22 января среда
СЕЙЧАС -4°С

Челябинск остался без подрядчика на строительство метро. Голосуем на 74.RU за судьбу подземки

На торги заявок нет, а в антимонопольную службу поступило сразу четыре жалобы

Поделиться

Уже прорытые тоннели и станции нужно поддерживать в безопасном для города состоянии

Уже прорытые тоннели и станции нужно поддерживать в безопасном для города состоянии

В следующем году в Челябинске на первую линию строящегося метрополитена планируют потратить 212 миллионов рублей. Такая цифра значится в плане закупок, которые мэрия должна провести до конца декабря. Пока удалось отыграть один аукцион. Но самые крупные торги — на 110 миллионов — оказались под угрозой срыва. Желающих участвовать в госзакупках нет, зато в антимонопольную службу подали кучу жалоб. Чем недовольны претенденты на освоение «подземных» финансов и что будут делать с недостроенным метро, разбирался 74.RU.

Сколько денег дает город

Челябинская подземка уже давно превратилась в чемодан без ручки, который нести трудно и бросить жалко. Ежегодно власти выделяют сотни миллионов рублей по графе «Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» в г. Челябинске». В реальности никакие тоннели здесь не прокладывают и подземные станции не строят. По сути строительство метро давно заморожено, а деньги идут на поддержание имеющихся объектов подземки.

Управление капитального строительства челябинской мэрии объявило два аукциона, связанных с работами в метро, в середине декабря. Один из них — на аварийно-спасательное обслуживание объекта за 38,8 миллиона рублей — предсказуемо забрало федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Военизированная горноспасательная часть». Оно относится к системе МЧС и участвует в торгах последние пять лет. Обычно выступает единственным участником аукционов, получая контракты по начальной цене. В 2016 году спасатели заключили договор на 24,6 миллиона, в 2017 и 2018 годах — на 26 миллионов, в 2019 году — на 28,4 миллиона рублей.

Быстрее всего метро строили десять лет назад

Быстрее всего метро строили десять лет назад

Но основное финансирование метро, как правило, уходит на строительно-монтажные работы на первом пусковом участке первой линии метрополитена. Вот и сейчас это самый крупный лот, его начальная (максимальная) стоимость составила 110 миллионов рублей на шесть месяцев. Контракт рассчитан до 30 июня 2020 года.

— Исполнителю необходимо выполнить комплекс маркшейдерских работ (проводятся для изучения процессов деформации горных пород и земной поверхности в связи с горными работами. — Прим. ред.), — говорится в техзадании. — Также он должен обеспечить обслуживающие процессы оборудования, электрики, откаточных путей, временного крепления выработок, откачку воды, проветривание выработок.

Все эти работы ведут на таких объектах, как ствол № 249, шахта № 252 и эскалаторные тоннели на станции «Торговый центр», шахта № 250 на станции «Площадь Революции», станция «Комсомольская площадь», ветка в депо; перегон от станции «Комсомольская площадь» до ствола № 251, шахта № 254 станции «Проспект Победы».

Подрядчик будет следить за состоянием станционных комплексов «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», за дневной поверхностью в радиусе влияния выработок этих станций, обслуживать системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации на стройплощадках и в подземных выработках метрополитена. Кроме того, он обязан обслуживать тоннелепроходческий комплекс «Ловат».

Срок подачи заявок закончился на прошлой неделе, но желающих освоить запланированные на метрополитен деньги не нашлось. Не принял участие в торгах и постоянный победитель — АО «Челябметрострой». Ранее эта компания семь лет подряд выполняла именно такие работы. «Челябметрострой» всегда выступал единственным участником торгов, забирая контракты по первоначальной стоимости. 

— В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки на участие, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ аукцион признаётся несостоявшимся, — решила конкурсная комиссия.

Любопытно, что в плане закупок лот по строительно-монтажным работам значится с начальной (максимальной) ценой 171 миллион рублей. Но в итоге аукцион объявили по гораздо меньшей стоимости — 110 миллионов. Судя по всему, это и стало причиной отсутствия участников торгов. 

Под землёй уже есть готовые станции 

Под землёй уже есть готовые станции 

По данным 74.RU, поначалу годовую смету составили на 342 миллиона рублей. Пересмотреть стоимость финансирования строительно-монтажных работ на объектах метрополитена чиновники решили после того, как провели экспертизу техзадания.

— Мы оценили соответствие сметной документации по объекту «Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» в Челябинске» нормативам, в том числе по ценообразованию. Снижение сметной стоимости в основном обусловлено пересчётом в текущем уровне цен по утверждённым Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ценам на третий квартал 2019 года, — объяснил замначальника ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» Антон Исаев. 

В итоге специалисты госучреждения «Госэкспертиза Челябинской области» предложили ограничиться годовой сметой на 282 миллиона рублей. При этом подчеркнули, что выводы, которые получил заказчик, носят рекомендательный характер. 

74.RU направил официальный запрос в АО «Челябметрострой» с просьбой прокомментировать, намерена ли компания бороться за контракты по содержанию объектов метрополитена в 2020 году, и если да, то при каких условиях. К моменту выхода материала ответ от организации не поступил.

На что жалуются метростроевцы

Между тем, по данным 74.RU, гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев направил в антимонопольную службу три жалобы на нарушения при проведении госзакупки по метро на 110 миллионов рублей. Ещё одна жалоба поступила от индивидуального предпринимателя из Барнаула. В связи с этим подведение итогов торгов приостановили.

Подрядчики считают, что их работа стоит дороже

Подрядчики считают, что их работа стоит дороже

В «Челябметрострое» не согласны с тем, как высчитали начальную (максимальную) цену контракта.

— Заказчиком не учтен весь объём строительно-монтажных работ, что привело к необоснованному занижению начальной максимальной цены контракта, — говорится в жалобе Дениса Агеева. — Так, при формировании цены на обслуживание «Ловата» заказчик применяет расценку 2016 года, а индекс инфляции только при пересчёте цены 2019-го в цену 2020 года, не учитывая инфляцию 2016–2018 годов.

Представители «Челябметростроя» указывают на разные методы расчётов и настаивают на том, что нужно увеличить количество смен и расценки, а также применить повышающие коэффициенты.

В другой жалобе гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев акцентирует внимание на том, что для работы в метро нужны специальные лицензии.

— Заказчик не установил в документации требование о наличии лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Ранее «Челябметрострой» получал 14 картографических материалов с грифом секретности и пакет с грифом «Секретно» от управления спецсвязи, — уточнил представитель подрядчика.

Челябметрострой обслуживал строящееся метро с 2013 года, но сейчас заявку на торги подавать не стал

Челябметрострой обслуживал строящееся метро с 2013 года, но сейчас заявку на торги подавать не стал

Также, по мнению руководителя «Челябметростроя», необоснованно объединены в один лот работы, связанные непосредственно с предметом закупки, а также технологически и функционально не связанные с ними услуги по охране имущества заказчика. А это нарушение закона «О защите конкуренции».

АО «Челябметрострой» зарегистрировано в Челябинске. Владельцем предприятия, по данным сервиса «Контур.Фокус», является «Инвестиционная транспортно-строительная компания» (Москва). В свою очередь, эта компания принадлежит в равных долях трём гражданам — Глебу Кучуку, Геннадию Мошкову и Андрею Агееву. 

Ещё одну жалобу в антимонопольную службу прислал индивидуальный предприниматель Григорий Чернышенко из Барнаула. Он указал на частичное отсутствие проектной документации, что делает невозможным формирование предложений для участников закупки. Такие нарушения, по его мнению, влияют на принятие решения об участии в закупке и приводят к неправомерному ограничению количества участников.

В Челябинском УФАС подтвердили поступление жалоб на аукцион, связанный с работами в метро.

— Все обращения будут рассмотрены сегодня, 23 декабря, — сообщили 74.RU в антимонопольном ведомстве.

Почём нынче городской сабвей 

Стройку века начали в 1990 году, запуск несколько раз переносили — последний раз упоминался 2012 год. Первый пусковой комплекс метрополитена общей протяжённостью 6,7 километра состоит из четырёх станций: «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Со стороны Торгового центра к площади Революции тоннель прокладывался буровзрывным способом, от депо к Комсомольской площади и далее — при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat, покупка которого обошлась областному бюджету в 325 миллионов рублей. 

Первую очередь подземки из трёх станций планировали запустить в 2007 году

Первую очередь подземки из трёх станций планировали запустить в 2007 году

В 2009 году метростроевцы рапортовали о рекордном продвижении — на 100 метров. К 2012 году завершили строительство двух станций — «Торговый центр» и «Комсомольская площадь». После ничего нового уже не возводили, сил хватало лишь на поддержание жизнеспособности построенных подземных объектов. 

В 2010 году власти заявляли, что на окончание строительства первой очереди требуется ещё 25 миллиардов рублей. В 2013 году бывший на тот момент главой региона Михаил Юревич говорил, что для завершения метро необходимо минимум 30–36 миллиардов. Чуть позже полную стоимость запуска первой линии челябинского метро в региональном Министерстве строительства оценивали в 40–45 миллиардов. Год назад бывший тогда главой региона Борис Дубровский назвал цифру 80 миллиардов.

Что делать с метро в Челябинске?

    Как строят челябинскую подземку 

    Весной определили судьбу метро в столице Южного Урала до 2025 года. За это время в стройку века вложат ещё 1,7 миллиарда.

    В марте прошлого года проект планировки территории для строительства челябинского метро прошёл публичные слушания.

    В 2018 году компания «А+С Транспроект», разрабатывавшая комплексную схему организации дорожного движения в Челябинске, предложила властям пересмотреть востребованность метро. Ее специалисты отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку

    В мае 2016 года Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена.

    Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада.

    Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора. Два года назад Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.

    История недостроенной подземки, планы и финансы — в материале 74.RU.

    Недовольны тратами бюджетных денег и конкретными госзакупками? Хотите поделиться ранее не озвученной в СМИ информацией о судьбе челябинского метро? Ждём от вас сообщений и фото на почту редакции, в нашу группу «Вконтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

    оцените материал

    • ЛАЙК 17
    • СМЕХ 4
    • УДИВЛЕНИЕ 1
    • ГНЕВ 10
    • ПЕЧАЛЬ 17

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Андрей
    23 дек 2019 в 07:57

    Хорошая сеть метро, это очень удобно сразу бы 50% маршруток бы "умерло" сами по себе!Не то что например в Екате, а действительно несколько продуманных веток с разных краёв города с пересечениями. Жалуюся что у нас якобы "твёрдые" породы :) тяжело рыть, но как же Англичане под ла маншем сделали тонель причем начали рыть с двух торон и попали :) думаю в России это не возможно :) слишком слошно, А как Итальянцы или Швейцарцы прокладывали тунели через Альпы? Так что не надо нести чушь насчет сложности, просто нужно перестать воровать.
    МЕТРО это движение по расписанию!Зимой там тепло, а летом прохладно!Ни снег ни дождь не влияют на расписание, Челябинск очень большой по протяжённости город и без МЕТРО здесь просто ни как!Это достойная и реальная альтернатива выделенных полос!

    Гость
    23 дек 2019 в 08:21

    В москве каждый год с десяток станций открывают, в Че за 30 лет не смогли сделать пару. Это все, что нужно знать о развитии регионов в России при Путинизме.

    Александр
    23 дек 2019 в 08:09

    Как три станции, находящиеся в центре города могут решить вопрос пробок и сократить время поездок??? Ведь до них нужно ещё добраться! А строительство новой ветки до северо-запада займет ещё 15-20 лет и будет стоить сотни миллиардов рублей, на которые можно обновить весь наземный транспорт и привести в порядок дороги!!!