RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

с-в.

746мм 54%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Юрий Куриный, президент фирмы «Кодаш»: «Пейджинговая связь не умрет. Это однозначно...»

Юрий Куриный, президент фирмы «Кодаш»: «Пейджинговая связь не умрет. Это однозначно...»

Главное преимущество пейджинга - наличие очень мощного передатчика, который пробивает все!Рынок стабилизируется, когда люди «наедятся» сотовыми телефонами...В Западной Европе пейджеров не стало. Им виднее...

В начале 1997 года в России насчитывалось около 300 тысяч абонентов пейджинговой связи. К 2000 году их уже было порядка миллиона. Перспективы были радужные. Но сегодня судить о цифрах к 2005 или 2010 году уже никто не берется. Вопрос «что дальше?» для пейджинга в России остается открытым. Бурно развивающиеся сотовые компании и существующая между ними конкуренция не дают шансов на такое же бурное развитие операторов пейджинговой связи. Последних в Челябинске в скором времени останется трое: «Мобил ТелеКом Кодаш» (сеть «Мобил ТелеКом»), «Елена» (сеть «ВессоЛинк») и «Скорпио». Совсем скоро должна прекратить существование компания «Радиотелефон». Еще раньше закрылся «ПейджерКом».

Что происходит на челябинском рынке пейджинговой связи сегодня? Какова перспектива пейджинга? Исчезнет ли он, как это случилось, например, в Латвии? Об этом - интервью с президентом фирмы «Кодаш» Юрием Куриным.

Досье.
Юрий Куриный окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры». В 1991 году основал фирму «Кодаш», специализирующуюся на создании систем профессиональной радиосвязи в Уральском регионе. Автор 17 научных работ и 4 изобретений в области атомной физики и радиоэлектроники. Мастер спорта международного класса по радиосвязи.

- Юрий Алексеевич, в обиходе сегодня модно выражение – «Ходишь, как лох, - с пейджером»... На ваш взгляд - что влечет за собой мощное развитие сотовых компаний для рынка пейджинговой связи?..

- Вопрос для нас, конечно, злободневный, поскольку пейджингом мы активно занимаемся с 1996 года. Компания «Мобил ТелеКом», которую мы представляем, всегда была кровно заинтересована в том, чтобы охватить как можно больше городов. Поэтому сеть развивалась гигантскими темпами - до того момента, когда сотовые компании стали настолько агрессивными, что дальше некуда... Сейчас в пейджинговых компаниях идет некоторое снижение количества абонентов. Часть из них, безусловно, переходит к сотовым операторам. Какова будет дальнейшая тенденция, предсказать трудно. Ясно только, что эта тенденция - общероссийская. И она легко прослеживается на ежегодных выставках в Москве, - на той же «Связь ЭкспоКом»... Анализ ситуации в мире показывает следующее. Есть только два пути развития пейджинга. Первый - назовем его условно «американским» - демонстрирует США. Там существует всё! И пейджеры, – которые у населения есть в огромных количествах, и сотовые телефоны, и радиосвязь, и транкинговые радиостанции. Достаточно посмотреть на американских полицейских - они все увешаны средствами связи. Все эти структуры с технической точки зрения комплементарны, то есть взаимодополняемы... В Западной Европе обратная ситуация. Там операторы сотовой связи скупили все пейджинговые компании, у абонентов отобрали пейджеры, - взамен бесплатно раздали сотовые трубки. Безусловно, сотовые компании от этого выиграли. Розданные телефоны они окупили в очень короткие сроки. А пейджинга не стало... Европе виднее...

- Сегодня что-то уже указывает на то, что мы пойдем по тому или иному пути? Или он у нас, как всегда,– свой?..

- Есть подозрение, что мы пойдем и не чисто американским, и не чисто европейским путем. Россия - где-то посередине. Пейджинг не умрет, это однозначно. Но чтобы он получил такое же развитие, как в Америке, - вряд ли... Какую именно нишу он займет, какое будет соотношение между пейджингом и сотовой связью, сейчас сказать трудно. Потому что развитие сотовых компаний идет бешеными темпами. Причем неразумно бешенными, как и все, что делается в России. Когда у нас начался «стихийный капитализм», сколько создали бирж! За год столько, сколько во всем мире не создали за сотню лет. И где они сейчас?.. Начали создавать банки. В одном Челябинске банков было чуть ли не больше, чем в Швейцарии. Сейчас остались только крупные – те, которые устояли во время дефолта и прочих бед, связанных с гигантскими скачками валюты. Есть предположение, что в конце концов народ пресытится и этими, казалось бы, красивыми игрушками. То, что по сотовому телефону можно смотреть кино,– ну, это смешные, абсолютно бессмысленные вещи. Когда люди «наедятся» этим, все стабилизируется. Будут пользоваться трубками только те, кому это действительно нужно.

- На Южном Урале представлены два крупнейших российских оператора пейджинговой связи: вы представляете «Мобил ТелеКом», компания «Елена» - «ВессоЛинк». Есть ощущение, что два этих пейджинговых монстра соперничают друг с другом в праве называться федеральным оператором. Это так?

- Такой лицензии нет ни у одного из пейджинговых операторов. Да в этом и нет необходимости. Самое смешное, что у сотовых операторов есть только один федеральный стандарт - NMT-450, о котором практически никто не знает. Чаще употребляется GSM 900 МГц, и все чаще будет употребляться GSM 1800 МГц... Ни МТС, ни «Мегафон», ни «ВымпелКом», по сути, не являются федеральными операторами. «Мегафон» знаменит тем, что у него, в отличие от МТС и «ВымпелКома», которые получают лицензии долго и нудно, - есть сплошное лицензионное покрытие по всей России. То есть они имеют право строить везде. Реальное же покрытие в России у них меньше, чем у МТС и «ВымпелКома». Поэтому лицензионное покрытие - это хорошая, но теория. Сегодня крупные операторы сотовой связи как бы опередили свое время. Федеральный стандарт – NMT-450, но постфактум федеральным должен быть, конечно, GSM. С этой точки зрения в пейджинге федеральный стандарт даже не стали назначать. Были протоколы, которые для пользователя не имели никакого значения. Для операторов они означали, что при разных протоколах можно на одной частоте обслужить большее количество абонентов. Это дело десятое, поэтому мы всегда говорим, что «Мобил ТелеКом» – это не федеральная компания, это компания федерального масштаба. Она имеет самый широкий федеральный роуминг: в 170 с лишним городах России. У «ВессоЛинк» значительно меньше. «ВессоЛинк» - это демократия, граничащая с анархией. В различных городах есть ряд абсолютно независимых друг от друга компаний, которые просто в какой-то момент поняли, что все они работают на одной частоте. Представители компаний собрались и решили, что в развитии собственного бизнеса они друг другу не препятствуют и предоставляют услуги приезжающим в город бесплатно. То есть между компаниями взаиморасчеты не производятся и ни одна из них не заинтересована ни в чем другом, кроме собственной прибыли... «Мобил ТелеКом» устроен по-другому. Это монархия. Есть головное предприятие в Москве. И все его представительства определенную часть прибыли переводят в столицу. Это и содержание лицензии, и пробивание многих вопросов, которые очень трудно решать на местах.

- Оцените ситуацию на местном рынке пейджинга... Каков расклад сил?

- С 1996 года ситуация не очень-то и изменилась. Есть вопрос роуминга. В чем прелесть сотовой трубки – она сама автоматически прописывается: приехал в Курганскую область, трубка незримо для нас «пошепталась» с какой-то базовой сотовой станцией - и мы на связи. Роуминг у пейджинга односторонний. Иными словами, в компании должны знать, что вы, челябинский абонент, с завтрашнего дня находитесь, допустим, в Москве – тогда сообщения, которые вам здесь надиктуют, уйдут туда. Нужно только предупредить...

- И заплатить...

- Разница на самом деле небольшая. Около 10 процентов, тем более что роуминг можно брать на определенное время... Но роуминг нужен далеко не каждому. Челябинские абоненты пейджинга не слишком часто выезжают в другие города. Сейчас борьбы между пейджинговыми компаниями практически нет. Те, у кого не хватало мощи, уже вымерли. Например, «ПейджерКом». На челябинском рынке пейджинга они были первыми. Интересно, что последние месяцы они очень громко именовали себя «национальной» пейджинговой системой. Название, согласитесь, будоражащее... Мы позвонили юристам московского головного предприятия «Мобил ТелеКома» для консультации, те сказали: «А какую именно нацию представляет эта компания?» – «?» – «Тогда просто имейте в виду, что у нас многонациональное светское государство. Может, это еврейская компания, может, татарская... Поэтому к ним предъявить ничего нельзя...» А ведь для людей слово «национальная» – это масштаб!.. Через два месяца компания лопнула, и абоненты разбежались кто куда... И по официальным сведениям, 29 февраля - последний день работы пейджинговой компании «Радиотелефон».

- Право лидерство на местном рынке вы отдадите кому-либо из двух конкурирующих с вами фирм или оставите его за собой?

- Трудно сказать. Лидер - понятие относительное. Мы себя считаем лидером по какой причине? «Кодаш» - единственная компания в Челябинской области, у которой качество пейджинг-услуг сертифицировано. Интегральная оценка - по 70 параметрам. Это большой труд, его проводит Международная академия информационных услуг. Другие компании даже не пытались такой сертификат получить... Поэтому, да, у нас абонентская плата выше, чем в «Елене». У нас коэффициент превышения над базовым уровнем равен 2,3.

- Вы отслеживаете количество новых абонентов, как это сейчас модно у сотовых операторов: столько-то новых подключений, больше-меньше, чем у других?..

- У сотовых компаний это просто «рекламная пауза». «Ура, у нас сто тысяч, двести тысяч, триста тысяч абонентов!..» Ну и что? Какое это имеет отношение к моему личному сотовому телефону?! У пейджинговых компаний количество абонентов - это тайна за семью печатями. На самом деле это не имеет ни малейшего значения. Есть понятия «недорогая компания» и «дешевая компания». Мы боремся за качество и это качество предоставляем. У нас свой слой абонентов. Проще всего нам в три раза снизить абонентскую плату и сказать: «Ой, к нам пришло еще столько-то абонентов!» А какой смысл? Ну, снизим мы абонентскую плату, – у нас снизится прибыль. Значит, у девочек-операторов понизится заработная плата, они будут всегда злые и будут ругаться с клиентами. И что мы вследствие всего этого будем иметь?..

- Все подсчитано и сбалансировано?

- Безусловно. С нами не расстаются элитные клиенты. Например, корпоративный клиент компания «Мавт», - у них 35 пейджеров. Они не переходят к дешевым услугам...

- Вы сказали, что пейджинг не умрет. По-вашему, в России у него есть безусловное право на жизнь?

- Есть два главных, абсолютно неубиенных, преимущества пейджинга перед другими видами связи. Во-первых, - самая высокая дальность связи среди всего существующего беспроводного многообразия. Пейджинг подразумевает наличие очень мощного передатчика, который пробивает всё! Сотовый телефон в подземельях и кабачках-полуподвальчиках не берет. На пейджер можно принять информацию в самых неудобных местах, даже под землей... Второе преимущество - самые низкие эксплутационные затраты. Один раз абонентскую плату заплатил - от количества сообщений она не зависит... Один маленький недостаток у пейджинга – отсутствие обратной связи. То есть пейджер не может уведомить, что сообщение принято. В связи с этим - интересная история. Одно время Motorola представила изобретение, – назовем его условно «двусторонний пейджер», иными словами, твейджер. В пейджер был вмонтирован маломощный передатчик, который подтверждал прием сообщений. Таким образом Motorola продемонстрировала миру, что умеет делать концептуальные модели. Понятно, что это никогда не запустят в серию - это просто показатель уровня. Motorola не могла и предположить, что одна московская компания всерьез решит, что эту модель можно претворить в жизнь!.. А чтобы обеспечить обратную связь, нужно по городу построить маленькие соточки в радиусе 300-400 метров друг от друга. Мы подсчитали - только на Челябинск понадобилось бы 1880 таких сот! При этом пейджер становится дороже сотового телефона... Естественно, эта идея благополучно умерла...

- Сколько нужно денег вложить в передатчик, чтобы он обеспечивал прием сообщений на должном уровне?

- Раз в триста меньше, чем в каждую соту у сотовых компаний. Причем один передатчик обеспечит как минимум 50 километров приема от центра Челябинска.

- Почему тогда сообщения не всегда доходят?

- Дело не в передатчике. Надо проверять пейджер. Возможно, что у него низкая чувствительность... В этом случае пейджер нужно нести в сервисный центр...

- Что вы подразумеваете, когда говорите, что народ в конце концов пресытится сотовыми телефонами? Связь, как написано на вашей визитке, нужна как воздух...

- Но ведь сотовый телефон – не единственное средство связи. Идеальное соотношение: пейджер на одном боку, сотовый телефон – на другом. Когда случился дефолт, очень многие владельцы сотовых телефон перевели свои трубки в режим таксофона - только на передачу звонков - и купили пейджер. Количество продаваемых пейджеров значительно увеличилось! Потом уже к имеющимся пейджерам стали покупать сотовые телефоны. Многие так в связке до сих пор и работают... По трубке не все можно сделать. В чем прелесть пейджинга? Звонишь и говоришь: «Передайте мне сообщение в пятницу в 8.00: «У тебя через 20 минут встреча с губернатором»...» Это все уходит в компьютер. В 8.00 пятницы он присылает тебе самому сообщение, что через 20 минут тебя ждет губернатор. Удобно? Удобно. Индивидуальный будильник... Пейджер - это огромное количество полезных вещей. Пришел человек выписывать счет, а его спрашивают ИНН. Достаточно один раз передать его себе на пейджер, и ИНН всегда под рукой. Таким образом пейджер - это еще и записная книжка... А бесплатные рубрики с огромным количеством информации?! Этого в принципе не может быть на сотовом телефоне, особенно нерусифицированном. У нас же 12 рубрик: погода, курс валют, новости культуры, шоу-бизнеса, спорта... Очень полезная вещь – сообщения от главной диспетчерской города, она же служба спасения, о том, где сегодня в городе отключат газ, энергию, воду... Плюс информация об угонах...

- Это была ваша идея? Если - да, чем вы руководствовались?..

- Это наша идея. Но мы предлагали более продвинутую систему. Заключается договор со страховой компанией, которая покупает определенное количество пейджеров, оснащает ими всех таксистов и многие посты ГАИ. Таксистов много в любой точке города - увидел, сообщил, угонщика поймали... Таксист получает страховую сумму, страховая компания экономит огромные деньги. Ей уже не нужно выплачивать деньги за угон, – а ведь это полная стоимость автомобиля. С некоторыми страховыми компаниями в Челябинске мы говорили, но пока энтузиазма не было. Казалось бы, всем на пользу, но никому не надо... Нет коммерческой заинтересованности у тех же таксистов «всем миром» ловить угонщика. Хотя вещь, на наш взгляд, полезная. Сейчас мы бесплатно передаем эту информацию. Потому что угоняют-то в Челябинске часто...

- Договариваются ли представители пейджинговых и сотовых компаний о сотрудничестве? Например, на предмет развития в Челябинской области SMS-пейджинга?

- Ситуация достаточно интересная. Когда мы предлагали эту услугу с первого дня своего основания тем сотовым компаниям, которые были здесь, они сказали, что им это не надо. Сейчас, когда конкуренция на сотовом рынке жесткая, и не только ценовая, но и касающаяся расширения спектра услуг, были обращения: а не попредоставлять ли нам вот эти услуги? А получается, теперь для нас это уже не очень-то интересно. Мы готовы технически. Но для абонента это не удобно. Что такое SMS-пейджинг? В простейшем виде понятно: с одного телефона пробибикали - на другой прилетело. В Москве одно время так наигрались, что забили весь вызывной канал. И никто не мог друг с другом созвониться. Хотя каналы, по которым можно переговариваться, были свободны. Но так как звонки обязательно проходят через вызывной канал, а SMS идут только по этому каналу, то... Нам неинтересно этим заниматься почему? Одно дело, когда абонент сотовой компании говорит своей компании: «Хочу получать SMS от тех, у кого нет сотового телефона», и ему говорят: «Нет проблем, с тебя 5 центов за каждое сообщение». И скажем, из этих 5 центов 3,5 цента идут такой-то пейджинговой компании. Но сотовые компании так не хотят. Они говорят: «А ты пойди вон в ту пейджинговую компанию, они с тобой заключат отдельный договор, потом еще будешь туда ходить и платить». Но абонентам сотовых компаний это совсем неудобно.

- В Москве, я знаю, можно за услуги той же пейджинговой компании рассчитаться в Сбербанке...

- В этом нет никакой проблемы. Но на самом деле это очень невостребованная услуга для Челябинска. Пока... Во всем цивилизованном мире чуть ли не в туалете можно расплатиться кредитной карточкой. У нас есть такое? Нет... У нас была договоренность несколько лет назад о том, что платить можно будет на любом почтовом отделении. Почта была готова... Но опять же - не востребовано. Абоненту это не удобно...

- Помимо пейджинга, вы представляете услуги транкинговой связи. Какова перспектива внедрения радиостанций в работу правоохранительных органов, спасателей, врачей медицины катастроф?..

- Транковая радиосвязь, как правило, ведомственная вещь. У нас это разумно только для крупных предприятий. Например, ПО «Маяк», ЧТПЗ – одни из самых крупнейших владельцев собственной системы. Заплатили много денег, сделали нормальное инвестирование – можно пользоваться десятилетиями. Отделение Центробанка РФ по Челябинской области, «Челябэнерго», «Лукойл»... Мощные структуры с большим оборотом денег. Транковая связь – вещь, конечно, замечательная. Но поэтому и не дешевая. Пока наш бюджет не в состоянии обеспечить ею все нужды правоохранительных органов. Количество станций, которыми нужно снабдить сотрудников по всей территории нашей области - просто огромное! Денег пока не хватает. Муниципалитет изыскивает средства, губернатор, что-то из федерального бюджета... Но пока насыщенность недостаточна... Кстати, создание систем радиосвязи и поддержание этого огромного парка радиостанций - основная наша специальность. Это вещь абсолютно незыблемая, она была и будет нужна всегда. Оперативность: кнопку нажали на охраняемом объекте – всё, вы на связи! Быстрее радиостанции ничего не существует... Создавая системы для различных ведомств, мы и создали собственную пейджинговую компанию... Если пейджинг будет идти совсем на убыль или, скажем, у нас выкупят компанию, отберут у абонентов пейджеры и раздадут им взамен сотовые телефоны, мы возражать не будем (смеется). Хотя на самом деле это не совсем разумно... По идее, если общество будет потихонечку богатеть, то средства связи - всякие – будут востребованы всё в большей степени...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления