ѕоводом дл€ заседани€ региональной рабочей группы ќЌ‘ «„естна€ и эффективна€ экономика» послужила монополизаци€ поставок продуктов питани€ дл€ нужд муниципальных школ и учреждений здравоохранени€ в ћагнитогорске. ѕо данным общественников, магнитогорское ћ”ѕ «√орторг» осуществл€ет закупки продуктов по 223-‘« крупными лотами, стоимостью в несколько дес€тков миллионов рублей каждый, что ведет к ограничению участи€ потенциальных поставщиков.

“ак, например, в 2016 году были проведены закупки м€са на общую сумму свыше 70 млн руб. ѕри этом доступ субъектов малого и среднего производственного бизнеса к муниципальному заказу был ограничен в силу высокой стоимости контрактов, необходимости денежного обеспечени€ их исполнени€ при невозможности использовани€ банковской гарантии. ¬ результате представители производственного сельскохоз€йственного бизнеса лишены возможности реализовывать свою продукцию. јналогична€ ситуаци€ наблюдаетс€ и по другим товарным позици€м, закупаемым муниципальным предпри€тием.

«ћ”ѕ "√орторг" в период с 2014 года провело 245 аукционов с единственным участником, 81 аукцион прошел без снижени€ цены, было заключено 133 контракта по цене, превышающей начальную максимальную. ѕри этом многие крупные конкурсы ћ”ѕа выигрывают микроскопические фирмы с численностью персонала в 5-15 человек и уставным капиталом в 10 тыс. руб., – комментирует эксперт регионального отделени€ ќЌ‘ яков  аретный. – Ёто позвол€ет предположить, что победители €вл€ютс€ перекупщиками либо "карманными" компани€ми, заранее посв€щенными в услови€ конкурсов».

Ќачальник отдела контрол€ закупок дл€ государственных и муниципальных нужд „ел€бинского ”‘ј— –оссии  сени€ ƒолгополова согласилась с доводами экспертов ќЌ‘, подтвердив наличие проблемы монополизма в сфере закупок питани€ в ћагнитогорске. “акже она указала предпринимател€м на необходимость направлени€ в „ел€бинское ”‘ј— –оссии соответствующих жалоб. «Ќе все предприниматели сразу же обращаютс€ в антимонопольную службу, – отметила  сени€ ƒолгополова. – ѕоэтому мы не имеем возможности оперативно вмешатьс€ в ситуацию по каждому конкурсу и прин€ть меры антимонопольного реагировани€ при установлении нарушений действующего законодательства».

“акже вы€снилось, что √лавное контрольное управление „ел€бинской области не имеет правовых оснований дл€ проведени€ надзорных меропри€тий над муниципальными предпри€ти€ми, провод€щими закупки по 223-‘«.

ѕредставители рабочей группы ќЌ‘ пришли к выводу, что централизованна€ и децентрализованна€ системы закупки продуктов и организации питани€ в школах обладают своими преимуществами и недостатками. »скусственное укрупнение лотов упрощает администрирование закупки, но вовсе не гарантирует высокое качество поставл€емых продуктов. ќбщественники подчеркнули, что ситуаци€, когда победители крупных торгов €вл€ютс€ торговыми посредниками, причем не местными, а не производител€ми, очень тревожна€. “ем самым бюджетные деньги уход€т за пределы „ел€бинской области и работают в интересах других регионов.

«ƒействующа€ система закупок продуктов питани€ дл€ муниципальных нужд настроена на работу крупных поставщиков. Ќо обеспечение школ и детсадов недорогими качественными продуктами питани€ возможно только при увеличении количества поставщиков и повышении конкурентности закупок. ¬ области необходима разумна€ и законна€ протекционистска€ политика, направленна€ на создание условий по доступу местных сельскохоз€йственных производителей к муниципальному заказу, – считает руководитель региональной рабочей группы ќЌ‘ "„естна€ и эффективна€ экономика" јртем јртемьев. – ¬ласт€м региона необходимо составить реестр потенциальных поставщиков-производителей из числа компаний малого и среднего бизнеса и целенаправленно работать по созданию условий дл€ их доступа к муниципальному заказу».

ѕредставители регионального ќЌ‘ рекомендуют составить на 2017 год план закупок продуктов дл€ муниципальных учреждений у субъектов производственного малого и среднего бизнеса. Ёксперты отделени€ ќЌ‘ в „ел€бинской области пообещали подготовить предложени€ по проблеме закупок продуктов питани€ дл€ школ и увеличению участи€ в поставках производственных компаний, которые будут направлены в адрес правительства области.

 ак ранее информировал 74.ru, в сент€бре 2014 года специалисты главного контрольного управлени€ по поручению губернатора Ѕориса ƒубровского провели проверку и проанализировали ситуацию с отбором поставщиков продуктов питани€ дл€ государственных, областных и муниципальных бюджетных учреждений – школ, больниц, детсадов и других. ѕо ее результатам глава региона прин€л решение разорвать контракты с недобросовестными поставщиками и усилить контроль за проведением новых торгов. ј еще через год, в сент€бре 2015-го, сотрудники правоохранительных органов задержали руководителей одного из поставщиков школьного питани€ – торговой фирмы «јкцепт» – јнатоли€ ѕавлова и его супругу ≈лену  аллы. ѕо информации Chelyabinsk.ru, им вмен€етс€ мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 ”  –‘), речь шла об ущербе на сумму 1,2 миллиарда рублей.