Бизнес проблема Родом из 90-х: кто и как превращает Челябинск в рынок

Родом из 90-х: кто и как превращает Челябинск в рынок

Власти одной рукой борются с киосками, а другой — даруют им новую жизнь

Киоски в миллионном городе мало чем отличаются от заштатных рынков

Челябинск прирастает и прорастает киосками. Власти из года в год рапортуют о неравной борьбе с незаконными торговыми точками, придумывают электронные торги и дизайн-коды, а также обещают расправиться с ларьками к саммитам ШОС и БРИКС. Но киоски размножаются быстрее тараканов, а столица Южного Урала напоминает базар-вокзал из 90-х годов прошлого века. Почему малая торговля далека от цивилизованных западных образцов, разбирался 74.ru.

Имя им легион


Коммерческие палатки и киоски появились в Челябинске в 90-х. Они символизировали свободу торговли. От них веяло обжигающим дыханием капитализма, с которым столкнулись неизбалованные советские люди. Торговали в «комках» всем подряд — от шоколадных батончиков «Сникерс», «Марс» и «Баунти», кока-колы, «Инвайта» и сигарет поштучно до ликера «Амаретто», коньяка «Наполеон», видеокассет, вареных джинсов и китайских пуховиков.

Торговые ларьки ставят где придется 

Многие из первых владельцев киосков позже стали преуспевающими бизнесменами, открыли свои магазины или арендовали отделы в крупных торгово-развлекательных центрах. Ларьки пережили несколько реинкарнаций. Часть из них обрела современный вид и законное право на существование, владельцы других предпочитали неформально решать проблемы. Тем более что власти сами не знали, что делать с такой торговлей и постоянно меняли правила игры. И кажется, до сих пор не знают.

Только с начала этого года с челябинских улиц, по данным гордумы, принудительно убрали более 400 некапитальных строений. А в 2019-м планируют зачистить еще тысячу киосков. Это гораздо больше цифры, озвученной летом начальником управления по торговле и услугам Сергеем Березуевым.

— Сегодня в городе незаконно работают 338 киосков. Все они будут демонтированы до 1 января 2020 года, — докладывал в июле на аппаратном совещании Сергей Березуев.

Остальные торговые объекты, по его словам, приведут в единый вид, чтобы улицы города выглядели красивыми и благоустроенными.

Пешеходам приходится протискиваться сквозь самодельные торговые места 

Но пока борьба с незаконными ларьками в Челябинске идёт с переменным успехом. Ликвидированные киоски, как нарыв, спустя некоторое время появляются вновь. Иногда ларьки возникают в самых неожиданных местах. Точка по продаже фастфуда, к примеру, открылась возле памятника Курчатову. В Госкомитете охраны объектов культурного наследия заявили, что торговый павильон в охранной зоне монумента вне закона и потребовали его убрать. А на проспекте Победы у дома № 386б торговцы установили киоск с фруктами прямо на газоне.

Памятник так и норовят «украсить» чем-то торговым 

В июне депутаты гордумы утвердили новый документ — разрешили без предупреждения убирать ларьки торговцев-рецидивистов. Говорят, демонтируют чуть ли не по 200 киосков в месяц. Казалось бы, проблема решена? Но читатели 74.ru продолжают бомбардировать нас сообщениями о том, что торговых точек меньше не становится.

В декабре губернатор Борис Дубровский подписал постановление, ужесточающее требования к размещению торговых ларьков вдоль гостевых маршрутов.

— Теперь основанием для отказа может стать наличие решения органов власти о комплексном благоустройстве территории или изъятии земельного участка под государственные или муниципальные нужды, — пояснили в областном правительстве.

Продавцы прессы — сети «Роспечать» и «Вечерний Челябинск» уже давно бьют тревогу, опасаясь потерять места с наибольшим пешеходным и автомобильным трафиком. А вот над отдельными торговыми рядами, состоящими из тех же киосков и ларьков, время как будто не властно.

Лабиринты киосков


Перекрестки крупных магистралей, как и пять, десять, а кое-где и 20 лет назад, заставлены киосками. Их оккупировали даже не пара-тройка ларьков, а целые мини-рынки, состоящие из десятков киосков и павильонов. Мы прогулялись по самым популярным торговым точкам в разных районах города.

А это Челябинск — декабрь 2018 года

Иногда казалось, что ты в машине времени и случайно попал в 90-е годы прошлого века. Неказистые железные будки со стеклянными витринами, составленные лабиринтом — так до сих пор выглядит рынок на перекрестке улицы Горького и проспекта Победы.

То ли остановка, то ли рынок

А торговля начинается уже на подходах к нему — прямо от остановок общественного транспорта. Люди проходят буквально сквозь строй столиков и поддонов с овощами, фруктами, рыбой, печеньем и всякой промтоварной мелочью.

В центре города киоски попытались облагородить, но заступили на тротуар 

Торговые ряды на улицах Худякова — Воровского выглядят поновее, есть даже крыши из цветного поликарбоната. Но и тут торговцы используют подручный материал — столики из ящиков, а также норовят «откусить» чуть ли не полтротуара. Тут уж не до архитектурного облика Челябинска, под машину бы не угодить...

Северо-запад так и остался спальным районом

Более жизнерадостным выглядит «киосковый рай» на перекрестке проспекта Победы и улицы Чичерина. Правда, прохожим всё время приходится идти вдоль заборов или толкаться между рядами, пытаясь побыстрее пробраться к своей многоэтажке.

Садоводы соседствуют с малым бизнесом

Примерно такие же лабиринты из ларьков старого типа и «еврокиосков» располагаются на перекрестке улиц Гагарина и Руставели в Ленинском районе. Здесь и продукты, и одежда, и промтовары, организованы даже места для садоводов.

С некоторых пор здесь стало посвободнее. Надолго ли? 

Гораздо вольготнее себя чувствуют потенциальные покупатели на островке улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы. Скорее всего, место оставлено для машин, подъезжающих со стороны проспекта. Но хотя бы в зимнее время здесь можно спокойно разойтись пешеходам, идущим навстречу друг друга или везущим детей в колясках.

Сезонная ярмарка круглый год


Все видят, что на одних и тех же точках торгуют годами. Но по документам, как выяснил 74.ru, речь идет лишь о сезонной ярмарке.

Осенью, например, городские власти разрешили провести универсальную ярмарку по реализации продовольственных и промышленных товаров по улице Воровского, 40 — от Худякова до Образцова. В распоряжении, подписанном бывшим тогда главой города Евгением Тефтелевым, указаны четкие сроки — с 1 октября по 29 декабря 2018 года.

Многолетние торговые ряды оказались временной ярмаркой

— Торговля с необорудованных мест, коробок, ящиков и прочих приспособлений на территории ярмарки запрещена, — говорится в документе. — Размещение торговых мест должно обеспечивать удобство торговли, свободный проход покупателей по территории, соблюдение санитарных и противопожарных правил.

Организатором ярмарки выступило МАУ «Привокзальная площадь». Это учреждение занимается содержанием территории у железнодорожного вокзала и памятника чехословацким легионерам, а также ярмаркой по улице Воровского. Главная ее цель, как сообщается на сайте МАУ, — предоставление торговых мест пенсионерам-садоводам, а также реализация населению города свежей, качественной продукции по ценам ниже рыночных.

Ярмарка развлекает садоводов

Кроме того, МАУ «Привокзальная площадь» должно выполнить муниципальное задание — провести пять мероприятий за год: Масленицу, День Победы, День города, День народного единства и Новый год. Обычно устраивают чаепитие, конкурсы детских рисунков и музыкальную программу для пенсионеров. В этом году задание даже перевыполнили — во время выборов президента страны представители МАУ отчитались об организованном чаепитии для горожан, идущих на избирательные участки.

Судя по официальным распоряжениям городской администрации, Челябинск может смело претендовать на звание ярмарочной столицы. В перечне 2016 года значилось 134 тематических ярмарки. Сейчас большинство этих нестационарных торговых объектов вообще оказались в правовом вакууме — документов на них в открытых источниках найти не удалось. Но торговлю никто из них, естественно, не прекращал.

Под сезонные ярмарки маскируются и другие постоянно действующие рынки Челябинска. Например, компания «Тригор и К» получала разрешение на проведение таких мероприятий на улице Отрадной, 25. Чтобы не заморачиваться, здесь расписали график проведения сразу трех ярмарок с 1 ноября 2017 года по 30 июня 2018 года: осенне-зимняя, зимне-весенняя, весенне-летняя.

В последние годы шаурма стала самым популярным товаром в ларьках

На организацию ярмарок уже обращала пристальное внимание антимонопольная служба. Полтора года назад УФАС признало незаконной деятельность МАУ «Культурные традиции», связанную с выдачей разрешений на торговлю. В 2016 году городская администрация разрешила управлению культуры проводить тематические ярмарки «с целью сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов». Вести эту работу поручили МАУ «Культурные традиции», а МАУ передало полномочия — ООО «Метар-маркет». За 42 адреса общество заплатило 800 тысяч рублей (за пять месяцев).

