26 июня среда
СЕЙЧАС +13°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    Еще

«Заблокировали счёт в канун выходных»: Тинькофф Банк тормознул работу детского центра в Челябинске

Разбираемся, как часто банки замораживают счета и что в таких случаях делать предпринимателям

Поделиться

Предпринимателей лишили дистанционного обслуживания 

Фото: Дарья Селенская (коллаж)

В Челябинске чуть было не сорвалась работа детского развлекательного центра. Банк внезапно заблокировал счёт компании. Она не могла платить поставщикам и принимать оплату услуг по безналичному расчёту. Это случилось за пару дней до выходных, когда ожидался пик посещаемости. Могут ли банки заморозить счёт клиента без объяснения причин, чего на самом деле боятся кредитные учреждения и почему предприниматели стали заложниками антиотмывочного и антитеррористического законодательства, разбирался 74.ru.

Деньги зависли

Проработав две недели, детский развлекательный центр в Челябинске столкнулся с неожиданной проблемой.

— За два дня до выходных банк с самого утра внезапно, не объясняя причин, заблокировал наш счёт, — рассказала управляющая детским центром Марина. — Просто позвонили, сообщили, что счёт заблокирован. Попросили предоставить кучу документов. Ни на какой закон не ссылались. Кроме того, что у нас есть движение по счёту, они вообще ничего не говорили. А как же без движения средств — мы же работаем! Закупаем продукты, платим поставщикам, посетители с нами рассчитываются по терминалу.

По словам руководства развлекательного центра, документы банку предоставили в тот же день.

Семьи с детьми обычно приходят с банковскими картами

— Но счёт так и оставался заблокированным, проводить операции по безналу мы не могли, — продолжила управляющая детским центром. — Два дня подряд мы звонили в банк по горячей линии, пытались узнать, когда же решат нашу проблему. Ответ один: «Мы смотрим, мы смотрим...» Никаких сроков не называли. Пришлось работать только за наличный расчёт. А это многим неудобно — люди привыкли расплачиваться пластиковыми картами, у некоторых вообще налички в карманах нет. Поставщики требуют оплаты по безналу. Деньги-то у нас есть, а заплатить не можем — они зависли на счёте. Страдаем не только мы, но и обычные люди. Они приходят с детьми, готовы заплатить за то, чтобы ребёнок поиграл, отдохнул. А тут начинаются проблемы с безналом. Бегать в поисках банкоматов, чтобы снять деньги, не каждому понравится. Для людей это дополнительные нагрузки и заботы.

Предприниматели с ужасом ждали выходных — ожидался большой поток клиентов. Попутно начитались отзывов в интернете и поняли, что они не одиноки. Оказывается, случаев, когда счета предпринимателей блокируют за оплату рядовой поставки товара, предостаточно. Зачастую это происходит со ссылкой на закон о борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, иногда — вообще без объяснения причин.

«Это временное ограничение»

74.ru обратился в Тинькофф Банк с просьбой прокомментировать, с чем связана срочная блокировка счёта развлекательного центра, насколько это частое явление и сколько времени ждать разморозки.

На следующий день после нашего обращения в банк представитель развлекательного центра вновь связалась с редакцией. Она поделилась радостным известием — счёт разблокировали. Проблема успешно разрешилась, поэтому управляющая попросила не называть компанию. Сама же ситуация показалась нам довольно типичной — предприниматели не раз жаловались на подобные меры со стороны банков. Поэтому мы решили узнать, как блокировку счетов объясняют сами банкиры, насколько это законно и что делать, если бизнесмены видят здесь злоупотребление правом. 

В интернет-банке легко счет открыть и... заблокировать

— В указанном случае счета не блокировались, было временно ограничено дистанционное банковское обслуживание в связи с подозрениями на мошенничество по поводу некоторых операций, — сообщил представитель пиар-службы Tinkoff Александр Леонов. — Но после общения наших сотрудников с бухгалтером клиента все вопросы были сняты, и дистанционное банковское обслуживание восстановлено. За временные неудобства, связанные с работой фрод-мониторинга (меры по борьбе с мошенничеством. — Прим. ред.), бонусом начислили этому клиенту месяц бесплатного обслуживания.

По словам сотрудника пиар-службы Tinkoff, банк в принципе не блокирует счета.

— Если банк в рамках разбора подозрительных операций выявляет факт нарушения договора, то есть непредоставление документов или предоставление «нарисованных» документов, мы ограничиваем клиенту дистанционное банковское обслуживание, — объяснили в банке. — Это самая строгая мера, которую мы применяем. Порой это сопряжено с неудобствами, но это не блокировка счёта. С него по-прежнему можно удалённо платить, например, налоги, бюджетные платежи, требования взыскателей и другое.

Щепки в борьбе с терроризмом?

С отказами банков в обслуживании, а попросту с блокировкой-заморозкой счетов компании малого и среднего бизнеса начали сталкиваться в последние три-четыре года. Самые обычные виды деятельности — от строительных работ до торговли зерном — могут посчитать потенциальными источниками финансирования терроризма и «отмывания» доходов. Банкиры говорят, что всё делают по закону 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». — Прим. ред.). И если раньше основным инициатором приостановки операций или блокировки счетов выступали налоговики, то теперь лютуют как раз кредитные учреждения.

За год южноуральцы 29 раз жаловались на блокировку счетов

Представители Тинькофф Банка уверяют, что крупные банки сами заинтересованы в том, чтобы работать только с честным бизнесом. При этом действующее законодательство и методические рекомендации регулятора обязывает банкиров самостоятельно проверять всех своих клиентов и пресекать нежелательные операции.

— По четвёртой статье того же самого 115-ФЗ банки не имеют права сообщать клиенту о принимаемых мерах и причине отказа в обслуживании, — указывают представители Tinkoff.

— Банк должен бороться с обнальщиками и прочими нехорошими людьми. При этом в законе есть оговорка, что клиенту нельзя раскрывать причину, по которой банк его «закрывает», — объясняла маркетолог «Тинькофф бизнеса» Ася Челован эту проблему в блоге компании. — Поэтому банки дают такие невнятные комментарии.

Жители Челябинской области активно жалуются в Банк России на различные нарушения. В прошлом году регулятор получил от наших земляков 4379 жалоб на банки, страховые организации, микрофинансовые организации и акционерные общества.

— Именно по блокировке счёта в кредитных организациях поступило 29 обращений, — сообщили 74.ru в челябинском отделении Банка России. — Доля таких жалоб составляет 0,7%.

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с 115-ФЗ, подтвердили 74.ru в региональном Банке России. А также в случае если в результате реализации правил внутреннего контроля банка у его работников возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

— В то же время банк обязан взвешенно относиться к имеющейся информации, до принятия решения проводить работу по подтверждению или опровержению факторов, которые вызвали сомнение в экономическом смысле и очевидной законной цели проводимых клиентом операций, — отметили в челябинском отделении Уральского ГУ Банка России. — Банки обязаны информировать клиентов о причинах отказа в обслуживании или проведении операции. Такая информация должна быть предоставлена в объёме, достаточном для реализации клиентом права на обжалование решения об отказе.

Что же делать предпринимателям, попавшим в жернова подозрений? Нужно представить в банк документы или сведения, свидетельствующие об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции, советуют в Банке России. Не позднее 10 рабочих дней банк обязан сообщить клиенту окончательный ответ. Получается, что даже если предприниматель ни в чем не виноват, он может потерять время, деньги и клиентов. И всё из-за того, что банковским служащим операции показались подозрительными.

— Получив от банка сообщение о невозможности устранения оснований для отказа в проведении операции, клиент вправе обратиться с заявлением и подтверждающими документами в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке РФ, — добавили в региональном Банке России. 

Как банки «кошмарят» бизнес

В декабре 2016 года мы писали том, как предприниматели судятся с банками, «кошмарящими» бизнес. Например, строительная компания обратила внимание на повышенную комиссию — 15% от оборота — за так называемую услугу банка по проведению... «необычной подозрительной сделки». Речь шла о платежных поручениях, по которым банк отказывал в операции. В итоге суд выиграли, но весь строительный сезон — с мая по ноябрь — компания сидела без денег. А через некоторое время банк сам отменил эту комиссию для всех клиентов.

В Росфинмониторинге о тревогах бизнес-сообщества знают. Но главное, по мнению специалистов ведомства, — банк должен четко понимать, кто на самом деле стоит за той или иной транзакцией.

— Описание сомнительных операций во многом совпадает с обывательским понятием о мошенничестве, — объясняли в Росфинмониторинге по УрФО. — Это пренебрежение к выгодам, удаленная работа, наличие посредника, пониженная налоговая нагрузка.

В Челябинской области замечены 25 «чёрных кредиторов» — компаний, нелегально выдающих потребительские кредиты.

Рассказываем, кому ещё жаловаться на банки, страховые и МФО.

Столкнулись с проблемами в банках? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
22 апр 2019 в 07:21

С тиньковым вообще нечего хорошо из сотрудничества не получится

Гость
22 апр 2019 в 11:37

Банки ,прикрываясь 115 фз, тупо грабят народ,изымая 20 процентов от осиатка от счета,не обьясняя причин...

Гость
22 апр 2019 в 08:34

На Тинькофф многие жалуются, не стоит там открывать карты и счёт. Сбербанк всё нормально