Бизнес «Запрос всегда один — дайте денег»: с каким настроением малый бизнес вошел в новый деловой сезон

«Запрос всегда один — дайте денег»: с каким настроением малый бизнес вошел в новый деловой сезон

За прошедшие полгода почти триста компаний вынуждены были уйти с рынка

С каким настроением малый бизнес вошел в новый деловой сезон, как региональным компаниям удается преодолевать трудности и что они ждут от банка, предприниматели обсудили на круглом столе. По данным Челябинскстата, к июлю 2018 г. в регионе было зарегистрировано 5 480 малых предприятий (причем около трети приходилось на оптовую и розничную торговлю, а также услуги по ремонту автотранспортных средств), а их совокупный оборот составил 216996,8 млн руб.

За прошедшие полгода почти триста компаний вынуждены были уйти с рынка.

От проблем — к новым возможностям


Наиболее острые проблемы бизнеса сегодня — высокая налоговая нагрузка и снижение спроса на товары и услуги. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведенного платформой для предпринимателей от Сбербанка «Деловая среда» и Аналитическим центром НАФИ в 2018 г. В числе главных проблем руководители российского малого и среднего бизнеса называли высокие налоги и тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи (64%), а также пониженный спрос на товары и услуги (54%). Эти причины актуальны для компаний из всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производства и добычи ископаемых, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также сферы услуг. Примерно каждый третий упомянул о нехватке квалифицированных кадров, высокой конкуренции с теневым сектором, административных барьерах и сложностях в получении кредитов.

Андрей Ручай, заместитель управляющего Челябинского отделения Сбербанка, куратор корпоративного блока

Заместитель управляющего Челябинского отделения Сбербанка, куратор корпоративного блока Андрей Ручай отмечает, что последствия кризиса практически нивелированы.

— Есть расхожая фраза о том, что любая кризисная ситуация создает как угрозу, так и возможность. И в, казалось бы, неблагоприятных внешних условиях успешный бизнес находит прежде всего возможность. Введение санкций дало огромный толчок для развития импортозамещающих производств. Да, российским предприятиям стало сложнее закупать импортное оборудование, комплектующие, но вместе с тем это стимулировало развитие отраслей, традиционно ориентированных на экспорт. Предприятия, у которых прежде не было возможности выйти на зарубежный рынок, получили шанс заявить о себе — мы видим это по постоянно растущим объемам внешнеэкономических сделок, которые проходят через банк.

Рональд Гильманов

Предприниматель Рональд Гильманов занимается производством и поставками мебели уже около двадцати пяти лет, и по его словам, в последние пару лет структура спроса разительно изменилась: если раньше две третьих в объеме продаж приходилось на импорт, что сейчас — не более трети.

— На фоне скачков валютных курсов импорт мебели, конечно, просел очень сильно. Но есть и обратная сторона медали: буквально на днях мы отправили первую машину в Испанию: дело в том, что серийная мебель в Европе недорогая, а если речь идет о спецзаказе, то цена просто космическая. И это ниша, где можно попробовать закрепиться. Причем если при импорте таможенные пошлины, логистика и прочее ложатся 500–700 евро на кубометр, то когда везем мебель из России в Испанию, платим всего лишь 200–300 евро. Так что во всем стоит искать плюсы. И с этой точки зрения открытия IKEA в Челябинске стоит опасаться разве что тем, кто производит мебель в гараже на коленке — этот сегмент вымывается сразу же, примерно за полгода.

Владелец «Фабрики кофе» Станислав Майборода

Владелец «Фабрики кофе» Станислав Майборода тоже отмечает, что кризис не только не ударил по маржинальности бизнеса, но и даже позволил увеличить ее за счет переориентации на новое сырье.

— Традиционно мы закупали обжаренные кофейные зерна в Италии, а года три назад, когда кризис разогнал курс евро, стали закупать зеленые зерна в Германии и обжаривать тут, генерируя добавленную стоимость. Сегодня развиваемся и как оптовый поставщик для кофеен, ресторанов, держим несколько отделов в крупных торговых центрах, сеть кофеен. Маржинальность бизнеса не просела, но приходится все больше переориентироваться на более дешевые сорта кофе, так как платежеспособный спрос падает. Люди переходят на подножный корм, вот что страшно.

Елена Баскова, представитель компании «ЦвеТочка»:

Эта же проблема волнует и Елену Баскову, представителя компании «ЦвеТочка»:

— В кризис покупательская способность населения упала, и на цветочном бизнесе это отразилось в первую очередь, потому что цветы в нашей стране принято относить не к товарам повседневного спроса, а чуть ли не к предметам роскоши. И если до кризиса в магазин каждый день заходили кавалеры, чтобы приобрести букет из 101 розы, то сейчас это происходит так редко, что весь персонал выстраивается и аплодирует. Бизнес-модель за последний год пришлось серьезно перестроить: конкурировать по цене с простыми букетами, которые с крошечной наценкой продаются в супермаркетах, просто нереально. Мы пошли от обратного и, наоборот, сделали розничное направление премиальным, переформатировали магазины, сделав ставку на красивый дизайн, профессиональных флористов. А также наладили сотрудничество с крупнейшими федеральными сетями: поставляем как горшечные растения, так и букеты к праздникам.

Кредитные ставки: ждать снижения уже не стоит


В 2017 г. Банк России снижал ключевую ставку шесть раз, до 7,75%. На фоне этого кредитные ставки для бизнеса также заметно снизились, и банкам региона удалось нарастить объемы кредитования малых и средних предприятий, выдав 665,6 млрд руб. К концу первого квартала 2018 г. средний уровень кредитных ставок приблизился к 10,1% годовых, но уже начиная со второго полугодия в ряде банков стоимость кредитных ресурсов вновь пошла в рост. Явный тренд — рефинансирование кредитов, полученных за последние два года: таким образом предприятия снижают кредитную нагрузку, объединяют несколько кредитов в разных банках или высвобождают залоговое имущество.

Начальник управления продаж малому бизнесу Челябинского отделения Сбербанка Антон Уфимцев

Как отмечает начальник управления продаж малому бизнесу Челябинского отделения Сбербанка Антон Уфимцев, ставки по кредитам, которые снижались в течение достаточно долгого времени, во втором полугодии вновь пошли в рост.

— Это отражает, прежде всего, инфляционные ожидания. Кредитные ставки уже выросли примерно на 1 процентный пункт, но с точки зрения дальнейшей перспективы оснований для существенного роста нет. Как такового кризиса нет, есть понятие новой «нормальности», и у каждого бизнеса должна быть конкурентная стратегия, адаптированная к изменившейся реальности. Выбор расчетного банка также должен соответствовать динамике развития бизнеса: Сбербанк разительно изменился и в техническом отношении, и в плане сервиса, сегодня мы предлагаем не только дистанционные инструменты для управления финансовыми потоками, но и внедряем те вещи, которые не всегда есть даже в европейских банках: к примеру, предодобренные лимиты по кредитованию или дистанционное открытие счета. Сегодня у нас 13 кредитных продуктов с возможностью онлайн-подачи заявки. Также банк разработал множество вариантов пакетов услуг в зависимости от параметров бизнеса, и специальная программа автоматически подбирает наиболее оптимальный вариант.

Новая технология открытия счета позволяет зарезервировать его через интернет всего за три шага. Нужно выбрать тариф с помощью онлайн-сервиса на сайте банка, заполнить анкету и в течение пяти минут получить номер счета. Этот номер можно указывать в договорах с партнерами. Третьим шагом будет получение полного доступа к счету, которое предоставляет банк после подтверждения клиентом своих данных в офисе банка. Это можно сделать в удобное для него время.

Сегодняшний уровень технологий позволяет собственнику бизнеса контролировать все финансовые потоки, даже если физически он удален от активов — вся важная информация по счетам доступна в онлайн-режиме через мобильное приложение, можно установить как определенные лимиты по сумме платежа, так и по отдельным контрагентам. В этом году Сбербанк запустил новый сервис для компаний, которые участвуют в тендерах и торгах, закрепив доступный лимит по гарантиям по конкретным контрактам. Сервис называется Smart-гарантия.

В последнее время по-новому заработали и программы господдержки бизнеса. По словам руководителя «Территории бизнеса» Артура Юсупова, до недавнего времени в регионе действовало около двухсот различных программ и форм поддержки предпринимательства, но в реальности они оставались невостребованными: предприниматели просто не знали, в какую дверь стучать.

— Конечно, запрос со стороны бизнеса всегда один: дайте денег. Но первое, что было сделано при создании «Территории бизнеса» — мы отказались от бесплатных денег, которые раньше раздавали в виде грантов, субсидий. Это только порождает иждивенческие настроения в предпринимательской среде, потому что очевидно, что пользовалась поддержкой узкая группа лиц. Сегодня финансирование предоставляется только на возвратной основе. К примеру, самый простой и доступный инструмент поддержки — это микрофинансирование: займ до 3 млн руб. предоставляется на срок до года по ставке 7,7% годовых. При этом эффективная ставка еще ниже, порядка 4%: если перевести на русский язык, то, получается, взяли 100 тысяч, а через год вернули 104 тысячи. Кроме того, для производственных предприятий предусмотрены займы до 100 млн руб. по ставке 1–5% годовых, при этом, что важно, выплачивать основную сумму задолженности предприятие начинает только после истечения первых трех лет, что дает возможность и провести модернизацию, и нарастить объемы производства. При этом прямой конкуренции с банковским бизнесом нет, мы занимаем особую нишу.

Стоит отметить, что в «Территории бизнеса» малые и средние предприятия могут оформить и поручительство по кредитам в коммерческих банках, в том числе в Сбербанке, поскольку именно необходимость предоставления залога часто становится серьезным препятствием при получении заемных средств.

Как отмечает Андрей Ручай, в последние время в Сбербанке развиваются в том числе и нефинансовые сервисы — по бухгалтерскому, юридическому сопровождению бизнеса. На прошедшей летом этого года в Екатеринбурге на выставке «Иннопром» Сбербанк презентовал уникальную интернет-платформу «БАНК БИЗНЕС-ПАРТНЕРОВ» по поиску контрагентов для экспортных и импортных поставок, при этом безопасность транзакций обеспечивает Сбербанк. В плане международного бизнеса также банк развивает специальные условия для работы с Китаем, сервис по проведению таможенных платежей и возмещению НДС от экспортных сделок.

Владимир Штырхунов, «Элграф+»

Говоря об обслуживании в федеральном и региональном банке, Владимир Штырхунов, возглавляющий предприятие «Элграф+», занимающееся производством и оптовыми поставками искусственного графита, признается, что в прошлом имел негативный опыт обслуживания в небольшом региональном банке, который лишился лицензии из-за слабой системы риск-менеджмента. К выбору нового расчетного и кредитующего банка предприниматель подошел с особым пристрастием.

— Основная проблема, с которой сталкивается, наверное, сегодня любой производитель — это большие кассовые разрывы. Чем выгоднее, на первый взгляд, условия контракта, чем выше закупочные цены и тверже гарантии выплаты, тем больше заказчик стремится компенсировать это за счет отсрочки платежа. Шестьдесят дней — это уже норма, общее место, но бывает, что после истечения этого срока еще и векселя выдают со сроком погашения от двух месяцев до полугода. И хорошо, если, если это вексель крупного федерального банка, филиал которого есть в Челябинске. А иначе приходится выписывать командировку сотруднику, что создает дополнительные неудобства и расходы. К тому же необходимость пополнения оборотных средств часто толкает на то, чтобы сдавать векселя ранее срока погашения — и это тоже потерянные деньги. А в Сбербанке мы попали в пилотную программу кредитования под 6,5% годовых, и по сравнению с теми ставками, по которым мы привыкли кредитоваться, это просто космос: можно спокойно держать в обороте до 20–25 млн руб., гася кассовые разрывы без особого риска — если раньше на проценты по банковским кредитам улетало по 300–400 тысяч в месяц, то сейчас мы даже не замечаем.

Алена Гневашева, руководитель компании «Зенит»

Алена Гневашева, руководитель компании «Зенит», специализирующейся на поставках оборудования для нефтедобывающей отрасли, признается, что отношения со Сбербанком тоже начались с кредитной истории.

— По большом счету, в прежнем банке все устраивало: и условия кредитования, и расчетно-кассовое обслуживание. Но когда у компании возникла потребность существенно нарастить кредитный лимит, перешли в Сбербанк. И я сразу же почувствовала разницу, просто была приятно удивлена — и размером кредитных ставок, и скоростью рассмотрения заявок, и, что немаловажно, уровнем сервиса, отношением. Смена расчетного и кредитующего банка — это, конечно, всегда непростой шаг для бизнеса: подчас кажется, что проще смириться с неудобными моментами, чем пробовать что-то новое. Но я решилась и не пожалела.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления