ѕредпринимателей лишили дистанционного обслуживани€ 
ѕредпринимателей лишили дистанционного обслуживани€ 

¬ „ел€бинске чуть было не сорвалась работа детского развлекательного центра. Ѕанк внезапно заблокировал счЄт компании. ќна не могла платить поставщикам и принимать оплату услуг по безналичному расчЄту. Ёто случилось за пару дней до выходных, когда ожидалс€ пик посещаемости. ћогут ли банки заморозить счЄт клиента без объ€снени€ причин, чего на самом деле бо€тс€ кредитные учреждени€ и почему предприниматели стали заложниками антиотмывочного и антитеррористического законодательства, разбиралс€ 74.ru.

ƒеньги зависли

ѕроработав две недели, детский развлекательный центр в „ел€бинске столкнулс€ с неожиданной проблемой.

— «а два дн€ до выходных банк с самого утра внезапно, не объ€сн€€ причин, заблокировал наш счЄт, — рассказала управл€юща€ детским центром ћарина. — ѕросто позвонили, сообщили, что счЄт заблокирован. ѕопросили предоставить кучу документов. Ќи на какой закон не ссылались.  роме того, что у нас есть движение по счЄту, они вообще ничего не говорили. ј как же без движени€ средств — мы же работаем! «акупаем продукты, платим поставщикам, посетители с нами рассчитываютс€ по терминалу.

ѕо словам руководства развлекательного центра, документы банку предоставили в тот же день.

—емьи с детьми обычно приход€т с банковскими картами
—емьи с детьми обычно приход€т с банковскими картами

— Ќо счЄт так и оставалс€ заблокированным, проводить операции по безналу мы не могли, — продолжила управл€юща€ детским центром. — ƒва дн€ подр€д мы звонили в банк по гор€чей линии, пытались узнать, когда же решат нашу проблему. ќтвет один: «ћы смотрим, мы смотрим...» Ќикаких сроков не называли. ѕришлось работать только за наличный расчЄт. ј это многим неудобно — люди привыкли расплачиватьс€ пластиковыми картами, у некоторых вообще налички в карманах нет. ѕоставщики требуют оплаты по безналу. ƒеньги-то у нас есть, а заплатить не можем — они зависли на счЄте. —традаем не только мы, но и обычные люди. ќни приход€т с детьми, готовы заплатить за то, чтобы ребЄнок поиграл, отдохнул. ј тут начинаютс€ проблемы с безналом. Ѕегать в поисках банкоматов, чтобы сн€ть деньги, не каждому понравитс€. ƒл€ людей это дополнительные нагрузки и заботы.

ѕредприниматели с ужасом ждали выходных — ожидалс€ большой поток клиентов. ѕопутно начитались отзывов в интернете и пон€ли, что они не одиноки. ќказываетс€, случаев, когда счета предпринимателей блокируют за оплату р€довой поставки товара, предостаточно. «ачастую это происходит со ссылкой на закон о борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, иногда — вообще без объ€снени€ причин.

«Ёто временное ограничение»

74.ru обратилс€ в “инькофф Ѕанк с просьбой прокомментировать, с чем св€зана срочна€ блокировка счЄта развлекательного центра, насколько это частое €вление и сколько времени ждать разморозки.

Ќа следующий день после нашего обращени€ в банк представитель развлекательного центра вновь св€залась с редакцией. ќна поделилась радостным известием — счЄт разблокировали. ѕроблема успешно разрешилась, поэтому управл€юща€ попросила не называть компанию. —ама же ситуаци€ показалась нам довольно типичной — предприниматели не раз жаловались на подобные меры со стороны банков. ѕоэтому мы решили узнать, как блокировку счетов объ€сн€ют сами банкиры, насколько это законно и что делать, если бизнесмены вид€т здесь злоупотребление правом. 

¬ интернет-банке легко счет открыть и... заблокировать
¬ интернет-банке легко счет открыть и... заблокировать

— ¬ указанном случае счета не блокировались, было временно ограничено дистанционное банковское обслуживание в св€зи с подозрени€ми на мошенничество по поводу некоторых операций, — сообщил представитель пиар-службы Tinkoff јлександр Ћеонов. — Ќо после общени€ наших сотрудников с бухгалтером клиента все вопросы были сн€ты, и дистанционное банковское обслуживание восстановлено. «а временные неудобства, св€занные с работой фрод-мониторинга (меры по борьбе с мошенничеством. — ѕрим. ред.), бонусом начислили этому клиенту мес€ц бесплатного обслуживани€.

ѕо словам сотрудника пиар-службы Tinkoff, банк в принципе не блокирует счета.

— ≈сли банк в рамках разбора подозрительных операций вы€вл€ет факт нарушени€ договора, то есть непредоставление документов или предоставление «нарисованных» документов, мы ограничиваем клиенту дистанционное банковское обслуживание, — объ€снили в банке. — Ёто сама€ строга€ мера, которую мы примен€ем. ѕорой это сопр€жено с неудобствами, но это не блокировка счЄта. — него по-прежнему можно удалЄнно платить, например, налоги, бюджетные платежи, требовани€ взыскателей и другое.

ўепки в борьбе с терроризмом?

— отказами банков в обслуживании, а попросту с блокировкой-заморозкой счетов компании малого и среднего бизнеса начали сталкиватьс€ в последние три-четыре года. —амые обычные виды де€тельности — от строительных работ до торговли зерном — могут посчитать потенциальными источниками финансировани€ терроризма и «отмывани€» доходов. Ѕанкиры говор€т, что всЄ делают по закону 115-‘« («ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путЄм, и финансированию терроризма». — ѕрим. ред.). » если раньше основным инициатором приостановки операций или блокировки счетов выступали налоговики, то теперь лютуют как раз кредитные учреждени€.

«а год южноуральцы 29 раз жаловались на блокировку счетов
«а год южноуральцы 29 раз жаловались на блокировку счетов

ѕредставители “инькофф Ѕанка увер€ют, что крупные банки сами заинтересованы в том, чтобы работать только с честным бизнесом. ѕри этом действующее законодательство и методические рекомендации регул€тора об€зывает банкиров самосто€тельно провер€ть всех своих клиентов и пресекать нежелательные операции.

— ѕо четвЄртой статье того же самого 115-‘« банки не имеют права сообщать клиенту о принимаемых мерах и причине отказа в обслуживании, — указывают представители Tinkoff.

— Ѕанк должен боротьс€ с обнальщиками и прочими нехорошими людьми. ѕри этом в законе есть оговорка, что клиенту нельз€ раскрывать причину, по которой банк его «закрывает», — объ€сн€ла маркетолог «“инькофф бизнеса» јс€ „елован эту проблему в блоге компании. — ѕоэтому банки дают такие невн€тные комментарии.

∆ители „ел€бинской области активно жалуютс€ в Ѕанк –оссии на различные нарушени€. ¬ прошлом году регул€тор получил от наших земл€ков 4379 жалоб на банки, страховые организации, микрофинансовые организации и акционерные общества.

— »менно по блокировке счЄта в кредитных организаци€х поступило 29 обращений, — сообщили 74.ru в чел€бинском отделении Ѕанка –оссии. — ƒол€ таких жалоб составл€ет 0,7%.

Ѕанк вправе отказать в выполнении распор€жени€ клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые дл€ фиксировани€ информации в соответствии с 115-‘«, подтвердили 74.ru в региональном Ѕанке –оссии. ј также в случае если в результате реализации правил внутреннего контрол€ банка у его работников возникают подозрени€, что операци€ совершаетс€ в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, или финансировани€ терроризма.

— ¬ то же врем€ банк об€зан взвешенно относитьс€ к имеющейс€ информации, до прин€ти€ решени€ проводить работу по подтверждению или опровержению факторов, которые вызвали сомнение в экономическом смысле и очевидной законной цели проводимых клиентом операций, — отметили в чел€бинском отделении ”ральского √” Ѕанка –оссии. — Ѕанки об€заны информировать клиентов о причинах отказа в обслуживании или проведении операции. “ака€ информаци€ должна быть предоставлена в объЄме, достаточном дл€ реализации клиентом права на обжалование решени€ об отказе.

„то же делать предпринимател€м, попавшим в жернова подозрений? Ќужно представить в банк документы или сведени€, свидетельствующие об отсутствии оснований дл€ прин€ти€ решени€ об отказе от проведени€ операции, советуют в Ѕанке –оссии. Ќе позднее 10 рабочих дней банк об€зан сообщить клиенту окончательный ответ. ѕолучаетс€, что даже если предприниматель ни в чем не виноват, он может потер€ть врем€, деньги и клиентов. » всЄ из-за того, что банковским служащим операции показались подозрительными.

— ѕолучив от банка сообщение о невозможности устранени€ оснований дл€ отказа в проведении операции, клиент вправе обратитьс€ с за€влением и подтверждающими документами в межведомственную комиссию, созданную при ÷ентральном банке –‘, — добавили в региональном Ѕанке –оссии. 

 ак банки «кошмар€т» бизнес

¬ декабре 2016 года мы писали том, как предприниматели суд€тс€ с банками, «кошмар€щими» бизнес. Ќапример, строительна€ компани€ обратила внимание на повышенную комиссию — 15% от оборота — за так называемую услугу банка по проведению... «необычной подозрительной сделки». –ечь шла о платежных поручени€х, по которым банк отказывал в операции. ¬ итоге суд выиграли, но весь строительный сезон — с ма€ по но€брь — компани€ сидела без денег. ј через некоторое врем€ банк сам отменил эту комиссию дл€ всех клиентов.

¬ –осфинмониторинге о тревогах бизнес-сообщества знают. Ќо главное, по мнению специалистов ведомства, — банк должен четко понимать, кто на самом деле стоит за той или иной транзакцией.

— ќписание сомнительных операций во многом совпадает с обывательским пон€тием о мошенничестве, — объ€сн€ли в –осфинмониторинге по ”р‘ќ. — Ёто пренебрежение к выгодам, удаленна€ работа, наличие посредника, пониженна€ налогова€ нагрузка.

¬ „ел€бинской области замечены 25 «чЄрных кредиторов» — компаний, нелегально выдающих потребительские кредиты.

–ассказываем, кому ещЄ жаловатьс€ на банки, страховые и ћ‘ќ.