— «Метар-маркет» предложил владельцам заключить с ним договор и оплачивать 8–12 тысяч рублей в месяц, либо демонтировать торговые объекты, расположенные на отведенной для ярмарки территории, — пояснили в УФАС. — В итоге компания получила возможность использовать не принадлежащую ей территорию в коммерческих целях и взимать денежные средства с владельцев нестационарных торговых объектов, в которых никакие ярмарки не организовывались.

В конце прошлого года МАУ «Культурные традиции» ликвидировали. Говорят, некоторые предприниматели еще долгое время считали, что все документы у них в порядке и продолжали кому-то платить.

Власти и предприниматели — в роли ждунов


Проблема размещения нестационарных торговых объектов — одна из самых острых и болезненных для южноуральских предпринимателей.

Неразумно совсем отказываться от малого торгового бизнеса, считает региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли России Ирина Плещева.

— Киоски как форма торговли в шаговой доступности удобны и нужны жителям. Они создают конкуренцию сетям, платят налоги в бюджет и дают рабочие места, — говорит она. — Но сегодня малоформатная торговля поставлена в неравные условия, даже внутри одного региона. У предпринимателей Златоуста, Миасса и Магнитогорска, добросовестно исполнявших условия договора на размещение павильона, есть преимущественное право на его перезаключение без торгов, а у челябинцев нет. При этом у большинства владельцев киосков срок договоров уже закончился.

Тысячи киосков и ларьков в Челябинске могут снести на законных основаниях 

— Еще три года назад мы разработали типовое положение о размещении НТО на Южном Урале, направили во все муниципалитеты. Но единообразной практики так и не сложилось, а федерального закона все еще нет, — отметил челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. — В каждом городе и поселке устанавливают свои правила. Там сам черт ногу сломит.

Руководитель бюро по защите прав предпринимателей региональной «Опоры России» Юлия Пикельная рассказала, что представители бизнеса постоянно задают вопросы о разных требованиях к размещению киосков: почему в Копейске так, в Челябинске этак, а в других городах иначе.

— В законодательстве, регулирующем условия размещения объектов нестационарной торговли, сложилась правовая неопределенность, — признал вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман. — Судебная практика предоставляет право регулировать этот вопрос как на муниципальном, так и на региональном уровне. Чтобы устранить правовой пробел, мы вышли с законодательной инициативой в Госдуму РФ.

Проект закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» внесли в нижнюю палату российского парламента еще в мае. В нем полномочия по определению условий размещения НТО — порядок проведения торгов, размещение без торгов, размер платы, максимальные сроки — переданы субъекту РФ, то есть региональным властям. По последней информации, депутаты Госдумы рассмотрят законопроект в декабре.

Местные депутаты решили подождать федеральных законов

В то же время южноуральские депутаты считают необходимым разработать местный закон. Над ним трудятся уже два месяца, но по некоторым вопросам к общему мнению не пришли.

— Большую часть полномочий предлагается передать на местный уровень. Понятно, муниципалитеты хотят рулить. В то же время УФАС считает, что такие нормы должны быть регламентированы законом. Также нет единодушия по вопросу, в каких случаях размещать нестационарные объекты можно без конкурсных процедур, — сказал Семен Мительман. — Но федералы — правительство и ФАС — тоже подготовили поправки в законы о торговле и о местном самоуправлении. Поскольку там внесут изменения сразу в три-четыре закона, правильнее их дождаться, чтобы «не наломать дров» на региональном уровне.

В итоге участники экспертного совета при бизнес-омбудсмене Челябинской области отложили принятие регионального закона о размещении НТО. С одним условием — если Госдума опять затормозит с поправками, то в начале следующего года внесут местный закон в Заксобрание.

Ларёчек просто открывался

Осенью наш фотокорреспондент прогулялся по городу и подготовил репортаж о том, что Челябинск превратился в один огромный рынок.

К саммитам ШОС и БРИКС 2020 года власти намерены изменить Челябинск до неузнаваемости. Для этого город хотят не только очистить от незаконных киосков, но и избавить от рекламного хаоса. Для этого разработали инструкцию для бизнесменов, которым в ближайшее время за свой счёт придётся обновить вывески на заведениях, работающих в центре и на гостевых маршрутах. Теперь вне закона вывески на козырьках, оконных проёмах и глухих торцах домов, ближе метра к мемориальным табличкам, те, что закрывают указатели домов нависают над вывесками конкурентов. Чтобы объяснить компаниям, как работать по требованиям нового дизайн-кода, в администрации разработали специальную инструкцию.

Могут ли власти повлиять на владельцев заброшенных участков и почему киоски и ларьки «повисли в воздухе» — в интервью 74.ru рассказал председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Челябинска Сергей Чигинцев.

Если вы хотите поделиться информацией об интересном событии или проблеме, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления