17 июня понедельник
СЕЙЧАС +7°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    Еще

«В магазины ходят бедные гедонисты»: чем недовольны торговые сети и куда заманят покупателей

Несмотря на все уловки Росстата, реальные доходы людей падают шестой год подряд

Поделиться

Портрет покупателя глазами продавца: денег мало — претензий много

Фото: Илья Бархатов

Федеральные торговые сети продолжают активную экспансию в Челябинск. «Магнит» и «Перекрёсток» заняли магазины местной сети «Проспект», на Северо-Западе заработал второй «Ашан», а в подземный комплекс «Никитинский» спустилась «Пятёрочка». При этом большинство продуктовых ритейлеров отмечает снижение своих доходов, а покупателей называют бедными гедонистами с завышенными требованиями к сервису и качеству товаров. Рассказываем, почему сети боятся «Алибабу» и «Алиэкспресс», зачем хотят всё знать о покупателях и на каких работников готовы потратить кучу денег.

Бедные, но требовательные

Каждый пятый работающий россиянин занят в торговле. Эта довольно крупная отрасль несырьевой экономики, она даёт 11% всех налогов в бюджет. А если учесть, что в магазины ходит каждый из нас, то торговлю можно смело назвать барометром настроений и экономического благополучия людей. По последним данным, оборот рынка торговли продолжает расти. Неужели кошельки народа пухнут от денег, а жить становится лучше и веселей?

Покупатели не готовы мириться с растущими ценами...

Фото: Олег Каргаполов

— Последние пять лет подряд реальные денежные доходы населения не растут. В первом квартале 2019-го они опять драматически снизились. Похоже, мы уходим на шестой год падения либо стагнации, — говорит генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Почему тогда не упала торговля? Здесь всё просто. В прошлом году наши потребители серьёзно увеличили кредитный портфель. Уже сейчас на каждого жителя страны приходится 100 тысяч рублей кредитов, а если вычесть младенцев и пенсионеров, то получится 250 тысяч рублей и выше.

Речь идёт о серьёзной долговой нагрузке — больше, чем три–четыре месячных дохода. И хотя официально говорится о 15% невозврата кредитов, на самом деле показатель гораздо выше, указывает эксперт. Самое печальное — доходы потребителей не растут, и не видно, за счёт чего они могли бы вырасти. Люди ходят в магазины с одним и тем же количеством денег, ищут более привлекательные цены и интересные промоакции, выбирают более качественную услугу.

...но занимают очереди в дешёвый «Ашан»

Фото: Алла Скрипова

— Наши, российские, покупатели — очень требовательные. Это так называемые бедные гедонисты. У них растёт закредитованность. Богатыми они не становятся, но при этом не снижают своих требований. А порой даже повышают — и к качеству продуктов питания, и к форматам покупок, — отмечает Михаил Бурмистров. — Потребитель сейчас бросает серьёзный вызов ритейлерам. В Европе, например, таких требований к сервису и такой конкуренции при ограниченном предложении продуктов ещё нужно поискать.

«Торговцы поневоле»

По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергея Белякова, ритейл зажат в «рыночных ножницах». С одной стороны, торговля испытывает давление от производителей, с другой — её подпирает неготовность потребителя принимать новые цены. Ну и, конечно, подливают масла в огонь бесконечные инициативы депутатов. То бонусы отменят, то наценку ограничат, то время работы магазинов пропишут.

В таких условиях первыми под удар попадают региональные игроки рынка розничной торговли.

«Проспект» сдулся в прошлом году

Фото: Илья Бархатов

— Большинство из них никогда не было профессиональными ритейлерами. Это владельцы недвижимости, которые занимались каким-то бизнесом, получили площадки и стали их использовать под торговлю, — объясняет Михаил Бурмистров. — Все пошли в ритейл, и они пошли в ритейл. Ни профессиональных знаний, ни команды у них не было — так сказать, «ритейлеры поневоле». Конечно, они уступают тем, кто профессионально занимается торговлей. Можно вспомнить сеть «Купец», корпорацию «Гринн», которая сейчас в непростой ситуации. Многие весьма заметные на местном уровне игроки ушли с рынка. Кто-то закрыл бизнес, кто-то сдал площади в аренду другим ритейлерам.

Эксперт привёл в пример владельцев торговой сети «Седьмой континент». В столице Южного Урала этому ритейлеру принадлежал гипермаркет «Наш» в ТРК «Горки», закрывшийся несколько лет назад. А самый яркий пример замены местных игроков федералами — ситуация с челябинской сетью «Проспект», чьи магазины прекратили работу в прошлом году. Большинство торговых точек сдали в аренду сети «Магнит», на месте некоторых магазинов появился «Перекрёсток».

По словам эксперта, в конечном итоге такая ситуация плохо сказывается и на поставщиках, и на потребителях, и в целом на рынке. Недавно на III медиафоруме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) озвучили рейтинг крупнейших ритейлеров. В первую тройку вошли X5 с выручкой 1,5 триллиона, «Магнит» — 1,2 триллиона и «Лента» — 413,6 миллиарда рублей.

Челябинская сеть слишком бурно росла — её заметили

Фото: Дарья Селенская

— Конкуренция сильная. По большому счёту, смогли вырасти только Х5 и «Магнит», которые открывали много магазинов. При общем росте продовольственной розницы на пять процентов целый ряд игроков — «Окей», Меtrо, «Ашан» — до этого уровня не дотянулся. У «Глобуса», «Монетки» и «Дикси» рост на уровне рынка, — перечислил Михаил Бурмистров. — И только одна компания демонстрирует фантастические темпы роста — это «Красное&Белое». Выручка «К&Б» в 2018 году выросла на 40%, составив 301 миллиард рублей, и сеть впервые вошла в пятёрку крупнейших по обороту российских ритейлеров.

Сейчас все наблюдают, как происходит объединение «Дикси», «К&Б» и «Бристоля». Много шума наделала интрига с покупкой сети «Лента». Гонка в крупном ритейле продолжается. И, по прогнозам экспертов, лидеры будут только укрупняться.

Чем опасна «Алибаба»

Ещё недавно торговые сети соревновались, кто построил больше гипермаркетов и на сколько квадратных метров увеличил прирост торговых площадей за год. Сейчас рынок торговли переживает новый этап развития, и количеству метров уже не придают сакрального значения. Во многих регионах уровень насыщенности торговыми площадями уже достаточный.

X5 и «Магнит» открыли больше всех магазинов в прошлом году

Фото: Алла Скрипова

— Потребитель выбирает товары, используя все доступные каналы, — смартфоны, компьютеры, планшеты. Необязательно идти в стационарный магазин, если можно сделать покупку в пару кликов, лёжа на диване, — говорит глава АКОРТ Сергей Беляков. — Сети конкурируют не только и не столько между собой, сколько с онлайн-торговлей. Это мировой тренд развития торговли. Взять ту же китайскую «Алибабу»: её капитализация — 500 миллиардов долларов. Она активно инвестирует в IT-технологии, в цифровизацию. «Алибаба» себя уже даже не считает ритейлером, позиционирует как IT-компанию. Вот и нашим ритейлерам надо также активно использовать электронную торговлю.

Ещё один серьёзный конкурент для российских торговцев — площадка «Алиэкспресс». В прошлом году её оборот составил 220 миллиардов рублей, прогноз на этот год — 300 миллиардов. Покупки на этом ресурсе делают 20 миллионов жителей России. Между тем, с точки зрения электронной коммерции, у нашей страны неплохой потенциал. Удивительно, но, по словам экспертов, насыщенность мобильными устройствам сравнима с Японией.

— Рынок торговли сейчас возвращается к состоянию, в котором был 100 лет назад, — магазины у дома и персональный сервис, — считает директор по стратегии компании «Лента» Дмитрий Богод. — Только индивидуальный подход теперь достигается эффективным использованием IT-решений и программами лояльности. Все компании стремятся получить больше информации о покупателе, о его предпочтениях и привычках. Это поможет вырваться из промоловушки, когда покупатели покупают товары преимущественно по спецпредложениям.

Пока в Китае набирают силу «Алибаба» и «Алиэкспресс», у нас не могут справиться с уличной торговлей

Фото: Татьяна Тихонова

В крупнейших сетях доля промо сейчас действительно очень высока — до 50 процентов, подтверждают эксперты. Игроки рынка жалуются, что эта «радость потребителя» мешает торговле прогнозировать продажи. Они становятся скачкообразными — от акции до акции. А у покупателя исчезают последние зачатки лояльности к той или иной торговой площадке.

Как поживает торговля в Челябинске 

В апреле стало известно, что в подземном торговом комплексе «Никитинский» освобождают место для нового крупного арендатора. По данным 74.ru, сюда заходит федеральная сеть «Пятёрочка». 

В феврале стало известно, что компания «Родник», принадлежащая семье экс-губернатора Михаила Юревича, скорректировала проект масштабного торгово-развлекательного комплекса. Он появится на Северо-Западе Челябинска. 

Одноэтажный торговый комплекс «Мэгис» в Ленинском районе, основные арендаторы которого — мебельщики, выставили на продажу за 110 миллионов рублей.

К лету этого года сеть Metro Cash & Carry реконструирует торговые центры в Копейске и Магнитогорске. Обновление связано с падением выручки крупнейшего международного игрока.

В январе выставили на продажу старейший в городе «Зелёный рынок». За здание площадью шесть тысяч квадратных метров и почти гектар земли просят 219 миллионов рублей.

Владельцы сетей «Красное&Белое» (хозяин — челябинец Сергей Студенников), «Дикси» и «Бристоль» объявили о слиянии компаний в единый бизнес

В Челябинске выставили на продажу за 100 миллионов рублей скандальный комплекс на Алом Поле, получивший народное прозвище «утюг». Здание появилось в ходе реконструкции общественного туалета.

В августе 2018 года стало известно, что вещевой рынок на перекрёстке улиц Братьев Кашириных и Кирова поменяет концепцию.

Предприниматели из топ-100 самых богатых горожан пытаются избавиться от торгового центра «Радуга». Один из самых дорогих комплексов города с подземным паркингом оценили в 550 миллионов рублей.

В марте 2018 года «ИКЕА» сообщила о переносе сроков строительства и открытия торгового центра «МЕГА» с гипермаркетом IKEA с 2020 на 2023 год. 

К саммитам-2020 года власти намерены очистить город от незаконных киосков. Но пока они одной рукой борются с ларьками, другой превращают Челябинск в рынок родом из 1990-х.

Знаете интересную историю, связанную с работой в магазинах Челябинска? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Житель
5 июн 2019 в 08:45

Доходы падали и будут падать пока у власти... у них нет интереса в росте доходов обычных граждан. В статье забыли упомянуть что все популярнее становятся помойки, за просрочкой и поисками бесплатной еды народу выстраивается все больше...Россия, стабильность

бедный гедонист
5 июн 2019 в 08:47

Действительно, противные покупателишки - не хотят жрать г-но, хоть и денег нет. Ишь ты, наглецы какие!..

Гость
5 июн 2019 в 08:53

покупатели бедные им не нравятся...уберите с прилавков продукцию из пальмового масла,с превышением усилителей вкуса и содержанием сои-и ваши прилавки будут пустые-что там выбирать???Как можно говорить о качестве отечественных продовольственных товаров ,выпускаемых по ТУ-а не по ГОСТУ??? Вывод простой--так называемые ретейлы тоже валятся ,как и вся торговля!Какие они игроки(!!!)рынка???если цены на продукты с истекающими сроками -как и на свежие товары,а просрочку вывозят выбрасывать ящиками...