Бизнес «Платон» заменит транспортный налог?

«Платон» заменит транспортный налог?

Владельцев большегрузов могут освободить от уплаты транспортного налога уже к весне. Или ввести механизм зачета налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами. Минфин сообщил о начале работы над соответствующим законопроектом. О подробностях документа и мнение экспертов – в тексте Chel.ru.

О том, что транспортный налог все же нужно отменить, заявил в конце 2015 года президент РФ Владимир Путин, комментируя внедрение платы за пользование общественными дорогами через систему «Платон». «Своевременно нужно было отменить транспортный налог, можно было бы помочь людям выйти из тени и в то же время сохранить доходы», – сказал Путин и выразил надежду, что соответствующие поправки в законодательство будут приняты в начале 2016 года.

И вот на днях Минфин разместил уведомление о разработке соответствующего документа на портале проектов Regulation.gov.ru. Собрать отзывы об инициативе ведомство планирует до 2 февраля 2016 года. Переходного периода не предусмотрено – закон вступит в силу сразу после принятия и официального опубликования. При оперативной работе минфина это может произойти уже в первом квартале 2016 года.

Как сообщал Chel.ru, влияние введенной в стране системы взимания платы с большегрузов за пользование федеральными трассами «Платон» вызвало бурю протестов по стране. Это повлияло на решение руководства страны снизить штрафы в 90 раз – с 450 до пяти тысяч рублей.

Отмена транспортного налога должна компенсировать владельцам большегрузных машин дополнительные расходы, которые возникли у них в связи с введением платы за пользование общественными дорогами через систему «Платон» с 15 ноября 2015 года.

Сейчас плательщиками сбора являются более 123 тысяч грузоперевозчиков – именно столько зарегистрировано в системе «Платон», с общим количеством автопарка свыше 650 тысяч машин. Кроме того, часть перевозчиков, не зарегистрированных в системе, пока пользуется предоставленной государством временной услугой упрощенного оформления разовых маршрутных карт, пишет «РГ».

«Эта мера поддержит бизнес, а значит, высока вероятность, что она приведет к росту налоговых поступлений в бюджет», – считает эксперт комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин.

Основной вопрос, который интересует многих владельцев транспорта: налог просто отменят или будет предложен механизм зачета налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами. В частности, это обсуждалось в министерстве транспорта. Подобный принцип, кстати, уже используется при уплате торгового сбора. Из двух платежей (налога или сбора) платится та сумма, которая больше.

На сегодня единственным критерием освобождения от транспортного налога является масса автомобиля выше 12 тонн. Но закон требует установления дополнительных требований к грузовикам, которые будут освобождены от транспортного налога. Так как не все автомобили с массой более 12 тонн ездят по дорогам общественного пользования – многие из них пользуются дорогами на территориях промышленных предприятий, на карьерах.

Снижение налоговой нагрузки не может не радовать, однако это послабление несоизмеримо с возросшей налоговой нагрузкой, указывают эксперты Chel.ru.

«Отмена транспортного налога на автомобили с массой более 12 тонн не сильно повлияет на совокупные финансовые показатели большинства грузоперевозчиков, – считает финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – Дело в том, что даже в условиях установленного временного периода минимальных тарифов и штрафов в рамках системы "Платон" в большинстве случаев платежи по этой системе будут значительно превышать суммы транспортного налога. Впрочем, бенефициарами данной законодательной инициативы выступят собственники большегрузных автомобилей, которые не пользуются дорогами общего пользования (карьерная техника и тому подобные). Таким образом, отмена транспортного налога однозначно приведет к росту деловой активности в некоторых секторах экономики».

«Если брать то количество километров, которое проезжает грузовой автомобиль за год – а это в среднем от 80 до 100 тысяч км – то получается, что при нынешних расценках по 1,53 рубля за км плата по "Платону" составит около 153 тысячи рублей в год, – рассуждает руководитель клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков. – Если отменят транспортный налог, то получится послабление на сумму от 45 до 110 тысяч в год в зависимости от вида, мощности и грузоподъемности грузового автомобиля».

Если плату в 1,53 руб. за км до октября всё же оставят, а не повысят ее, как обещают, до 3,05 рубля с 1 марта, то отмена транспортного налога позволит сэкономить водителю от 30 до 70 процентов от той суммы, которую он за год заплатит по «Платону», указывает Карташков. «Но все равно сумма по "Платону" получается больше, чем транспортный налог, – сожалеет он. – Если же с марта плату за пользование федеральными трассами повысят до 3,05 рубля за км, то экономия составит 15 – максимум 20 процентов от платы по "Платону"».

Схожее мнение высказал и руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов. «Транспортный налог с одной машины в год – это в среднем 30–50 тысяч рублей, – говорит Алексашов. – А годовая выплата по системе «Платон» при ставке 3,06 рублей за км и при среднем пробеге 15 000 км в месяц – это 459 000 тысяч рублей в год. Конечно, эти суммы мало сопоставимы. К тому же пока не ясно, как региональные бюджеты смогут компенсировать недополученные поступления с транспортного налога. Ведь транспортный налог идет в региональный бюджет, а сборы по «Платону» – в федеральный».

Послабление налогового бремени нивелируется ростом других налоговых платежей, указывают респонденты Chel.ru.

«Не стоит забывать, что перевозчики обязаны еще платить регулярно повышаемый акциз на топливо, – напоминает Игорь Алексашов. – С начала года его увеличение привело к росту стоимости топлива на 1,5–2 рубля за литр».

Однако при отмене транспортного налога будут и те транспортные компании, которые окажутся в заметном плюсе, уверяют собеседники сайта Chel.ru.

«Выиграют те владельцы транспорта, которые работают на строительной технике: они на федеральные трассы не выезжают, ездят в основном внутри городов, – комментирует Кирилл Карташков. – Для них, разумеется, отмена транспортного налога будет очень выгодна. Ну а для водителей, которые занимаются непосредственно магистральными перевозками, будет "хотя бы что-то"».

Зачет налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами вряд ли будет одобрен, считают респонденты.

«Введение механизма зачета транспортного налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами маловероятно, поскольку формально противоречит поручению президента РФ о отмене налога», – указал Тимур Нигматуллин.

Кстати, очень сильно кризис и введение платы за пользование федеральными трассами отразились на сервисных компаниях, занимающихся ремонтом и обслуживанием транспорта, указали эксперты Chel.ru.

«Если раньше многие останавливались на платных стоянках и могли себе позволить сходить в баню, поесть в кафе, то сейчас большая часть дальнобойщиков стала питаться, как в 90-е – "дошираками", – рассказывает Карташков. – На сервис теперь заезжают только в случае крупной поломки, мелкие же поломки откладывают на потом. Это в любом случае угрожает безопасности».

Что именно влияет на безопасность, он пояснил на примере тормозных систем: на легковом авто система торможения – гидравлическая, у грузового – пневматическая: есть компрессор, который накачивает воздух в систему и за счет этого происходит торможение. Если какое-то колесо начинает плохо тормозить, в идеале его ремонтируют. Ну а так как денег не хватает на ремонт, то ставят на трубку заглушку и колесо перестает тормозить.

«А грузовик, у которого неравномерно распределена тормозная нагрузка – потенциально опасный автомобиль, – говорит Кирилл Карташков. – И так со всеми системами. Масло начинает капать и так далее... Грузовики теперь не могут вовремя обслуживаться. Уже сейчас многие компании ликвидированы, количество грузовиков, выставленных на продажу, увеличилось в разы. Думаю, благодаря кризису и сокращению количества грузоперевозок, а также плате по "Платону" эта тенденция продолжится. Рады ли мы предстоящему налоговому послаблению? Те, кто останется к тому времени, думаю, оценят».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления