Бизнес Сети оставят без алкоголя и выходных

Сети оставят без алкоголя и выходных

Министерство промышленности и торговли РФ предлагает запретить некоторым ритейлерам работать в выходные и праздничные дни, а также торговать алкоголем и сигаретами. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на федеральные компании, речь идет о тех участниках рынка, которые не вступят в Российский национальный совет потребительского рынка. Челябинские эксперты отмечают, что инициатива министерства идет вразрез с действующими законодательными нормами.

По информации издания, Минпромторг разослал отраслевым объединениям проект концепции Совета рынка, который будет иметь статус некоммерческого партнерства. В него войдут две палаты – палата розничной торговли и палата производителей и поставщиков. Каждую из них разделят на несколько гильдий в зависимости от размера и характера бизнеса. Кроме того, предполагается наличие национального торгового арбитража, который будет разбирать споры между членами совета.

Правление совета планируют избирать на три года, в него войдет 21 человек – по девять представителей от каждой палаты и три от Минпромторга. При этом министерство будет иметь право вето на решения любого органа Совета рынка, кроме торгового арбитража. Правление получит право распределять средства компенсационного (гарантийного) фонда, в который будут поступать штрафы за нарушения правил совета. Один из источников отметил, что эти средства будут выплачиваться в виде компенсаций пострадавшей стороне.

«Механизм саморегулирования в торговле будет распространяться на три сегмента розницы, – сообщил недавно заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. – Речь идет о крупном и среднем сетевом ритейле, мелкорозничной торговле, а также ярмарочной и рыночной торговой деятельности. Каждому сегменту розницы могут соответствовать специализированные союзы (ассоциации) – будущее ядро общего механизма саморегулирования. Но подход к введению принципов саморегулирования должен быть един для всех сегментов».

Ритейлеров и поставщиков, которые не станут вступать в Совет рынка, Минпромторг предлагает наказать довольно жесткими ограничениями. Например, розничным сетям министерство хочет запретить работать в выходные и праздничные дни, продавать подакцизные товары (алкоголь и табак), открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Что касается поставщиков, не вошедших в совет, то они лишатся гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями, касающихся, в частности, сроков оплаты поставок и размера бонусов. Кроме того, им нельзя будет рекламировать свои товары в магазинах сетей – членов совета.

В самом Минпромторге об этой инициативе никаких официальных заявлений не делали. Концепцию Совета рынка в ведомстве пока не комментируют, ссылаясь на то, что она еще разрабатывается и обсуждается. Однако Виктор Евтухов заявил, что «для поставщиков, не примкнувших к Совету рынка, могут отменяться гарантии, устанавливаемые законодательством».

Челябинские эксперты отмечают, что предложение Минпромторга выглядит несколько странным и противоречит действующему законодательству. «Как можно ограничивать в торговле алкоголем компанию, которая выполнила все условия лицензирования и соблюдает законы? – удивляется директор торгового дома «Ариант» Дмитрий Соколов. – На мой взгляд, это уже создание дискриминационных условий для участников рынка, такие шаги противоречат антимонопольному законодательству. Неучастие в некоммерческих объединениях не должно быть критерием для ограничений и запретов».

Что касается эффекта от создания нового некоммерческого объединения, то, по мнению Дмитрия Соколова, появление совета может привести к увеличению финансовой нагрузки на бизнес. «У нашей страны уже есть опыт создания саморегулируемых организаций в строительной отрасли, – отметил он. – Их появление не привело к каким-то существенным изменениям, на рынке остались те же компании, что были до этого. Но цены стали выше, потому что появились дополнительные отчисления в СРО».

С ним согласен и коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. «Для торговли, в том числе алкогольной продукцией, уже прописаны правила, есть лицензирующие организации, – отметил он. – Что касается нового объединения, о котором идет речь, то нужно понимать, в каком статусе оно будет работать. Если это просто общественная организация, то она не должна решать такие задачи, а если уполномоченный государственный орган, то зачем он нужен, если такие органы уже есть? Уже достаточно процедур контроля – лицензирование, ЕГАИС. Если компания все соблюдает и соответствует требованиям, предъявляемым к продавцам данной категории товаров, она должна работать в равных со всеми условиях».

Один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, отметил, что, скорее всего, такие ограничения не будут приняты, поскольку противоречат не только действующему законодательству, но и Конституции. Что касается Российского национального совета потребительского рынка, то в этом объединении эксперт вообще не видит смысла, по его словам, вполне достаточно отраслевых ассоциаций.

Напомним, как ранее писал Chel.ru, Минпромторг рассматривает и ослабление ограничений для ритейлеров, торгующих алкогольной продукцией. В частности, ведомство разработало законопроект, который предусматривает разрешение на продажу спиртных напитков магазинам, расположенным рядом с социальными и спортивными объектами.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления