Бизнес Игорь Филиппов, президент Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Челябинской области: «Бизнес не имеет права не идти во власть!»

Игорь Филиппов, президент Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Челябинской области: «Бизнес не имеет права не идти во власть!»

Малый и средний бизнес нужно развивать, на одном металле и трубах Челябинской области не выжить Во власти мало людей понимающих, как зарабатывать деньги. Больше тех, кто умеет их делить В отношениях «ты - мне, я - тебе» на Южном Урале подпольно крутится

Игорь Филиппов называет себя государственным человеком. Говорит, что ассоциация предпринимателей работает не только для предпринимателей, но на пользу всего государства. Потому как развитие малого и среднего бизнеса на сегодняшний момент – единственный, по его мнению, способ увеличить благосостояние отдельно взятого человека. Не секрет, что сегодня далеко не все верят в действенность подобных организаций: кто-то считает, что такие объединения часто не дотягивают до настоящих союзов единомышленников, другие не верят в их силу, третьи сомневаются в искренности «духовных лидеров». Филиппов убежден, что многие проблемы в сегодняшнем бизнесе исходят от инертности самих бизнесменов: предпринимателю иногда легче дать взятку чиновнику, чем попробовать цивилизованно «разрулить» ситуацию. О предпринимательском сообществе, о непростых взаимоотношениях бизнеса и власти, а также о собственной роли в истории Челябинской области в интервью 74.RU рассуждает президент Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Филиппов.

- Игорь Владимирович, наверное, лучше всего будет начать беседу с короткой истории, как начиналась ассоциация: с кого, с чего и когда?

- Ассоциация была создана в 1997 году - тогда это было модно, время реформ, и я сразу же стал ее членом. У меня в то время был небольшой бизнес, а целью ассоциации была как раз защита интересов предпринимателей. Возглавил ее Лашманов Игорь Николаевич, сейчас он работает в комитете экономики. После Лашманова был другой президент, к сожалению, фамилии не помню. Когда в 1998 году случился кризис, тема малого и среднего бизнеса как-то заглохла вплоть до 2000 года: видимо, не до того было людям, когда в стране происходили такие события. Но в один прекрасный момент, это было в июне 2001 года, прошло собрание ассоциации, и президента переизбрали. Потому что прежний президент устал от общественных дел и, скажем так, ушел на пенсию. В итоге второй год ассоциацию возглавляю я.

- Цели остались прежними?

- Вопрос предпринимательства как стоял остро тогда, так он остро и стоит до сих пор. Что такое предпринимательство? Это не просто ларьки и магазины, это опора России по большому счету. То есть средний класс, который в любой стране мира не должен составлять меньше 50 процентов. Мы не просто защищаем предпринимателей, это ведь интересы государства в конечном итоге, и я себя считаю в какой-то степени государственным человеком. Что такое предприниматель? Это человек, который сам о себе заботится, содержит штат людей, обеспечивает их, приносит налоги в бюджет. Кроме того, это тот самый класс, который не пойдет на стачки, на митинги, на революции. Ведь когда в стране экономический кризис, воспользоваться ситуацией могут все, начиная от фашистов и заканчивая коммунистами, добавлю - плохими коммунистами. Этих людей могут запросто поставить на баррикады!

Я человек по натуре неконфликтный и считаю, что не нужны обществу социальные потрясения. Должно работать законодательство, и именно средний класс может это обеспечить. Другой момент. Президент Путин поставил задачу: удвоить ВВП. Хорошая идея, но шаги-то какие?! Что, мы в два раза больше будем металла продавать, в два раза больше будем собирать тяжелой техники?! Нет. Реальный шаг увеличения ВВП – это увеличение доли малого и среднего бизнеса в секторе экономики. Этот бизнес на таком уровне сегодня находится, что его реально увеличить в четыре раза, а не в два! Он занимает всего 15 процентов. А можно увеличить его до 50-ти в течение нескольких лет.

- 15 процентов - это общероссийские данные?

- Это в среднем по России. В Челябинской области - от 10 до 15. По некоторым подсчетам - 12, по некоторым - 18, но думаю, что все-таки не 18. В Москве – 50 процентов.

- Вас выбрали президентом ассоциации, а кто является ее рядовыми членами?

- Разные люди, начиная от частных предпринимателей, и включая представителей предприятий, близких к крупному бизнесу: Катав-Ивановского литейно-механического завода, «Челябметростроя». Почему они тоже входят в ассоциацию? Потому что люди понимают значение малого и среднего бизнеса и пытаются помочь. Что интересно, сейчас и крупный бизнес повернулся лицом к предпринимателю. Я член правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области и я знаю, что там поставлена именно такая задача: помощь малому и среднему бизнесу вплоть до финансовой. Я уж не говорю о законодательной, что им проще всего сделать: законодательные инициативы от СПП могут дойти до Государственной Думы. Почему это делается? Все понимают, что на одном металле и трубах Челябинской области не выжить.

- А конкретный пример? Как тот же Рашников или Федоров помогают малому и среднему бизнесу?

- Пожалуйста - план финансовой поддержки предпринимательства. В течение лета будет создан инвестиционный фонд, учредителями которого выступили члены СПП. Будет объявлен конкурс на бизнес-проект, и под лучшие проекты будут выделены деньги от тех предприятий, которые входят в СПП. Вы посмотрите, предпринимателю сейчас взять инвестиции практически невозможно. Вот хотя банки, я их не обвиняю, но они сегодня не могут выдать кредит, не попросив такой залог! И я их понимаю, потому что, по действующему законодательству, выбить невозвращенный кредит будет не с кого! Государство тоже предпринимателю не помогает. Есть фонд у города Челябинска, но он не наполняется, потому что не хватает средств. Западные инвестиции - сами понимаете, пока такая ситуация в стране, никаких денег не будет.

- Значит, надо взять деньги у крупного бизнеса?

- Конечно. Это как кредит в банке, но с минимальным процентом. Крупный бизнес понимает, что это инвестиции в будущее. Посмотрите на металлургию: проблема на проблеме. То мировые цены на металл рухнут, то недостаток энергии в области, сырья собственного практически нет. Увеличить в два раза производство металла, избытого тем более, гораздо сложнее, чем эти деньги вложить в развитие предпринимательства. Многие ниши в области вообще не заполнены. До каких пор можно металл лить?! А что потом рабочие будут покупать? Металл что ли?

- Зачем вам так много постов: вы и президент ассоциации, и председатель регионального отделения организации «Опора России» и вы же член правления СПП, не много?

- Направление-то одно. И эти должности позволяют более мобильно в этом направлении двигаться. «Опора», например, это хороший ресурс московской поддержки. Ее председатель на федеральном уровне Борисов вхож в администрацию президента.

- А что вам позволило так продвинуться в общественной деятельности: опыт работы, связи?..

- Я успел побывать во всех сферах бизнеса: от малого до крупного. Начинал как обычный частный предприниматель. Одно время был членом совета директоров завода имени Колющенко. Сейчас я директор Челябинского рыбоперерабатывающего завода. Получаем рыбу, храним, перерабатываем, солим, коптим, делаем пресервы… Вся моя работа не позволила даже, а подтолкнула, скорее, поработать на этом поле. Не секрет что много инертных людей, которые не хотят участвовать в политическом процессе, не ходят на выборы…

- Цели не видят, наверное…

- Да. Но ведь «достают» и плохие дороги, и темные дворы. Ну, в конце-то концов, мы можем жить лучше?! Такая богатейшая страна - и никак не получается. Вот я и посчитал, что могу быть полезным.

- Недавно я разговаривала с Александром Кондрашовым, председателем областного управления Министерства по антимонопольной политике, так вот он высказал мысль, что нет у нас в Челябинской области настоящего сообщества предпринимателей, а существующие союзы созданы под лидера, не более того. Что вы на это скажите?

- Вот как раз-таки в «Опоре» был создан совет, в который вошли 18 представителей организаций, занимающихся вопросами предпринимательства. Это те люди, которые делают реальное дело и хотят развивать торговлю, производство, сферу услуг. Такого не было еще три-четыре года назад. Теперь все объединяются.

- Вопрос о взаимодействиях с чиновниками. Ассоциация лояльна к действующей власти?

- Как я вижу предпринимателя? Это позитив, он никогда не может быть неконструктивным. Представьте, нужно принять какое-то решение, идею, под нее найти финансы, обучить людей. Если идея не конструктивна, она не пойдет дальше. Говорить о конфликте или лояльности к власти мне бы даже не хотелось. В принципе, в стране созданы условия для развития предпринимательства, какие-никакие, но созданы. Другое дело, где-то они лучше, где-то хуже, и их надо менять. Но это все нужно делать конструктивно.

- Ругать власть не имеет смысла?

- Имеет смысл критиковать, но позитивно. Вот не нравится мне работа мэров некоторых городов по отношению к предпринимателю - я об этом говорю! Я буду критиковать президента за одну вещь – за отсутствие системного подхода к развитию и защите предпринимательства. На областном уровне есть такой подход, есть программа, под нее утверждены средства, худо-бедно, но она выполняется. На уровне муниципальном – провал! Всюду барьеры. Они на самом деле очень маленькие, их перешагнуть легко, но перешагиваешь один – тут взятку надо дать, тут месяц побегать, чтобы получить разрешение – и куда ни наступишь - везде барьеры.

В некоторых городах, правда, по-другому. Например, главы Южноуральска, Трехгорного нацелены на развитие предпринимательства, может быть, потому что выхода другого нет, но это так. Мэр Южноуральска создал систему «одно окно», там все службы собраны в одном помещении. Мы такую систему разрабатывали год назад, меня поддерживал областной комитет экономики, но муниципалы ее не внедряют!

- Что вы предлагаете делать с барьерами?

- Барьеры убираются в правовом поле. К сожалению, наше законодательство создает много «вилок». Простой жизненный пример. Гаишник вас останавливает и говорит: «Ваше нарушение тянет от 0,1 до 0,5 минимальной ставки». А я не понимаю, почему штраф за одно и то же, например, непристегнутый ремень может отличаться по цене? По какому основанию гаишник должен оценить, что с вас надо взять не 100 рублей, а 200? И создается ситуация, когда водитель говорит: «Давайте я вам полтинничек дам, и разойдемся». То есть начинается манипуляция. То же самое в отношении к предпринимателю: «Будем штрафовать отсюда досюда».

Изменить это может только личная воля руководителя города. Мне нравится, как южноуральский мэр собрал всех предпринимателей и сказал (с его слов): «Ребят, к вам если кто за деньгами – ничего не давайте, обращайтесь прямо ко мне. Деньги от вас нужны только один раз в год - на день города. Сколько сможете». Согласитесь, такой подход нормальный, это лучше, когда предпринимателя все раздергивают, «обувают» и, в конце концов, еще и на праздник города берут. Не премину сказать, что отделение «Опоры» создало в Челябинске Бюро по надзору за правами предпринимателей. Уже пошли первые обращения.

- На что жалуются?

- Пока в основном идут обращения по административным правонарушениям. Мы разбираемся, почему оштрафовали, почему настолько и можно ли было вообще обойтись без штрафа? А вообще спектр работы большой. Раз у большинства чиновников нет воли к развитию предпринимательства, мы и будем формировать эту волю. У нас в бюро – дипломированные юристы. Дело еще в том, что предприниматель, кроме того, что его прижимают отовсюду, часто не знает своих прав. Куда идти, к кому обратиться? Получил административный штраф и не знает, где его можно оспорить. Не знает даже, что его вообще можно оспорить или оттянуть срок выплаты.

- И часто штрафуют предпринимателей?

- 50 процентов проверок заканчивается этим, точно.

- Когда я спросила одного уважаемого в городе бизнесмена об административных рогатках, он сказал, что на самом деле никаких рогаток нет, и с чиновниками всегда можно договориться…

- Вот и плохо, что так рассуждают люди. Конечно, можно договориться с чиновником, но как только вы с ним договорились, вы даете ему фору, право диктовать условия. Если у чиновника есть возможность вами поиграть, он обязательно это сделает. Бюрократическая система так устроена, - это еще Петр Первый сформулировал, - что она работает на себя: на раздувание бюрократической же системы, на набивание своих карманов. Не потому, что там люди плохие, а потому что правовое поле позволяет им так делать. И чиновник начинает приучать людей к тому, что лучше договариваться, давать взятки. А это ведь недешево. По некоторым оценкам, на Южном Урале в отношениях «ты - мне, я - тебе» подпольно крутится что-то около миллиарда рублей. Это те деньги, которые ложатся на себестоимость товаров и услуг, на нас с вами, в конечном итоге. Мало того, что мы платим в бюджет и чиновник на наши деньги живет, так мы ему доплачиваем каждый раз, когда приходим в магазин или прачечную.

- С другой стороны, не нарушай правил, и не будет штрафов?..

- Безусловно. Мы же не говорим, что предпринимателя надо совсем отпустить и он пусть что хочет, то и делает. Нет. Но взаимоотношения предпринимательства и власти надо привести в систему, работать по законам. Вот к чему надо стремится. Иначе будем жить на уровне Малайзии, это же не дело. На Западе же лучше живут люди, согласитесь.

- Наверняка, вы скажете, что бизнес должен идти в законодательную и исполнительную власть?

- Не то что даже должен - он не имеет права туда не идти! Потому что, как мне кажется, у нас очень мало во власти людей, понимающих предпринимателей, понимающих, как зарабатываются деньги. У нас во власть, как правило, пробиваются те, кто умеет эти деньги делить.

- В Законодательном собрании Челябинской области много людей, что называется, от бизнеса…

- Но нонсенс, это не действует! Последний случай: разработка закона о едином вмененном налоге. Наш проект, а я участвовал в работе комиссии у Мительмана - не прошел! Большинство предпринимателей Законодательного собрания поддержали закон, предложенный администрацией Челябинской области. Не скажу, что он был плохой, но он меньше отвечал требованиям предпринимателей. Почему так получилось, не знаю. Может быть потому, что предприниматели там слишком крупные сидят, малых нет. А уж если про муниципалитеты говорить! Постоянно: «У нас нет денег на дороги» - это потому что задачи ставятся неверно, на мой взгляд. Вы поставьте задачу не дыры латать, а заработать деньги. Давайте увеличим бюджет области в два раза - давайте эту задачу поставим, а потом уже будет легче искать деньги, правильно?! А как увеличить бюджет города? За счет крупного бизнеса в ближайшее время нельзя.

Знаем прекрасно ситуацию на ЧТЗ, хотя пытается завод выйти из кризиса, но трудно очень. Металлургию, цинковый завод вывести в прорыв за короткий срок невозможно. Существенно увеличить поступления в бюджет в ближайшие годы могут только предприятия среднего и малого бизнеса. Сейчас нужно создать условия. Я даже не говорю о том, чтобы вложить туда деньги. Это такая проблема сегодня, ее можно обсуждать годами. С тем же городским комитетом экономики я пытался обсуждать эту тему - мы просто говорим на разных языках! Они даже не понимают, о чем речь идет. Я говорю: «Вот смотрите, мы каждый год вкладываем деньги в дороги, и каждый год дороги все равно плохие! Давайте мы один раз не будем этого делать, а вложим деньги в развитие предпринимательства». А мне говорят: «Так как же так?» - «Но ведь все равно закапаете деньги. Лучше разовьем класс предпринимателей, которые будут платить налоги, и с этих налогов делать дороги». Не понимают!

- Вы собираетесь участвовать в выборах в Государственную Думу, Законодательное собрание?

- Мы, безусловно, будем участвовать в выборах.

- «Мы» - это «Опора»?

- И «Опора», и ассоциация. Этот вопрос прорабатывается. Что касается Государственной Думы, пока я бы о своей кандидатуре говорить не стал. Я считаю, чтобы изменить что-то в том направлении, в котором я работаю, нужно жить в Челябинске. То есть это либо Законодательное собрание, либо муниципалитет. У депутата Государственной Думы столько проблем государственного значения, что невозможно будет оторваться. А я бы хотел работать в регионе. Потому что если будут предприниматели в местных органах власти, думаю, будут и дороги лучше, и освещение во дворах, и подъезды чище.

- На ваш взгляд, какие предпринимательские ниши нужно развивать в Челябинске в первую очередь?

- Я не могу сказать так конкретно, например, «давайте развивать продажу продуктов питания или сеть промтоваров». Нужно проводить большой анализ рынка, а мы не можем провести такие исследования, это очень затратные вещи. Но я могу сказать с точки зрения эксперта, который примерно понимает обстановку в Челябинской области. Я знаю, что Челябинск географически построен очень выгодно. Знаете, наверное, на проспекте Ленина была Красная казарма напротив пединститута, я там проходил армейскую службу. Эта воинская часть находилась в помещении чаеразвесочной фабрики.

Представляете, в центре города чаеразвесочная фабрика, сколько же она должна была зарабатывать?! Выяснилось, что как только был запущен Транссиб, население Челябинска стало расти на 60 процентов в год. Потому что здесь начали активно складировать и расфасовывать продукты, которые идут с Востока на Запад, и наоборот. В начале века Челябинск зарабатывал деньги на транспортных потоках. А что получается сейчас? Мы на рыбзаводе дальневосточную рыбу покупаем в Москве, какой круг делаем! Это первое. Во-вторых, безусловно, нужно развивать туризм.

В свое время американцы как флаг поставили у себя развитие дорог, и вышли из кризиса. Что такое дорога? Инфраструктура: заправки, кемпинги, стоянки. Раз хорошие дороги, развивается дорожный транспорт. Что такое туризм, горнолыжный тот же? Построил трассу, а потом стоянки, кафе, гостиницы - целая структура вырастает. В Трехгорный на горнолыжную трассу даже из Юрюзани ездят рабочие: горничные, повара. В этом году я первый раз в жизни сплавился по реке Ай. Оказывается, такое мероприятие! По реке движение, как по проспекту Ленина в час пик. Природа красивейшая! В Катав-Ивановске город какой-то раскопали старейший, туда можно маршрут сделать. Структуру можно развить вплоть до прачечных и химчисток. А мастеровые Урала! Камни, чугун. В Златоусте, хорошо, начали возрождать сувенирные вещи. Вариантов - море, нужно просто развивать. А то и так у нас все транспортные развязки забирает Екатеринбург. Такая ситуация получается, к сожалению.

- Получается так, но поделать ничего не можете?..

- Будем делать, руки опускать нельзя. То, что я сказал, будет развиваться все равно. Правда, не теми темпами, которые нужны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления