ƒи⁠ректор института экономики отраслей, бизнеса и администрировани€ „ел€бинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы –‘ ¬иктор »ванович Ѕархатов
ƒи⁠ректор института экономики отраслей, бизнеса и администрировани€ „ел€бинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы –‘ ¬иктор »ванович Ѕархатов

¬иктор Ѕархатов — эксперт в области экономики и образовани€. ќн доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник ¬ысшей школы, почетный член јкадемии гуманитарных наук, действительный член ћеждународной јкадемии науки и практики организации производства, член-корреспондент –оссийской јкадемии ≈стествознани€, имеет почЄтное звание «ќснователь научной школы», а возглавл€ема€ им кафедра награждена дипломом качества ≈вропейской научно-промышленной палаты.

— ¬иктор »ванович, несколько лет говоритс€ о том, что нужно сокращать подготовку экономистов, тем не менее спрос на это направление подготовки остаЄтс€ высоким. ¬ чЄм секрет?

— «а последние два-три года подготовка экономистов действительно сократилась. Ёто выражаетс€ в уменьшении бюджетных мест, они «перетекают» на инженерные направлени€. Ќесмотр€ на это, интерес к экономике у абитуриентов, поступающих на бакалавриат или магистратуру, не угасает. Ёто объ€сн€етс€ просто — без экономистов ни одно промышленное предпри€тие, ни один частный бизнес работать не может. ¬се понимают, что необходимо развиватьс€, выстраивать стратегию, ускор€ть экономический рост — без грамотных специалистов это сделать невозможно. »менно поэтому экономическое направление подготовки в вузах всегда будет востребованным.   сожалению, по€вилс€ стереотип, что экономисты не нужны. ћой опыт подсказывает, что при таком подходе через п€ть лет мы окажемс€ у разбитого корыта, и государство будет вынуждено возрождать экономические научные школы.

ƒобавлю, что в „ел€бинской области рынок труда экономистами не пересыщен. Ёто миф. ћы выпускаем небольшой поток. ≈сли говорить об официальной статистике — уровень трудоустройства наших студентов приближаетс€ к 100%. Ёто значит, что они наход€т себ€ и их опыт востребован.

«Ѕез экономистов страна окажетс€ у разбитого корыта»: как в „ел√” готов€т кадры дл€ бизнеса

— Ёкономическа€ ситуаци€ мен€етс€ очень быстро.  ак ваш институт реагирует на перемены, что мен€етс€ в программах подготовки?

— ћы не готовим экономистов в неком общем смысле. ѕодготовка специалистов отвечает потребност€м рынка. —пециальности и профили в нашем институте св€заны с конкретными отрасл€ми экономики — энергетикой, строительством, нефтегазовой сферой и так далее. —ейчас продвигает подготовку кадров дл€ сферы ∆ ’, это очень интересный рынок, учитыва€ рост управл€ющих компаний, “—∆, компаний, занимающихс€ предоставлением коммунальных услуг.

 ачество подготовки объ€сн€етс€ несколькими факторами, один из них — практико-ориентированный подход, когда нар€ду с теорией упор делаетс€ на элементы практических дисциплин, работу непосредственно на предпри€тии. ћногие привыкли к тому, что существует две практики — производственна€ и преддипломна€. ” нас таких практик за врем€ обучени€ четыре или п€ть, что зависит от направлени€ подготовки — бакалавриат или специалитет. Ёто насто€щее погружение в работу предпри€ти€ и накопление опыта, который так цен€т руководители и сотрудники отдела кадров.

Ёкономика сегодн€ многофакторна€. Ќо мы сталкиваемс€ с тем, что предпри€ти€, бизнесмены не занимаютс€ рынком ценных бумаг, имеют только государственные или кредитные капиталы, не знают, как продвигать свои акции, управл€ть активами и рисками. ћы готовим специалистов дл€ того, чтобы изменить ситуацию. Ёто нека€ работа на опережение.   сожалению, система образовани€ довольно неповоротлива, отталкиваемс€ от вчерашнего дн€. ¬ этом плане наш институт — исключение.

ћы как экономисты привыкли подробно анализировать ситуацию и прогнозировать будущее, поэтому сделали программы, позвол€ющие студентам выбирать дл€ себ€ свой, индивидуальный путь обучени€, иногда сверх образовательного стандарта. Ќаш институт гордитс€ подготовленными программами обучени€, в которые вход€т до 100 всевозможных курсов — от управлени€ проектами до проработки стратегии корпорации. Ќаши студенты знают, в какие периоды стоит инвестировать в ценные бумаги, как на это вли€ют санкции, почему происход€т спады или резкие скачки цен на облигации.

«Ѕез экономистов страна окажетс€ у разбитого корыта»: как в „ел√” готов€т кадры дл€ бизнеса

— “о есть студенты могут выбирать различные курсы в рамках программы и в зависимости от того, какие знани€ им дополнительно пригод€тс€ в будущем?

— ƒа. Ќапример, большой попул€рностью пользуетс€ курс по управлению проектами. ќн особенно полезен тем, кто хочет открыть своЄ дело или развивать новые направлени€ в своЄм городе и в организации. Ќа этом курсе студенты знаком€тс€ с современными методиками создани€ и построени€ бизнеса — бизнес-модел€ми, планированием, нюансами инвестировани€ и анализа внешней среды. Ёти знани€ позвол€ют на втором-третьем курсе обучени€ уже создать своЄ дело. ћолодые люди разрабатывают идею, встречаютс€ с партнЄрами, чтобы работать в команде и снизить собственные затраты. «атем они решают главную задачу — реализаци€ проекта. ” нас есть много успешных примеров. “ак, один из студентов, €вл€€сь призером по игре в шахматы, создал уникальную шахматную школу, котора€ €вл€етс€ конкурентоспособной не только в городе, но и в „ел€бинской области. —ейчас набирает дл€ обучени€ около 40 человек. ≈сть студенты, которые открыли пекарни, ресторан.  онечно, в основном это касаетс€ пока сферы производства, услуг. ћы нацеливаем реб€т на разработку прорывных идей.

¬ получении новых знаний студентам помогают всевозможные тренинги, встречи с предпринимател€ми, бизнес-учител€ми, которые организовывает институт. ћы понимаем, что тренинги дорогие, не каждый студент может позволить себе их пройти, кроме того, нужно различать полезные курсы от тех, где не даЄтс€ знаний. Ќаши студенты имеют возможность бесплатно посещать уже проверенные, качественные курсы.

—  акие услови€ созданы дл€ студентов в »нституте экономики?

— ¬ структуре нашего института создан бизнес-инкубатор. Ќа первом этаже первого корпуса университета будет функционировать коворкинг-центр. “ам будут оборудованы места, чтобы любой студент мог поработать над созданием собственного проекта — от идеи до реализации. “аким образом мы хотим подстегнуть предпринимательскую активность студентов и создать услови€ дл€ их личностного роста.

ƒл€ обучени€ по программе «таможенное дело» в институте создана уникальна€ лаборатори€. Ёто направление подготовки требует усиленной практической наработки, поэтому на зан€ти€х студенты решают конкретные задачи, сто€щие перед теми, кто отвечает за экономическую безопасность. «ан€ти€ позвол€ют студентам сразу приступать к работе при трудоустройстве, а не смотреть на программы, как на что-то неизвестное. Ћекции ведут ведущие преподаватели института, многие из которых, €вл€€сь нашими выпускниками, получив учЄные степени или реальный опыт работы в таможенной службе, возвращаютс€ преподавать. „ел€бинский государственный университет был первым вузом, который начал специализированно готовить специалистов дл€ этой сферы. —егодн€ наши выпускники могут работать не только на таможне, но и в банковском секторе.

«Ѕез экономистов страна окажетс€ у разбитого корыта»: как в „ел√” готов€т кадры дл€ бизнеса

— ¬иктор »ванович, насколько предпри€ти€ заинтересованы участвовать в подготовке специалистов?

— –уководители крупных компаний понимают, что дл€ развити€ необходим свежий ветер, который наполн€ет паруса дл€ движени€ вперЄд. ћы обеспечиваем приток нового поколени€ экономистов, обладающих необходимыми знани€ми. ћожет быть, прозвучит нескромно, но там, где по€вл€ютс€ наши выпускники, мы замечаем позитивные перемены.

 ак правило, компании присматривают дл€ себ€ кадры ещЄ во врем€ практики. Ѕольшое внимание удел€етс€ написанию дипломной работы. ƒл€ нас важно, чтобы студент решал конкретные задачи предпри€ти€, банка, частной корпорации. ¬ своей дипломной работе он может касатьс€ любых проблем: устойчивости бизнеса, развити€ организации, оценки ее эффективности. ѕолучаетс€, что за врем€ учЄбы студент проходит все этапы обучени€ — от знакомства с производством до решени€ поставленных задач. ѕредпри€ти€ сами заинтересованы в этой оценочной работе, потому что порой им самим некогда вы€сн€ть тенденции, проводить аналитическую работу.

— –асскажите о преподавател€х, кто ведЄт зан€ти€?

— ” нас устойчивый коллектив, чем мы гордимс€. ¬ институте работает около 100 человек. ”чЄные степени имеют более 70% сотрудников. —редний возраст преподавателей — 36–38 лет, это насто€ща€ команда. »нститут создавалс€ не по указке ректората, а по инициативе самих преподавателей. ¬ то врем€ были факультеты, речь о создании институтов в структуре университета вели только мы. »стори€ показала, что мы опередили врем€ и были правы. »нститут от факультета отличаетс€ научным блоком. Ќаши преподаватели публикуютс€ в престижных журналах ¬ј , цитируютс€ системой Scopus, участвуют в международных конференци€х. Ќедавно мы организовывали в „ел€бинске конференцию с участием представителей 12 стран — ћексики, японии, ¬ьетнама и других. ќбсуждались парадигмы 21 века. Ќаши студентаыбыли задействованы в течение всех трЄх дней проведени€ — они писали доклады, вовлекались в научную школу. ѕреподаватели и студенты тоже выезжают за рубеж. «а последнее врем€ представители нашего института побывали в –умынии, „ехии, ћакедонии, ƒании. “ам они участвовали в научных конференци€х.

«Ѕез экономистов страна окажетс€ у разбитого корыта»: как в „ел√” готов€т кадры дл€ бизнеса

— Ќам известно, что представительства института есть в разных регионах.

— ƒа, мы работаем над созданием синергии. –аботу нашего института можно оценить, как образцовую, поэтому нас с радостью принимают в разных регионах. Ќа сегодн€шний день представительства открыты в „ел€бинской, ќренбургской и  урганской област€х, создана базова€ кафедра в Ѕашкирии (г. ”фа) дл€ подготовки специалистов по управлению качеством, а в —очи и в —имферополе функционируют »нновационно-технологические центры.

ƒл€ работы с группами из разных городов мы активно внедр€ем цифровые технологии. «ан€ти€ ведутс€ дистанционно, но мы против отсутстви€ преподавател€, потому что так нарушаетс€ преемственность. ¬ процессе живого общени€ студенты могут задать уточн€ющие вопросы, получить дополнительную информацию. ќбъедин€ть города нам помогает система видеосв€зи Tandberg. ѕолучаетс€, что в одной условной аудитории собираютс€ студенты из разных уголков страны. ќни вид€т другу друга, знаком€тс€, общаютс€, обмениваютс€ опытом. Ёто тоже важный элемент обучени€.

— ѕодскажите школьникам, к каким экзаменам следует готовитьс€, если они мечтают быть предпринимател€ми или экономистами в крупных компани€х?

— —уществует мнение, что поступить на экономиста легко. Ќа самом деле к экономике, как и к инженерному образованию, должны быть способности. ќт экономистов требуютс€ хорошие навыки аналитика, стратега, а дл€ этого необходимо иметь большой багаж знаний. Ќеслучайно среди вступительных испытаний есть математика. ” нас также есть программы, по которым мы готовим экономистов-инженеров. Ёто специалисты, хорошо разбирающиес€ именно в производственных процессах.

ƒл€ поступлени€ на все экономические направлени€ подготовки, включа€ «менеджмент», нужно сдавать ≈√Ё по русскому €зыку, профильной математике и обществознанию. ƒл€ тех же, кто выбрал «таможенное дело» нужно будет успешно пройти ≈√Ё по русскому €зыку, обществознанию и внутренний экзамен по физической культуре. ƒл€ поступлени€ на программы по инженерно-экономическому управлению качеством школьникам нужно будет сдать ≈√Ё не только по русскому €зыку и математике, но и по физике. Ётот блок подготовки подкреплЄн бюджетными местами, поэтому абитуриенты, набравшие высокое количество баллов, смогут претендовать на обучение за счЄт государства.

я убеждЄн, что спрос на экономистов будет расти. —егодн€ экономическое знание перестаЄт быть узконаправленным. ќно необходимо каждому: и тому, кто управл€ет собственным имуществом, и тому, кто отвечает за стратегию развити€ крупной корпорации.

„ел€бинский государственный университет,
»нститут экономики отраслей, бизнеса и администрировани€,
район северо-запад, 4-й учебный корпус „ел√”: ул. ћолодогвардейцев, 57а, каб. 221;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 799-70-50;
Ќаписать письмо.

–айон ћеталлургический, 8-й учебный корпус „ел√”: ул. 2-€ ѕавелецка€, 10, каб. 300;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 799-71-92;
Ќаписать письмо.

–айон „“«, учебный корпус „ел√”: ул. јртилерийска€, 117/2;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 778-65-69;
Ќаписать письмо.