Ќаталию ‘илЄву вспоминают как милую и семейную женщину и в то же врем€ жЄсткого руководител€
Ќаталию ‘илЄву вспоминают как милую и семейную женщину и в то же врем€ жЄсткого руководител€

¬ воскресенье вечером в авиакатастрофе погибла Ќатали€ ‘илЄва — совладелица компании S7. ≈Є частный самолЄт разбилс€ при заходе на посадку в немецком аэропорту Ёгельсбах в районе ‘ранкфурта-на-ћайне, после удара о землю он полностью сгорел. ≈вропейские —ћ» сообщили, что самолЄт рухнул на поле, на котором выращивали спаржу. ¬месте с ‘илЄвой спасатели нашли тело пилота и ещЄ двух человек. ѕо данным –»ј «Ќовости», вместе с Ќаталией в бизнес-джете летел еЄ отец ¬алерий  арачев — они отправл€лись на лечение в √ерманию.

” 55-летней женщины остались четверо детей, муж и бизнес, который известен во всем мире. Ќаши коллеги из Ќ√— рассказали, как Ќаталии ‘илЄвой удалось построить одну из крупнейших авиакомпаний, и спросили у еЄ знакомых и коллег, какой она запомнитс€.

¬идео: Ќ√—

Ќатали€ ‘илЄва — совладелец авиакомпании S7 Airlines, вместе с мужем ¬ладиславом ‘илЄвым они выкупили акции «—ибири» ещЄ в конце 1990-х, затем — контрольный пакет, после чего развивали бизнес, скупа€ мелких авиаперевозчиков. »менно ‘илЄвы организовали ребрендинг «—ибири», превратив еЄ в S7 Airlines и перекрасив ливреи своего авиапарка в самый узнаваемый в небе цвет. 

«я работал в авиакомпании в 2004–2005 годах, это был, наверное, самый такой т€жЄлый и кризисный период в еЄ становлении, — вспоминает ƒмитрий ¬ерховод, бывший гендиректор “ехнопарка. —  омпани€ переезжала в ћоскву, шла очень серьЄзна€ реструктуризаци€, серьЄзные сокращени€. ¬ это же врем€ был ребрендинг. “огда же случилась эта катастрофа знаменита€, когда подорвали самолЄт (“у-154 авиакомпании «—ибирь», который сбили террористы. — ѕрим. ред.). » € в это непростое врем€ работал со —лавой (¬ладислав ‘илЄв, супруг Ќатальи ‘илЄвой. — ѕрим. ред.) и Ќаташей. <...> Ёта истори€ с ребрендингом показала, что Ќатали€ — очень креативный человек, она в действительности посто€нно брызжет какими-то новыми иде€ми, подходами, она, така€ посто€нно бурл€ща€ новыми иде€ми. ќна серьЄзный стратег и очень креативный человек. Ѕыла, к сожалению. ¬ыбор раскраски и дл€ всего это мы ездили в Ћондон, обсуждали там весь ход этого ребрендинга. Ћогика была очень конкретна€: надо было уйти... ¬ —оветском —оюзе в сознании людей сложились какие-то стандартные цвета авиации, как бело-голубо-красный <...> » задача была от этого уйти и найти не просто отличающийс€ оттенком, а что-то резко отличающеес€. ќн должен быть цветом некого креатива, новизны, драйва, нового подхода. Ќадо было перевернуть представление, он немного вызывающий и шокирующий. ќтсюда по€вилась эта раскраска».

«≈сли вы помните, когда они стали зелЄными самолЄтами, стали авангардными такими. ¬се думали, что это ерунда, но она всегда мыслила очень современно и позитивно, — рассказала јнна “ерешкова, начальник департамента культуры мэрии Ќовосибирска. — я была еЄ личной знакомой. я, можно сказать, горжусь тем, что когда они (супруги ‘илЄвы. — ѕрим. ред.) начинали <...> работать вместе, мы имели возможность общатьс€. я считаю, что это действительно больша€ потер€ дл€ –оссии. — еЄ приходом в том числе S7 стал именно таким проектом, которым мы гордимс€. ћы гордимс€ тем, что он создан здесь, стал таким уважаемым, современным брендом. ƒл€ мен€ она воплощение такой бизнес-женщины, котора€ всегда могла быть и человеком, и женщиной, и жЄстким руководителем. ќна умела в себе всЄ это соедин€ть. ƒл€ мен€ близко к идеалу современной женщины».

ћногие знакомые и бывшие коллеги Ќаталии ‘илЄвой вспоминают еЄ как милую и семейную и в то же врем€ жЄсткую в вопросах бизнеса. ¬озможно, это и позволило ей добитьс€ успеха в такой неженской сфере, как авиаци€. 

«я был депутатом √осдумы прошлого и позапрошлого созыва, в 2011–2016-х был председателем оргкомитета по воздушному транспорту. ” нас при комитете был создан экспертный совет, куда Ќатали€ ¬алерьевна входила, и она не просто туда входила, она ворвалась туда €рким лидером, что абсолютно пон€тно по еЄ характеру, — рассказал Ќ√— директор по перспективному развитию аэропорта »ркутска јндрей јндреев. — ќна не могла относитьс€ неравнодушно к тем делам, которыми занималась. ќна умудр€лась сочетать в себе человечность и бизнес. ј пор€дочных бизнесменов, к сожалению, в –оссии в крупном бизнесе можно по пальцем пересчитать, и Ќатали€ ¬алерьевна относилась как раз к такому числу бизнесменов, которые думают не только об извлечении прибыли, но и о развитии дела, о люд€х, в данном случае о пассажирах, об авиакомпании, которую они создали. Ёто уникальный случай, когда люди, не имеющие пр€мого профил€ в авиации изначально, увлеклись этим делом, изучили и создали крупнейшую и, можно сказать, единственную профессиональную частную авиакомпанию в –оссии. <...> Ќе так много женщин в российском и советском периоде можно насчитать, кто был успешным в этой отрасли.   сожалению, Ќатали€ ‘илЄва могла большего достигнуть дл€ общего дела авиации, но вот так трагично еЄ судьба оборвалась. Ќо даже то, что она сделала, уже войдЄт в историю. ƒети ‘илЄвых также вовлечены в S7 Group, и € надеюсь, что женска€ лини€ ‘илЄвых в авиации будет продлена».

ƒочь ‘илЄвых “ать€на. »значально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству
ƒочь ‘илЄвых “ать€на. »значально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству

« онечно, это огромна€ утрата и дл€ компании, и, € думаю, дл€ страны в целом, потому что Ќатали€ ¬алерьевна, с моей точки зрени€, — один из самых выдающихс€ руководителей. <...> ¬ этой компании она играла очень важную роль. ќна женщина потр€сающих способностей, очень волева€, очень жЄстка€ и, с другой стороны, очень семейна€. ќни [c ¬ладиславом] в действительности уникальна€ пара, фантастически друг друга дополн€ли по своему характеру, по компетенци€м. „то у них общее — это их сплочЄнность и нацеленность на семью. ќни очень нежно относ€тс€ к своим дет€м», — добавил ƒмитрий ¬ерховод.

—лова соболезновани€ выразили в соцсет€х многие другие коллеги и знакомые ‘илЄвой и даже те, кто не знал еЄ лично. 

«ћы не были знакомы, но пересекались пару раз на деловых меропри€ти€х. » помню, что всегда мен€ восхищало и интриговало — это небо, девушка, самолЄт. ƒа ещЄ кака€ девушка! ∆енщина у штурвала такой компании! ћуж и жена. Ўутили, что новый цвет дл€ самолЄтов подбирали под цвет любимой сумочки Ќаталии», — написала на своей странице в Facebook јнастаси€ Ѕлизнюк, основательница »нтегрального музе€-квартиры јкадемгородка. 

—амолет Ќаталии ‘илЄвой разбилс€ при заходе на посадку неподалеку от ‘ранкфурта-на-ћайне 
—амолет Ќаталии ‘илЄвой разбилс€ при заходе на посадку неподалеку от ‘ранкфурта-на-ћайне 

«Ќатали€ ‘илЄва однажды очень выручила, просто по-человечески откликнувшись на просьбу <...> прийти в «Ѕелл клуб». „то поразило, в ней не было совершенно никаких понтов, было много оба€ни€ и житейской мудрости (и в то же врем€ было видно, что характер — огого), которые прекрасно сочетались с деловой хваткой и умением хорошо считать», — вспомнила основатель издани€ The Bell ≈лизавета ќсетинска€.

Ќатали€ ‘илЄва окончила Ќ√“”. 

«≈Є специальность — инженер-радиомеханик. ќна заканчивала факультет приборных устройств. ќн готовил специалистов, которые были в том числе дл€ вооружени€ самолЄтов. ќна всю жизнь работала в этой отрасли, в авиации, это направление она впитала, ещЄ будучи студенткой. ” неЄ это знание было глубокое вс€ких инженерных моментов», — рассказал президент Ќ√“” ¬ладимир ѕономарЄв.

—ейчас европейские эксперты вместе с ћежгосударственным авиационным комитетом пытаютс€ найти причину авиакатастрофы. ƒата и место прощани€ с Ќаталией ‘илЄвой пока неизвестны.

ќт авиаотр€да до авиакомпании. ’ронологи€ становлени€ S7

1992

¬ 1992 году “олмачЄвский объединЄнный авиаотр€д, включавший в себ€ лЄтные отр€ды, метеослужбы и аэронавигационные службы аэропорта “олмачЄво преобразовывают в три самосто€тельных предпри€ти€: государственный аэропорт “олмачЄво, авиакомпанию «—ибирь» и «ап—ибаэронавигацию. 

Ёта дата считаетс€ началом де€тельности авиакомпании, котора€ впоследствии первой войдЄт в группу компаний S7.

1994

—озданную в процессе приватизации «—ибирь» регистрируют решением города ќби.

1998

  купленной в 1997 году части акций «—ибири» супруги Ќатали€ и ¬ладислав ‘илЄвы приобретают контрольный пакет и начинают развивать авиакомпанию.

2001

јвиакомпани€ входит в ћеждународную јссоциацию ¬оздушного “ранспорта IATA, одновременно с этим приобрета€ «¬нуковские авиалинии», у которой накопилась больша€ кредиторска€ задолженность. ѕодобный шаг позволил «—ибири» стать первой по объЄму

2004

јвиакомпани€ «—ибирь» становитс€ лауреатом премии в номинации «Ћидерство на рынке» — за «успешное использование инструментов сли€ни€, поглощени€ и партнЄрства, что позволило авиакомпании стать крупнейшей в –оссии на внутренних лини€х и второй — по общему объЄму авиаперевозок».

2007

јвиакомпани€ «—ибирь» начинает выводить из эксплуатации »л-86 — это один из этапов реализации стратегического плана по обновлению и модернизации воздушного парка авиакомпании, рассчитанного на ближайшие 7 лет.

 ак сообщают «¬едомости», компани€ также заказывает 15 Boeing-787 на 210–250 пассажиров. “огда ¬ладислав ‘илЄв назвал Boeing «самым красивым самолЄтом, который он видел». —амолЄты планировали вз€ть в финансовый лизинг. ќсновную часть средств на закупку удалось найти за счЄт кредитов под залог новых самолЄтов.

¬ этом же году авиакомпани€ сообщила, что закупает новые Airbus ј320. ѕолЄты на них начали выполн€ть лишь год спуст€. —огласно заключенному с компанией ILFC договору операционного лизинга, S7 Airlines получила четыре воздушных судна этого типа.

2008

Ётот год стал дл€ «—ибири» т€жЄлым — компани€ оказалась на грани банкротства. ƒолг перед держател€ми облигаций и банками достиг почти 11 миллиардов рублей. ‘илЄв обращаетс€ к чиновникам с просьбой выделить 4,5 миллиарда рублей господдержки — почти 15% от суммы, зарезервированной власт€ми дл€ спасени€ авиаотрасли на тот момент. ¬ поддержке отказали, и компани€ едва не была поглощена «јэрофлотом», вспоминают «¬едомости».

¬ этом же году в «—ибири» происходит ребрендинг — у самолЄтов мен€етс€ раскраска фюзел€жей, а на базе авиакомпании и еЄ структурных подразделений создаЄтс€ группа компаний S7 Group.

2009

«—ибирь» допускает дефолт по облигаци€м из-за отказа двух кредиторов реструктурировать долги. ¬ладислав ‘илЄв начинает искать поддержки среди банков, наход€ еЄ у «јльфа-банка», который выдел€ет два п€тилетних кредита общей суммой почти 9 миллиардов рублей, получив под залог акции всех весомых компаний группы S7.

Ќе выдержива€ нагрузки, компани€ отмен€ет контракт на покупку 15 Boeing-787, при этом «сохран€€ заинтересованность в [их] эксплуатации», пишут «¬едомости».

2010

јвиакомпани€ S7 присоедин€етс€ к Oneworld — одному из трех существующих в мире глобальных авиационных аль€нсов. –анее в таком объединении состо€л лишь «јэрофлот» — в конкурирующем с Oneworld аль€нсе SkyTeam.  ак сообщало издание vremya.ru, ¬ладислав ‘илЄв говорил, что выбрал Oneworld по экономическим и эмоциональным соображени€м.

¬ этом году авиакомпани€ перевезла 4,8 миллиона пассажиров.

2011

√осударство в очередной раз пытаетс€ продать свою долю в авиакомпании «—ибирь», однако аукцион снова отмен€ют из-за отсутстви€ желающих купить пакет акций.  ак сообщал √азете.ru аналитик «јтона» Ќикита ћельников, дл€ стратегов госпакет не интересен, а дл€ портфельных инвесторов стоимость сделки слишком высока.

2012

 оличество перевезЄнных пассажиров в этом году составило 5,1 миллиона. »з них на внутренние рейсы приходитс€ 3,5 миллиона перевезЄнных пассажиров и 1,5 на международные, говоритс€ в годовом отчЄте авиакомпании. „иста€ прибыль составила 724 миллиона рублей.

2013

√руппа компаний S7 выкупает госпакет акций авиакомпании «—ибирь», предложив за 25,5% акций перевозчика 1,1 миллиарда рублей.

2014

«—ибирь» договариваетс€ с «јльфа-банком» о снижении процентной ставки и переносе срока погашени€ кредита на первый квартал 2017 года. ƒеньги, полученные с продажи 37 российских самолЄтов “у-154 и »л-86, авиакомпани€ направл€ет кредиторам.

¬ авиапарке группы остаЄтс€ 35 самолетов — все иностранного производства и все в лизинге, пишут «¬едомости».

2015

¬ладислав ‘илЄв подписывает соглашение о покупке контрольного пакета акций «“рансаэро» — в соглашении указано, что «—ибирь» купит не менее 51% акций. ‘илЄв рассчитывал таким образом избежать банкротства перевозчика, уточн€ет –Ѕ .

ќднако сделка не состо€лась. ¬скоре « оммерсант» сообщил, что акционеры «“рансаэро» не смогли собрать 51% акций, «не обремененный об€зательствами перед третьими лицами».

2016

√руппа компаний S7 подписывает с иностранной лизинговой компанией соглашение на поставку в операционный лизинг Boeing-737 Max, рассказывают «¬едомости» со ссылкой на топ-менеджера лизинговой компании.

Ќа сайте авиакомпании сообщают о закупке 17 судов Embraer 170-LR — дл€ реализации программы развити€ межрегиональных авиаперевозок. «—ибирь» становитс€ первой в –оссии, эксплуатирующей сразу два новых самолЄта.

¬ декабре этого же года S7 успешно проводит первую в –оссии сделку с использованием технологии блокчейн, заменив ею традиционный бумажный аккредитив, пишет Frobes.

2017

Ќатали€ ‘илЄва впервые входит в рейтинг «200 богатейших бизнесменов –оссии», ежегодно составл€емый российским изданием Forbes. —осто€ние ‘илевой оцениваетс€ в 600 миллионов долларов, в рейтинге она занимает 171-е место.

 оличество пассажиров, перевезЄнных S7, ежегодно растЄт — за 2017 год компани€ перевезла почти 10 миллионов пассажиров. »з них — 6,8 миллиона приходитс€ на внутренние рейсы. ѕри этом чиста€ прибыль составила 4,4 миллиарда рублей, говоритс€ в документах годового собрани€ акционеров компании.

2019

Ќезадолго до авиакатастрофы ‘илЄва вошла в список Forbes из 15 бизнесменов, построивших бизнес с нул€ и сумевших изменить представление о –оссии.

—ейчас парк воздушных судов S7 насчитывает 96 судов. Ќа сайте авиакомпании его называют «одним из самых современных на российском рынке авиаперевозок». –ейсы выполн€ютс€ на Airbus, Boeing и Embraer.