: «Если анализировать динамику продаж планшетов в разных ценовых сегментах, то больше всего продемонстрировали падение продаж в сегменте от 15 до 20 тысяч рублей – на 67% в натуральном, на 66% в денежном выражении. Продажи планшетов в ценовом сегменте свыше 30 тысяч рублей снизились на 10% в натуральном выражении». Последний факт особенно любопытен: спрос на товары с более высокой ценой падает медленнее, чем на недорогие.

Можно предположить, что другие сферы продаж (к примеру, бытовая техника) продемонстрировали подобную динамику. Пожалуй, снижение спроса было самым предсказуемым моментом во всей ситуации.

Следуя курсом

Строить прогнозы в подобной ситуации – занятие, как всегда, неблагодарное. Впрочем, здравый смысл подсказывает, что электроника и бытовая техника продолжит держать курс на подорожание. Но до сих пор цены отставали от курса валют примерно на месяц-полтора. Почему это происходит – Глеб Мишин объяснил чуть выше. До сих пор работал один сценарий: если доллар рос на 20%, все товары прибавляли в цене где-то через 30–45 дней. Правда, прирост был не столь значительным. Если доллар подорожал в два раза, то цены прибавили, в среднем 30–50%. В случае, если падение рубля продолжится, временной разрыв между корректировкой цен может стать меньше. Само же повышение цен будет демонстрировать все более явную пропорциональную зависимость от курса валют. Не исключено, что рано или поздно все придет к пропорции 1:1.

Но произойдет это не в ближайшие дни. «Не стоит ждать роста цен на технику совсем уж в краткосрочной перспективе – рассказал директор по маркетингу компании «Ситилинк» Роман Сычев – . Произойти это может либо тогда, когда ритейлерами будут размещаться новые заказы у поставщиков по новым, более высоким ценам. Либо тогда, когда производителями будут обновлены рекомендованные цены на свою продукцию. Для первого продавцам надо сначала распродать текущие складские запасы и осуществить новые закупки. Что касается второго, то пока таких уведомлений от вендоров не поступало. Следовательно, если росту и суждено случиться, то произойдет это не очень скоро».

Покупатели, естественно, и ранее улавливали зависимость между курсом валют и стоимостью товаров. Отечественные маркетологи знают, что каждый скачок курса доллара по отношению к рублю вызывает кратковременный ажиотажный спрос. Как рассказала корреспонденту 2074.ru руководитель пресс-службы ритейлера «Связной» Мария Заикина, в связи с удешевлением рубля, на этой неделе компания отметила большее число посетителей и рост числа покупок. «Например, – сообщила она, – в онлайн-канале рост оборота от продаж в начале недели на 80% выше относительно аналогичного периода семью днями ранее». Такое же мнение высказали и в «Ситилинке»: «С начала недели (с 24 августа) среднесуточное количество принимаемых нами заказов через сайт Citilink.ru увеличилось на 30%, и этот показатель скорее растет день ото дня, чем падает» – сообщил Сычев.

А вот обратная тенденция, связанная со снижением курса доллара, менее очевидна. По мнению руководителя Яндекс.Маркета Павла Алёшина, «тренды предыдущих периодов показывают, что цены неизбежно поднимаются вместе с падением рубля. А вот обратный эффект гораздо слабее – даже при значимом снижении курсов валют товары если и дешевеют, то очень медленно».

Пока такого безумного ажиотажа, как в конце минувшего года, не наблюдается. Причин этому может быть много: начиная от того, что население уже психологически привыкло к продолжающемуся росту курса валют, и заканчивая тем, что «заначка» у большинства наших сограждан уже изрядно поистощилась. «По всей видимости, у покупателей либо уже не осталось свободных средств, либо они не готовы вкладывать их в товары», – комментируют ситуацию представители Яндекс.Маркета в опубликованном исследовании. Эффективность стимула продолжает падать. Не исключено, что дальнейшие пертурбации на валютном рынке приведут только к одному – катастрофическому падению спроса. Падение спроса, в свою очередь, может привести к тому, что оставшиеся небольшие компании, занятые в сфере торговли, будут вынуждены уйти с рынка окончательно. В итоге могут остаться только крупные федеральные игроки.

Что дальше?

  1. Цены в магазинах продолжат следовать за курсом доллара с отставанием на 15-45 дней.

  2. Дальнейшего снижения производителями отпускных цен ожидать не приходится – они и так сделали для отечественного рынка практически все, что могли. Максимальная корректировка цен для России по сравнению с остальными странами вряд ли уже превысит несколько процентов.

  3. Если соотношение курса валют перестанет меняться столь резко, как в последние дни, покупатели начнут возвращаться в магазины.

  4. Если падение курса продолжится, местные продавцы электроники и бытовой техники будут вынуждены окончательно уйти с рынка, освободив место для федералов.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления