21 сентября суббота
СЕЙЧАС +5°С

Для потребителей электроэнергии тарифы стали более предсказуемыми и стабильными

Разбираемся, что происходит с тарифообразованием в Челябинской области

Поделиться

10 477
Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая

Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая

В июле предприниматели Челябинска анонсировали идею обращения в Министерство энергетики о пересмотре механизма тарифообразования отрасли. Идея возникла в ходе обсуждения в деловых кругах роста тарифов в 2019 году. Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая разъяснила, что происходит сейчас в этой сфере и какова ситуация в Челябинской области.

— Наталья Викторовна, как вы оцениваете ситуацию с ценами на электроэнергию в Челябинской области?

— На Урале цена электроэнергии на оптовом рынке самая низкая среди регионов первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал), Челябинская область стабильно входит в двадцатку регионов страны с самыми низкими ценами на электроэнергию для юридических лиц. Согласно отчету ассоциации «НП Совета Рынка», конечная цена для потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт в Челябинской области в мае 2019 года составила 5 423 руб./МВт.ч. С этим показателем регион занимает пятнадцатое место среди пятидесяти семи субъектов Российской Федерации, входящих в первую ценовую зону оптового рынка. В соседней Курганской области, к примеру, этот показатель равен 6254 руб./МВт.ч, в Ленинградской области — 7315 руб./МВт.ч, в Краснодарском крае — 7742 руб./МВт.ч. Что касается средневзвешенных цен на мощность, то показатель Челябинской области — 789 061 руб./МВт — находится в пределах средних значений по стране.

— С чем вы связываете рост тарифов для бизнеса с 1 июля 2019 года?

— Прежде всего это общероссийские факторы, связанные с ростом цены на выработку электроэнергии (рост цен на топливо) и на генерирующую мощность. Например, по данным Минэкономразвития РФ, с 2015 по 2017 годы цена электроэнергии на оптовом рынке выросла на 16,2 процента, в 2018 году упала почти до уровня 2015 года, а затем опять начала расти.

Стоимость мощности за это время (2015–2017 гг.) выросла на 54,3 процента (по данным ассоциации «НП Совет рынка»). Опережающие темпы роста стоимости генерирующих мощностей имеют свои причины. Во-первых, это рост доли договоров предоставления мощности (ДПМ), которые предусматривают возврат инвестиций на реализацию программы замещения старых мощностей новыми через повышенные платежи потребителей. В 2015 году доля ДПМ в цене мощности составляла 46%, а в 2017 году — уже 61%. 

Во-вторых, субсидирование развития возобновляемой энергетики через механизм, аналогичный ДПМ. В настоящее время в России действует программа поддержки «зелёной» энергетики, в том числе строительства электростанций, которые выбираются на конкурсном отборе.

И, наконец, на рынке действуют специальные надбавки к цене мощности, например, для энергообеспечения Крыма и Дальнего Востока. Также ежегодно происходит рост тарифов сетевых компаний на услуги по передаче электрической энергии.

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика рассчитывается согласно федеральному законодательству с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат). В настоящий момент сбытовые надбавки в различных регионах отличаются друг от друга, порой значительно. С внедрением метода эталонных затрат сбытовые надбавки планируется усреднить, поэтому, очевидно, в некоторых регионах они снизятся, в некоторых вырастут.

В отличие от метода ценообразования «затраты плюс», действовавшего ранее и доказавшего свою неэффективность, эталонный метод делает работу компаний более прозрачной, стимулирует сокращение издержек в энергосбытовой деятельности и повышение качества обслуживания клиентов. При этом для потребительского сообщества тарифы станут более предсказуемыми и стабильными.

— А из чего складывается тариф, который платят потребители?

— Если говорить о бизнесе, то правильно использовать термин «цена», а не тариф. В составе конечной цены потребители — юридические лица — помимо регулируемых составляющих — тарифа на услуги по передаче электроэнергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и стоимости услуг инфраструктурных организаций — оплачивают стоимость покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке, цены на которые формируются на рыночных принципах и не являются постоянными величинами.

Если рассматривать составляющие в процентном отношении к конечной цене, то наибольшую долю занимают цена производства электроэнергии — от 40% до 60%, и стоимость услуги по передаче электроэнергии сетевыми компаниями — от 30% до 50%. Самые низкие доли — сбытовая надбавка (в среднем 5%) для обеспечения деятельности гарантирующего поставщика — расчет потребителя, выписка счетов (биллинг), сбор и распределение денежных средств между участниками рынка, взыскание задолженности, а также платежи инфраструктурным организациям — системному оператору, администратору торговой системы и Центру финансовых расчетов. Эти субъекты, соответственно, обеспечивают управление режимами работы энергосистемы, организуют торговлю и расчеты на оптовом рынке.

— А разве не получается больше 100%?

— Соотношение трех основных частей — производство электроэнергии, передача по сети, сбытовая надбавка — может меняться. Для крупного потребителя, подключённого к сетям высокого напряжения, основная часть приходится на стоимость производства электроэнергии: чем меньше потребитель, тем больше доля платы сетевой организации за услуги по передаче электроэнергии. Кроме этого, существует фактор перекрестного субсидирования — подхода, при котором тарифы для граждан субсидируются за счет предприятий (малого и среднего бизнеса) соответствующего региона. То есть для первых тарифы на услуги по передаче устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, а для вторых — выше. Размер перекрестного субсидирования в регионах страны разный. По данным Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, ее объем на 2019 год составит 6,9 миллиарда рублей, и это меньше, чем в некоторых соседних областях. Но в любом случае очевидно, что проблему надо решать.

— Что могут сделать предприятия, которые считают, что изменения в ценах с 1 июля слишком велики?

— Рост прежде всего связан с увеличением цены покупки электроэнергии на оптовом рынке и повышением тарифов на услуги по её передаче. По объективным причинам сбытовая компания повлиять на это не может. Выходом для потребителей может стать повышение энергетической эффективности деятельности, проведение мероприятий по энергосбережению. В ходе дискуссий о росте цен я провожу экспресс-тест: как часто вы сталкиваетесь с самым простым способом экономии электроэнергии — фотореле — в кафе или иных общественных заведениях? Даже в Москве, где цены одни из самых высоких в стране, это огромная редкость.

Безусловно, есть отрасли, в которых доля расходов на электроэнергию высока, но именно для них мероприятия по энергосбережению являются наиболее окупаемыми.

Невмержицкая Наталья Викторовна

С 1997 по 2001 год — прошла путь от ведущего специалиста финансовой службы до заместителя финансового директора ОАО «Омскэнерго». С 2001 по 2008 год работала в консультационной компании «Карана» (ключевой консультант ОАО «РАО ЕЭС России» по реформированию), руководила проектами по вопросам нормативного регулирования розничных рынков, деятельности сетевых организаций по оказанию услуг по передаче и технологическому присоединению, а также участвовала в разработке ряда нормативных правовых актов в сфере ЖКХ. С 2009 по 2010 год занимала должность заместителя руководителя Управления сопровождения рынков с регулируемым ценообразованием НП «Совет рынка». С 2010 по 2012 год — заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК по развитию. 29 июня 2012 года избрана председателем правления НП ГП и ЭСК (ныне Ассоциация ГП и ЭСК).

Является членом членом Экспертного совета при правительстве РФ, правительственной комиссии РФ по вопросам развития электроэнергетики, Межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ при заместителе председателя правительства Д.Н. Козака, Научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Федерального собрания РФ, Экспертных советов при Комитете по ЖКХ и при Комитете по энергетике Государственной думы РФ, Общественного совета при Минстрое РФ, Экспертного совета по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при Минстрое РФ, Общественного совета ФАС России, Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter