ћетро начали рыть четверть века назад
ћетро начали рыть четверть века назад

Ќа первую линию чел€бинского метрополитена — от станции «“ракторозаводска€» до станции «ѕроспект ѕобеды» — выдел€т более четверти миллиарда рублей из городского бюджета. ѕодведены итоги аукциона по строительству подземки. –ассказываем, кому и на что на самом деле перечисл€т эти деньги.

јукцион на выполнение строительно-монтажных работ объ€вили по заказу управлени€ капстроительства мэрии в конце но€бр€ прошлого года. Ќачальна€ (максимальна€) цена контракта — 263 миллиона 427 тыс€ч 632 рубл€. Ќазвание лота — «—троительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции "“ракторозаводска€" до станции "ѕроспект ѕобеды" в г. „ел€бинске» — внушает оптимизм. Ќо, как вы€снил 74.ru, на самом деле строить чел€бинское метро в 2019 году никто не собираетс€. ƒве с лишним сотни миллионов рублей пойдут на «поддержание жизни» имеющихс€ объектов метрополитена.

»сполнителю предстоит выполнить комплекс маркшейдерских работ (провод€тс€ дл€ изучени€ процессов деформации горных пород и земной поверхности в св€зи с горными работами. — ѕрим. авт.), указано в техзадании. “акже он обеспечит обслуживающие процессы оборудовани€, электрики, откаточных путей, временного креплени€ выработок, откачку воды, проветривание выработок.

Ќа поддержание тоннелей в жизнеспособном состо€нии ежегодно требуютс€ миллионы 
Ќа поддержание тоннелей в жизнеспособном состо€нии ежегодно требуютс€ миллионы 

–ечь идЄт о таких объектах, как ствол № 249, шахта № 252 и эскалаторные тоннели на станции «“орговый центр», шахта № 250 на станции «ѕлощадь –еволюции», станци€ « омсомольска€ площадь», ветка в депо; перегон от станции « омсомольска€ площадь» до ствола № 251, шахта № 254 станции «ѕроспект ѕобеды».

— ѕобедитель торгов должен следить за состо€нием посто€нной обделки станционных комплексов « омсомольска€ площадь» и «“орговый центр», за дневной поверхностью в радиусе вли€ни€ выработок этих станций, обслуживать системы видеонаблюдени€ и тревожной сигнализации на строительных площадках и в подземных выработках метрополитена, — говоритс€ в конкурсной документации. — ѕодр€дчику предстоит проводить техобслуживание тоннелепроходческого комплекса «Ћоват».

 анадский тоннелепроходческий комплекс «Ћоват» весом 450 тонн и длиной 70 м приобрели в 2003 году за 79 миллионов рублей. ќн собственность города.   работе «Ћоват» приступил в 2004 году. ¬ но€бре 2007 года вышел на поверхность на  омсомольской площади, закончив проходку первой ветки в депо.

Ќа аукцион за€вилс€ лишь один участник — јќ «„ел€бметрострой». Ёта компани€ занималась строительно-монтажными работами в чел€бинском метрополитене последние несколько лет. ѕредполагалось, что она примет участие в торгах и сейчас. ј суд€ по тому, что представители «„ел€бметростро€» ни на рубль не снизили цену, они были уверены в отсутствии конкурентов.

— ¬ св€зи с тем, что на участие в торгах подана только одна за€вка, аукцион признаЄтс€ несосто€вшимс€, — решила комисси€. — Ќа основании рассмотрени€ единственной за€вки на участие в электронном аукционе и в соответствии с законом контракт заключаетс€ с единственным участником — јќ «„ел€бметрострой».

¬се работы рассчитаны на восемь мес€цев — с €нвар€ по август 2019 года.

–анее полную стоимость запуска первой линии чел€бинского метро в областном ћинистерстве строительства оценивали в 40–45 миллиардов рублей. «апустить еЄ планировалось в 2012 году.

ѕервый пусковой комплекс метрополитена общей прот€женностью 6,7 километра состоит из четырЄх станций: « омсомольска€ площадь», «ѕлощадь –еволюции», «“орговый центр» и «ѕроспект ѕобеды». —о стороны “оргового центра к площади –еволюции тоннель прокладывалс€ буровзрывным способом, от депо к  омсомольской площади и далее — при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat. –анее планировалось, что перва€ очередь чел€бинского метро будет запущена в 2012 году.

¬есной 2013 года —чЄтна€ палата –‘ сообщила, что на строительство метро в „ел€бинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.

¬ прошлом году, по данным чел€бинского филиала –оссийской академии народного хоз€йства и государственной службы, 53,4% опрошенных чел€бинцев высказались за продолжение строительства метро. Ќаибольшую потребность в подземке испытывают жители ћеталлургического и  урчатовского районов. ¬ то же врем€ практически каждый третий (32,7%) считает, что без подземки можно обойтись.

¬ мае прошлого года корейцы предложили построить в „ел€бинске монорельсовую систему общей длиной 125 километров. ѕо расчЄтам разработчиков, инвестиции в проект состав€т от 1 до 1,5 миллиарда долларов, а реализовать его можно за п€ть лет. 

— ћетро — очень дорогое и практически неокупаемое «удовольствие», а также вечна€ петл€ на шее муниципалитета, — утверждает представитель южнокорейской компании Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd. в –оссии и —Ќ√  онстантин Ћежнин. — √ораздо эффективнее и выгоднее монорельсовый транспорт, и прежде всего это актуально дл€ миллионников. ѕроект можно осуществить без бюджетных средств. ѕоддержка властей потребуетс€ в плане выделени€ земель, согласовани€ трасс, утверждени€ тарифов и так далее,

ј в это врем€...

¬ декабре под Ћос-јнджелесом открыт первый скоростной подземный тоннель длиной 3,2 километра. ≈го построила компани€ The Boring Company, принадлежаща€ американскому миллиардеру »лону ћаску. 

ѕо тоннелю будут ездить платформы на электрот€ге и электромобили с выдвижными боковыми колЄсами. ѕредполагаема€ скорость — 240 км/ч. ¬первые о строительстве скоростного подземного тоннел€ ћаск объ€вил в июне 2017 года, то есть проект реализовали за полтора года. —троительство этого участка обошлось в 10 миллионов долларов. 

—колько можно копатьс€: как стро€т чел€бинское метро

–азговоры о том, что можно сделать с чел€бинским метро, идут давно. ¬есь вопрос упираетс€ в деньги. »х всЄ равно потрат€т — как на строительство, так и на консервацию метрополитена.

31 окт€бр€ прошлого года после пресс-конференции губернатор Ѕорис ƒубровский, отвеча€ на вопрос о будущем метро в „ел€бинске, сказал: «ѕеском точно засыпать не будем, надо достраивать. Ќа достройку чел€бинского метрополитена необходимо 80 миллиардов рублей. »щем эти деньги».

Ѕорис ƒубровский не хочет засыпать подземку 
Ѕорис ƒубровский не хочет засыпать подземку 

1 марта 2018 года проект планировки территории дл€ строительства чел€бинского метро прошЄл публичные слушани€.

20 феврал€ Ѕорис ƒубровский во врем€ послани€ депутатам «аксобрани€ поручил искать партнЄров дл€ возобновлени€ строительства метро.

ѕроектировщики санкт-петербургской компании «ј+— “ранспроект», разрабатывавшие комплексную схему организации дорожного движени€ в „ел€бинске, предлагают городским власт€м пересмотреть востребованность метро. ќни отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку. ¬ажно лишь доказать еЄ экономическую целесообразность.

¬ мае 2016 года Ѕорис ƒубровский поручил городским власт€м разработать план развити€ метрополитена, основыва€сь на опыте городов-миллионников, где успешно функционирует подземный транспорт.

Ќа пресс-конференции по итогам 2015 года глава региона за€вил, что необходимо найти возможность дл€ продолжени€ строительства подземки.

√лава „ел€бинска ≈вгений “ефтелев предлагал продлить линию метро до „урилово и северо-запада. Ќа интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha озвучили идею интегрировать метро в трамвайную сеть. √лава города за€вил, что администраци€ рассматривает р€д предложений по развитию трамвайной сети и оценит идею метротрама по нескольким параметрам.

„ел€бинские депутаты планировали привлечь дл€ строительства частного инвестора. ƒва года назад ≈вгений “ефтелев подписал распор€жение о подготовке задани€ на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.