Бизнес Кризис-2024 подробности Море пива подсохло: в Челябинске за год закрылось 22% «разливаек»

Море пива подсохло: в Челябинске за год закрылось 22% «разливаек»

Разбираемся, что повлияло больше всего — коронавирус или законодательные ограничения

В Челябинске закрылись сотни пивнушек

Резкое сокращение магазинов разливного пива в крупнейших городах России зафиксировано впервые за последние пять лет. В миллионниках, по данным на октябрь, свернулись 15% подобных заведений. Об этом сообщили специалисты геосервиса 2ГИС. Жители домов с круглосуточными «разливайками» рады. Предприниматели говорят, что с пеной выплеснули и нормальный бизнес.

В Челябинске динамика, на первый взгляд, больше среднероссийской — сокращение на 21,8%. При этом количество точек разливного пива в нашем городе по-прежнему остаётся высоким — 825 магазинов. Это почти втрое больше, чем, например, в Перми — 292, Казани — 303 или Екатеринбурге — 328.

— С 2015 года количество магазинов разливного пива в крупнейших городах страны росло из года в год на 10–20%. Число таких точек достигло пика в октябре прошлого года — тогда в миллионниках было 12 013 магазинов, где предлагали пиво на розлив. Сейчас их количество снизилось до 10 436, — сообщили в пресс-службе геосервиса 2ГИС.

Часто «разливайки» маскируются под общепит

Самое большое падение — на 70% — зафиксировано в Екатеринбурге. В Москве пивные «разливайки» сократились на 24%, в Санкт-Петербурге — на 18%. При этом в столице нашей родины по-прежнему больше всего таких точек, скромнее всего «разливайки» представлены в Казани.

— На динамику оказало влияние в том числе и закрытие отделов продаж разливного пива в магазинах сети «Красное&Белое», которые широко представлены во многих городах, — добавили в 2ГИС. — Только в 2 из 15 городов-миллионников продолжался рост точек разливного пива — в Новосибирске и Волгограде. В этих городах остаётся распространённым формат небольших продовольственных магазинов у дома, в которых зачастую есть специализированный отдел с разливным пивом. В других миллионниках магазины формата «у дома» уже не столь популярны.

Горожане часто жаловались на шум и грязь около круглосуточных «разливаек»

Представители сети «Красное & Белое» подтвердили 74.RU, что вывели разливное пиво из ассортимента восьми тысяч магазинов. Это было в декабре 2019 года.

— Нам, легальному продавцу, сложно конкурировать с нелегальной продукцией, производство которой растёт как грибы после дождя, — рассказали в пресс-службе «К&Б». — Разница в цене ощутима: легальное пиво — 42 рубля за литр, нелегальное — 22 рубля за литр.

Подводя первые итоги коронакризиса в мае, мы выяснили, что в Челябинске лидируют по закрытиям именно магазины разливного пива — за три месяца прекратили работу 222 торговые точки. В то же время среди 314 фирм-новичков, начавших работу во время пандемии, первенствовали всё те же пивные «разливайки» — 60 новых магазинов.

С 5 мая в России начал действовать закон о запрете так называемых «наливаек» — заведений на первых этажах многоквартирных домов, торгующих алкоголем навынос ночью. Федералы запретили работать тем, чьи торговые залы меньше 20 квадратных метров. Депутаты регионального Заксобрания в конце мая ужесточили требования к «наливайкам» — продажу алкоголя запретили в общепите площадью менее 40 квадратных метров. Точкам по продаже спиртных напитков, в том числе пива, которые маскировались под кафе, дали три месяца на перепрофилирование и распродажу остатков продукции.

Между тем в самом сложном положении сейчас оказались даже не продавцы, а местные пивовары, говорят игроки рынка.

— У многих бизнес рушится. Знаю, что сейчас выставлены на продажу минимум четыре пивоварни. На их работе, конечно, сказалась пандемия, когда несколько месяцев не работали кафе, рестораны и сами торговые комплексы, где расположены отделы по торговле пивом. Кроме того, законодатели ограничили площадь заведений, при которой запрещено торговать алкоголем на первых этажах жилых домов. И наряду с сомнительными «наливайками» пострадали обычные бары, — рассказал председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг. — А если учесть, что с нового года будет действовать новое налоговое законодательство (с 2021 года отменяется единый налог на вменённый доход (ЕНВД), которым активно пользовался малый бизнес. — Прим. ред.), то я не удивлён сокращению количества магазинов.

Под удар попали не только сомнительные заведения, но и добросовестные пивовары

По мнению Ильи Ройтенберга, гораздо эффективнее было бы вводить ограничения не по площадям, а по времени торговли пивом, например до 23 часов. Союз пивоваров Южного Урала направлял такие предложения властям, но их не учли.

На волну закрытия небольших баров и кафе, торгующих спиртным и в том числе пивом, повлияло множество событий, указали эксперты.

— С одной стороны, влияние коронавируса, следующее за ним резкое снижение доходов россиян, с другой стороны, запоздалая и недостаточная помощь малым и средним предприятиям от государства. Именно такие предприниматели работают в сфере услуг и больше всего пострадали от последствий пандемии. Сочетание всех этих факторов и привело к тому, что огромное количество предприятий сферы услуг уходят с рынка. И это касается не только пивных магазинов, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Пострадали многие, выживут ли — не знаю. Скорее всего, будет просто передел собственности.

Многие пивнушки продолжали работать в пандемию

В этом году вводилось как никогда много ограничений — по площади, времени работы и так далее. И самым серьёзным фактором оказалось урезание площади торговых залов.

— В крупных городах бары и кафе, торгующие алкоголем, расположены, как правило, на первых этажах жилых домов. Посмотрите на Москву, Санкт-Петербург, да любой миллионник — там трудно найти заведение общепита в отдельном здании. Как только закон вступил в силу, собственникам заведений просто пришлось их закрывать. Да, были магазины, которые маскировались под общепит. Ставили один-два столика, регистрировались как кафе и торговали спиртным в любое время суток. Но в итоге пострадали не только сомнительные рюмочные, на которые жаловались жильцы домов, но и вполне добросовестные предприниматели. Например, мелкие магазины крафтового пива занимали крошечные помещения, но теперь не прошли по площадям, — добавил Алексей Коренев. — Проблема в том, что у нас действует формализованный подход, и он очень вредит делу. Нельзя всё мерить площадью. Но, к сожалению, у нас не очень гибкая законодательная система. А страдают в итоге малый бизнес и конечный потребитель.

В мае 74.RU разбирался, почему борьба с «наливайками» приводит к росту продаж алкоголя.

В конце июля губернатор Алексей Текслер потребовал от глав городов и районов вместе с полицией устроить рейды по «наливайкам».

Надо ли, по вашему мнению, ограничивать торговлю разливным пивом?

Да, всё равно везде торгуют дешёвым пойлом
Нет, иначе это будет приговор крафтовым пивоварням
Продавать пиво на розлив нужно только в кафе
Сколько можно давить? Ограничений и так уже выше крыши
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления