17 октября четверг
СЕЙЧАС +2°С

«Без экономистов страна окажется у разбитого корыта»: как в ЧелГУ готовят кадры для бизнеса

В челябинском вузе создали уникальные программы для обучения специалистов

Поделиться

7 900
Ди⁠ректор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Виктор Иванович Бархатов

Ди⁠ректор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Виктор Иванович Бархатов

Виктор Бархатов — эксперт в области экономики и образования. Он доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы, почетный член Академии гуманитарных наук, действительный член Международной Академии науки и практики организации производства, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, имеет почётное звание «Основатель научной школы», а возглавляемая им кафедра награждена дипломом качества Европейской научно-промышленной палаты.

— Виктор Иванович, несколько лет говорится о том, что нужно сокращать подготовку экономистов, тем не менее спрос на это направление подготовки остаётся высоким. В чём секрет?

— За последние два-три года подготовка экономистов действительно сократилась. Это выражается в уменьшении бюджетных мест, они «перетекают» на инженерные направления. Несмотря на это, интерес к экономике у абитуриентов, поступающих на бакалавриат или магистратуру, не угасает. Это объясняется просто — без экономистов ни одно промышленное предприятие, ни один частный бизнес работать не может. Все понимают, что необходимо развиваться, выстраивать стратегию, ускорять экономический рост — без грамотных специалистов это сделать невозможно. Именно поэтому экономическое направление подготовки в вузах всегда будет востребованным. К сожалению, появился стереотип, что экономисты не нужны. Мой опыт подсказывает, что при таком подходе через пять лет мы окажемся у разбитого корыта, и государство будет вынуждено возрождать экономические научные школы.

Добавлю, что в Челябинской области рынок труда экономистами не пересыщен. Это миф. Мы выпускаем небольшой поток. Если говорить об официальной статистике — уровень трудоустройства наших студентов приближается к 100%. Это значит, что они находят себя и их опыт востребован.

— Экономическая ситуация меняется очень быстро. Как ваш институт реагирует на перемены, что меняется в программах подготовки?

— Мы не готовим экономистов в неком общем смысле. Подготовка специалистов отвечает потребностям рынка. Специальности и профили в нашем институте связаны с конкретными отраслями экономики — энергетикой, строительством, нефтегазовой сферой и так далее. Сейчас продвигает подготовку кадров для сферы ЖКХ, это очень интересный рынок, учитывая рост управляющих компаний, ТСЖ, компаний, занимающихся предоставлением коммунальных услуг.

Качество подготовки объясняется несколькими факторами, один из них — практико-ориентированный подход, когда наряду с теорией упор делается на элементы практических дисциплин, работу непосредственно на предприятии. Многие привыкли к тому, что существует две практики — производственная и преддипломная. У нас таких практик за время обучения четыре или пять, что зависит от направления подготовки — бакалавриат или специалитет. Это настоящее погружение в работу предприятия и накопление опыта, который так ценят руководители и сотрудники отдела кадров.

Экономика сегодня многофакторная. Но мы сталкиваемся с тем, что предприятия, бизнесмены не занимаются рынком ценных бумаг, имеют только государственные или кредитные капиталы, не знают, как продвигать свои акции, управлять активами и рисками. Мы готовим специалистов для того, чтобы изменить ситуацию. Это некая работа на опережение. К сожалению, система образования довольно неповоротлива, отталкиваемся от вчерашнего дня. В этом плане наш институт — исключение.

Мы как экономисты привыкли подробно анализировать ситуацию и прогнозировать будущее, поэтому сделали программы, позволяющие студентам выбирать для себя свой, индивидуальный путь обучения, иногда сверх образовательного стандарта. Наш институт гордится подготовленными программами обучения, в которые входят до 100 всевозможных курсов — от управления проектами до проработки стратегии корпорации. Наши студенты знают, в какие периоды стоит инвестировать в ценные бумаги, как на это влияют санкции, почему происходят спады или резкие скачки цен на облигации.

— То есть студенты могут выбирать различные курсы в рамках программы и в зависимости от того, какие знания им дополнительно пригодятся в будущем?

— Да. Например, большой популярностью пользуется курс по управлению проектами. Он особенно полезен тем, кто хочет открыть своё дело или развивать новые направления в своём городе и в организации. На этом курсе студенты знакомятся с современными методиками создания и построения бизнеса — бизнес-моделями, планированием, нюансами инвестирования и анализа внешней среды. Эти знания позволяют на втором-третьем курсе обучения уже создать своё дело. Молодые люди разрабатывают идею, встречаются с партнёрами, чтобы работать в команде и снизить собственные затраты. Затем они решают главную задачу — реализация проекта. У нас есть много успешных примеров. Так, один из студентов, являясь призером по игре в шахматы, создал уникальную шахматную школу, которая является конкурентоспособной не только в городе, но и в Челябинской области. Сейчас набирает для обучения около 40 человек. Есть студенты, которые открыли пекарни, ресторан. Конечно, в основном это касается пока сферы производства, услуг. Мы нацеливаем ребят на разработку прорывных идей.

В получении новых знаний студентам помогают всевозможные тренинги, встречи с предпринимателями, бизнес-учителями, которые организовывает институт. Мы понимаем, что тренинги дорогие, не каждый студент может позволить себе их пройти, кроме того, нужно различать полезные курсы от тех, где не даётся знаний. Наши студенты имеют возможность бесплатно посещать уже проверенные, качественные курсы.

— Какие условия созданы для студентов в Институте экономики?

— В структуре нашего института создан бизнес-инкубатор. На первом этаже первого корпуса университета будет функционировать коворкинг-центр. Там будут оборудованы места, чтобы любой студент мог поработать над созданием собственного проекта — от идеи до реализации. Таким образом мы хотим подстегнуть предпринимательскую активность студентов и создать условия для их личностного роста.

Для обучения по программе «таможенное дело» в институте создана уникальная лаборатория. Это направление подготовки требует усиленной практической наработки, поэтому на занятиях студенты решают конкретные задачи, стоящие перед теми, кто отвечает за экономическую безопасность. Занятия позволяют студентам сразу приступать к работе при трудоустройстве, а не смотреть на программы, как на что-то неизвестное. Лекции ведут ведущие преподаватели института, многие из которых, являясь нашими выпускниками, получив учёные степени или реальный опыт работы в таможенной службе, возвращаются преподавать. Челябинский государственный университет был первым вузом, который начал специализированно готовить специалистов для этой сферы. Сегодня наши выпускники могут работать не только на таможне, но и в банковском секторе.

— Виктор Иванович, насколько предприятия заинтересованы участвовать в подготовке специалистов?

— Руководители крупных компаний понимают, что для развития необходим свежий ветер, который наполняет паруса для движения вперёд. Мы обеспечиваем приток нового поколения экономистов, обладающих необходимыми знаниями. Может быть, прозвучит нескромно, но там, где появляются наши выпускники, мы замечаем позитивные перемены.

Как правило, компании присматривают для себя кадры ещё во время практики. Большое внимание уделяется написанию дипломной работы. Для нас важно, чтобы студент решал конкретные задачи предприятия, банка, частной корпорации. В своей дипломной работе он может касаться любых проблем: устойчивости бизнеса, развития организации, оценки ее эффективности. Получается, что за время учёбы студент проходит все этапы обучения — от знакомства с производством до решения поставленных задач. Предприятия сами заинтересованы в этой оценочной работе, потому что порой им самим некогда выяснять тенденции, проводить аналитическую работу.

— Расскажите о преподавателях, кто ведёт занятия?

— У нас устойчивый коллектив, чем мы гордимся. В институте работает около 100 человек. Учёные степени имеют более 70% сотрудников. Средний возраст преподавателей — 36–38 лет, это настоящая команда. Институт создавался не по указке ректората, а по инициативе самих преподавателей. В то время были факультеты, речь о создании институтов в структуре университета вели только мы. История показала, что мы опередили время и были правы. Институт от факультета отличается научным блоком. Наши преподаватели публикуются в престижных журналах ВАК, цитируются системой Scopus, участвуют в международных конференциях. Недавно мы организовывали в Челябинске конференцию с участием представителей 12 стран — Мексики, Японии, Вьетнама и других. Обсуждались парадигмы 21 века. Наши студентаыбыли задействованы в течение всех трёх дней проведения — они писали доклады, вовлекались в научную школу. Преподаватели и студенты тоже выезжают за рубеж. За последнее время представители нашего института побывали в Румынии, Чехии, Македонии, Дании. Там они участвовали в научных конференциях.

— Нам известно, что представительства института есть в разных регионах.

— Да, мы работаем над созданием синергии. Работу нашего института можно оценить, как образцовую, поэтому нас с радостью принимают в разных регионах. На сегодняшний день представительства открыты в Челябинской, Оренбургской и Курганской областях, создана базовая кафедра в Башкирии (г. Уфа) для подготовки специалистов по управлению качеством, а в Сочи и в Симферополе функционируют Инновационно-технологические центры.

Для работы с группами из разных городов мы активно внедряем цифровые технологии. Занятия ведутся дистанционно, но мы против отсутствия преподавателя, потому что так нарушается преемственность. В процессе живого общения студенты могут задать уточняющие вопросы, получить дополнительную информацию. Объединять города нам помогает система видеосвязи Tandberg. Получается, что в одной условной аудитории собираются студенты из разных уголков страны. Они видят другу друга, знакомятся, общаются, обмениваются опытом. Это тоже важный элемент обучения.

— Подскажите школьникам, к каким экзаменам следует готовиться, если они мечтают быть предпринимателями или экономистами в крупных компаниях?

— Существует мнение, что поступить на экономиста легко. На самом деле к экономике, как и к инженерному образованию, должны быть способности. От экономистов требуются хорошие навыки аналитика, стратега, а для этого необходимо иметь большой багаж знаний. Неслучайно среди вступительных испытаний есть математика. У нас также есть программы, по которым мы готовим экономистов-инженеров. Это специалисты, хорошо разбирающиеся именно в производственных процессах.

Для поступления на все экономические направления подготовки, включая «менеджмент», нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и обществознанию. Для тех же, кто выбрал «таможенное дело» нужно будет успешно пройти ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и внутренний экзамен по физической культуре. Для поступления на программы по инженерно-экономическому управлению качеством школьникам нужно будет сдать ЕГЭ не только по русскому языку и математике, но и по физике. Этот блок подготовки подкреплён бюджетными местами, поэтому абитуриенты, набравшие высокое количество баллов, смогут претендовать на обучение за счёт государства.

Я убеждён, что спрос на экономистов будет расти. Сегодня экономическое знание перестаёт быть узконаправленным. Оно необходимо каждому: и тому, кто управляет собственным имуществом, и тому, кто отвечает за стратегию развития крупной корпорации.

Челябинский государственный университет,
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования,
район северо-запад, 4-й учебный корпус ЧелГУ: ул. Молодогвардейцев, 57а, каб. 221;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 799-70-50;
21@csu.ru.

Район Металлургический, 8-й учебный корпус ЧелГУ: ул. 2-я Павелецкая, 10, каб. 300;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 799-71-92;
22@csu.ru.

Район ЧТЗ, учебный корпус ЧелГУ: ул. Артилерийская, 117/2;
график работы деканата: пн. — чт. 08:00–17:00, пт. 08:00–15:45;
телефон: (351) 778-65-69;
20@csu.ru.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter