ƒмитрий —толбов, директор ÷ентра развити€ туризма „ел€бинской области
ƒмитрий —толбов, директор ÷ентра развити€ туризма „ел€бинской области

„ел€бинска€ область — точка прит€жени€ дл€ туристов. —егодн€ это высказывание вызывает массу вопросов, однако уже совсем скоро наша область, известна€ больше как промышленный регион, должна помен€ть имидж и стать культурно-рекреационной площадкой, привлекающей гостей из других регионов и стран. ќ том, как развиваетс€ туристическа€ отрасль и с какими проблемами сталкиваетс€ бизнес, рассказал директор ÷ентра развити€ туризма „ел€бинской области ƒмитрий —толбов.

— ƒмитрий јлександрович, как имидж промышленного региона — „ел€бинской области — и многочисленные вопросы экологии вли€ют на туристические потоки?

— ≈сли говорить в целом, то туристов в область приезжает с каждым годом больше, а имидж промышленного региона — сегодн€ это одно из преимуществ области. ” нас вал запросов на экскурсионные туры по индустриальным местам и музе€м. ћы активно формируем объекты показа промышленного туризма. ѕравда, сами предпри€ти€ идут на диалог неохотно, вид€т в этом больше хлопот, а € скажу, что при четкой организации это может приносить хорошую выручку. Ќе так давно в ≈вропе мы посещали шоколадную фабрику, экскурси€ по которой стоит 17 евро. Ёкскурси€ интерактивна€, очень интересна€ и познавательна€. «а год фабрику посещают 220 000 человек. «атраты на экскурсию не больше 3–4 евро, несложно посчитать выручку от экскурсионной де€тельности.

—ейчас проблемы промышленных туров мы стараемс€ решить совместно с —оюзом промышленников и предпринимателей „ел€бинской области. ƒумаю, что это направление станет одной из визитных карточек региона. ј вот экологический шум формирует определенное воспри€тие. “е, кто устраивает публичные экологические перформансы, мало задумываютс€ об имидже области. —уществует много других более интеллигентных и эффективных способов решени€ проблем, без выноса сора из дома.

— ≈сли говорить о туризме на ёжном ”рале как об отрасли, движемс€ по нарастающей, стабильно ровно или падаем вниз?

—  онечно, мы идем вперед и набираем обороты, отрасль достаточно молода€, и динамика развити€ „ел€бинской области хороша€. ” нас много объектов и мест исторического, спортивного, экологического, культурного, рекреационного показа. “уристы к нам охотно едут. Ќе так давно на губернаторском приеме, где собрались послы и консулы разных стран, € рассказывал о нашей области, туристских местах, и всем было очень интересно. Ѕолее того, многие дипломаты готовы приехать лично посмотреть, чтобы дальше развивать отношени€ в сфере туризма между нашими странами. Ёто очень хороший сценарий, но мы пока не совсем готовы, очень мало адаптированных дл€ иностранного туриста мест.

¬се участники туристического рынка „ел€бинской области молодцы, никто не сидит на диване, но чтобы развивать сферу услуг, быть активным мало, надо очень хорошо разбиратьс€ во всех мелочах отрасли. ”ровень сервиса, креатив, борьба за федерального туриста — это залог успеха.  огда € захожу на туристский объект, первое, что смотрю, как ни странно, туалет. ѕо состо€нию туалета на 80% мне всЄ €сно. ѕотом задаю два вопроса.  акое есть конкурентное преимущество? „то сделано дл€ привлечени€ туриста не из „ел€бинской области? „етко могут ответить не так много компаний.

ƒмитрий —толбов: «Ќет смысла привозить туриста на объекты, где сервис вызывает негатив»

— ѕолучаетс€, что въезд дл€ иностранного туриста пока закрыт?

— Ќет, не закрыт ни дл€ иностранного, ни дл€ российского. “уристы приезжают и будут приезжать, процесс продвижени€ запущен и необратим. —егодн€ мы в состо€нии организовать управл€емые потоки туристов из российских регионов и таких государств, как  азахстан,  итай, јвстри€, ёј–. ≈ще с р€дом стран мы договоримс€ в следующем году, но дл€ этого нам нужны нормальные и адаптированные объекты, ресторации, гастрономи€, сувенирна€ продукци€, зарегистрированные маршруты и туры. ѕафос тоже не нужен, нужен нормальный сервис.   сожалению, таких объектов мало, у нас нет возможности развернутьс€. Ќе имеет смысла привозить туриста на объекты, где сервис вызывает негатив. Ќедовольный турист задает тон сарафанному радио. Ќам надо, чтобы турист вернулс€ ещЄ раз — с друзь€ми, с семьей, и всем у себ€ на родине искренне говорил, что у нас круто… ј это вопросы уже к бизнес-сообществу.

— Ќо со стороны кажетс€, что много предпринимателей задействованы в сфере туристических услуг, по€вл€етс€ множество новых мест отдыха. ќ каких именно вопросах к бизнесу идЄт речь?

— ¬опросы о том, что бизнесу нужно активнее включатьс€ в работу туристской индустрии области. »скать новые современные способы функционировани€, новые форматы подачи и продажи туристских услуг, выходить на международный рынок, создавать интересные точки прит€жени€, повышать уровень сервиса. Ќужно серьезно работать над вопросом адаптации объектов к приЄму иностранных туристов.

ј сейчас бизнес туриндустрии конкурирует сам с собой, объекты слабо представлены на рынках близлежащих территорий — “юменской и —вердловской областей, ѕермского кра€. ѕочти все рекреационные площадки борютс€ за туриста, который живет в „ел€бинске. ј чел€бинский турист не даст наполнение всем, да и траты у него другие. Ќет уникальной региональной гастрономии, нет чЄтко выраженной сувенирной продукции, крайне мало маленьких частных музеев. „то говорить: у нас есть такое мегапреимущество, как метеорит, а музе€ метеорита — нет. √де бизнес? √де креатив?

— Ёто получаетс€ замкнутый круг: нет креатива — нет туриста, нет объекта.  ак разрешить эту дилемму? √осударство может как то помочь?

— ¬се зависит от человека, который этим бизнесом управл€ет.  то хочет — тот ищет способы, кто не хочет — тот ищет причины. »нструменты государственной помощи существуют и на региональном, и на федеральном уровне.  онечно, многие предприниматели эту помощь вид€т как получение суммы с шестью или семью нул€ми безвозмездно, сразу и без последующих требований. “ак не бывает. ћы живем в реальном мире, и реалии надо чувствовать, а не доказывать, что они должны быть.

¬ нашем регионе полноценную помощь малому бизнесу можно получить у «“ерритории бизнеса» на ул. –оссийской. — федеральной помощью немного сложнее, но тоже есть определенные алгоритмы. ≈ще есть проблема в синхронизации, кооперации бизнеса между собой и с органами исполнительной власти. ћы сейчас пытаемс€ эту функцию замкнуть на себе.

— “о есть ÷ентр развити€ туризма возьмет на себ€ функцию координатора взаимоотношений бизнеса и государства?  аким образом будет происходить это взаимодействие?

— –азными способами. ќдин из способов — это диалог бизнеса и власти, но без истерик, конструктивно и главное — эффективно. ”же сделан большой шаг к этому — мы создали ƒеловой совет при ÷ентре развити€ туризма. Ќаш ƒеловой совет по замыслу — это организаци€, в которой планируем видеть только компетентных людей дл€ обсуждени€ проектов и проблем в сфере туризма. “е, кто просто болтают, не очень интересны. я рад, что у нас в совет уже вошли многие гуру и мастодонты туристической индустрии. ƒумаю, что ƒеловой совет должен стать научно-информационной площадкой, да и просто площадкой, куда может прийти человек с проблемами или, наоборот, с решени€ми.

ќт бизнеса председателем ƒелового совета был выбран ќлег ћахалов, сейчас он достаточно активно собирает проблематику, открыт дл€ общени€. ¬ €нваре будут первые встречи. «адач мы наметили очень много. ƒумаю, если у человека есть замечани€ или пожелани€ в сфере туризма, он об€зан обратитьс€.

— ƒмитрий јлександрович, „ел€бинска€ область больша€, от кра€ до кра€ почти 700 км, как развивают туризм на территори€х?  акой город можно выделить как хороший и как плохой пример?

— Ќе буду называть лучшие и худшие города, это видно и так. ќ туризме какого города говор€т больше — тот лучший, о городах, о которых вообще не говор€т, это худшие. ƒело, к сожалению, не в туристских ресурсах на территории, а в желании главы территории что-то делать.

¬опросы развити€ туризма начинаютс€ не с губернатора области, не с ћинистерства культуры или ћинистерства экономического развити€, а с главы территории.

√лава территории предлагает, разрабатывает, обсуждает и реализует проекты. ” мен€ со многими главами хорошие отношени€, и видно, что одни работают над вопросами, а другие рассуждают: «¬от если у мен€ будет коммунальна€ авари€, все мне позвон€т, а если € по туризму ничего не буду делать, никто мне ничего не скажет». Ќа такой территории никогда туризм развиватьс€ не будет. ƒа такой вопрос тоже пытаемс€ решить: разрабатываем и внедр€ем дл€ глав территории определенные индикативы, к которым они будут стремитьс€ и еженедельно докладывать губернатору области о результатах. Ќо если желани€ у человека нет, никакие индикативы не помогут.

— 14 сент€бр€ президент ¬ладимир ѕутин подписал указ о переходе туризма от ведомства ћинистерства культуры –‘ в ведомство ћинистерства экономического развити€ –‘. ∆дать ли изменений в св€зи с этим у нас в регионе?

— Ќа это € не могу ответить, у мен€ есть руководители и кураторы, которые принимают решени€. ћы как работали, так и работаем. —ам лично считаю, что у ћинистерства культуры, что у ћинистерства экономического развити€ основна€ задача одна — развивать внутренний туризм. Ќет разницы, какое министерство занимаетс€ технической реализацией, — законодательство одно, программа развити€ одна, проблемы одни, ресурсы дл€ их решени€ тоже одинаковые. ≈сли дело в люд€х, то они там и там могут работать плохо. —ейчас в проектах по развитию туризма „ел€бинской области так или иначе задействованы все министерства региона, и у мен€ есть пр€мой контакт с первыми лицами.

—  акие интересные задачи, какие цели у ÷ентра развити€ туризма „ел€бинской области на следующий год?

—  ак всегда, планы очень большие, и в следующем году мы планируем сосредоточитьс€ на нескольких основных задачах. ѕервое, конечно, это развитие международных отношений. ¬торое — это саммиты Ўќ— и Ѕ–» — 2020 года, где нам надо готовитьс€ к встрече иностранных гостей и туристов. Ёто наша обща€ задача с јгентством международного сотрудничества.

“ретье — это развитие туристских и культурных св€зей с китайской международной инвестиционной корпорацией «’уамин». 5 декабр€ на ознакомительной встрече глав государств-членов Ўќ— мы подписали соглашение о сотрудничестве с «’уамин». Ёто очень крупна€ корпораци€, котора€ работает на всей территории  ита€.

„етвертое — работа ƒелового совета при ÷ентре развити€ туризма, это должен быть рабочий эффективный инструмент, полезный дл€ власти и бизнеса.

ѕ€тое — это продвижение туристских продуктов „ел€бинской области. —егодн€ у нас есть договоренности с несколькими федеральными каналами, мы планируем сн€ть много интересных и познавательные передач о ёжном ”рале в следующем году.

», конечно, наши традиционные событийные меропри€ти€, выставки и конференции.

–азвитие туризма на ёжном ”рале сегодн€ в тренде, надеюсь, у нас все получитс€, и мы общими усили€ми сможем приумножить то, что есть, и создать еще больше интересных объектов показа и событий.