Бизнес Игорь Лиман, генеральный директор компании «Формула 1»: «Период спекулятивных операций, когда заключались какие-то сверхбольшие контракты, прошел!»

Игорь Лиман, генеральный директор компании «Формула 1»: «Период спекулятивных операций, когда заключались какие-то сверхбольшие контракты, прошел!»

Я в детстве думал, что никогда не буду автомобилистомОбъем продаж автомобилей иностранного производства по сравнению с 2002 годом увеличился в два раза Мы стараемся брать специалистов из другого бизнеса, воспитываем их

Для подавляющего большинства жителей Земли словосочетание «Формула 1» одназначает одно - популярные гонки на автомобилях, способных развивать огромные скорости. Никто не спорит, но… Жителям Челябинска, особенно тем, кто имеет в собственности автомобиль, название «Формула 1» не столь однозначно. Ведь именно под таким брендом в южноуральской столице работает компания, за последние годы успешно зарекомендовавшая себя в региональном автобизнесе. И лидером местной «Формулы 1» является не Михаэль Шумахер, ни Дэвид Култхард, а житель Челябинска - генеральный директор фирмы Игорь Лиман.

- Игорь Алексеевич, расскажите для начала о своей компании?

- «Формула 1» - автомобильная фирма. Работает на территории Челябинска и Челябинской области, а также в других регионах Уральского округа. Сегодня «Формула 1» включает в себя несколько ключевых направлений. Во-первых, это продажа, сервис и запасные части. Специализируемся на марке автомобилей «Хонда». Но также обслуживаем другие японские автомобили: «Мазда», «Мицубиши», «Тойота», «Ниссан». Ремонтируем, продаем запчасти, оказываем услуги по эксплуатации.

Второе направление - масла, «Формула 1» является дистрибьютором торговой марки «Кастрол». Продаем смазочные материалы «Кастрол», «Бритиш Петролиум», из российских - «Лукойл».

Следующее направление - шины и колеса. У «Формулы 1» три дистрибьюторских контракта с компаниями «Континенталь», «Бриджстоун» и «Нокиа». Плюс в Челябинске у нас четыре розничных магазина и сейчас мы приступаем к строительству пятого. Таким образом, стараемся развивать не только оптовую, но и розничную торговлю.

Четвертое направление - транспортные перевозки. В компании 50 единиц легковой техники: «Газели», «Москвичи»... Занимаемся малолитражными грузовыми перевозками. Обслуживаем детские сады, интернаты, школы Челябинска.

- А как лично вы появились в «Формуле 1»?

- Ирония судьбы… Мой отец работал главным механиком в строительно-монтажном управлении. Я очень хорошо помню, как его «выдергивали» среди ночи буквально из кровати, когда какой-то нерадивый водитель попал в аварию. И я в детстве думал, что никогда не буду автомобилистом, не повторю судьбы отца!.. Но так уж получилось... Я окончил Свердловское военно-политическое танково-артиллерийское училище. Второе высшее образование - экономическое, окончил УПИ. Моя дипломная работа называлась «Формирование финансового и фондового рынка». Работал в Челябинске, у нас с компаньоном было две финансовых компании. И в 1996 году мы достаточно успешно отработали на рынке не только Челябинска, но и Москвы и близлежащих регионов. Мой компаньон - старше меня на 20 лет, сейчас живет в Америке, преуспевает. А я в 1998 году познакомился с ребятами, которые открыли «Формулу 1». Тогда это было два магазина: на Свердловском тракте, и еще один на улице Артиллерийской.

- Не жалеете, что не продолжили заниматься финансовой деятельностью?

- Мы сознательно отходили от финансовой деятельности перед кризисом, потому что четко понимали - кризиса не миновать. И, на мой взгляд, сегодня наша страна еще далека от нормального финансового рынка. Этот рынок формируется, в первую очередь, за счет работы с деньгами частных клиентов. А рынок физических лиц будет развит только тогда, когда у людей появится добавочный доход, освобожденный от каких бы то ни было трат. А эта категория людей сформируется в нашей стране только после того, как совокупный доход на душу населения будет приближаться к 500 долларам на человека.

- Работа в автомобильной фирме - это более надежный бизнес?

- Да, хотя это далеко не самый простой бизнес. Работая в нем, я понял, что он крайне фундаментален. Здесь нет быстрых денег. Здесь кропотливая работа, связанная с долгосрочными вложениями денежных средств, которые, надеюсь, окупятся с лихвой только в перспективе.

Вообще, если разбить весь отечественный бизнес по степени градации, на первом месте, конечно же, стоит продуктовый бизнес. Следующим идет бизнес бытовой техники, сейчас он переживает серьезный бум. После него, я думаю, идет строительный бизнес. Начинается система ипотеки. И хочется верить, что следующим пойдет наш бизнес!

По анализу всех зарубежных экспертов, семья при доходе 500 долларов на человека тратит на автомобиль до 35 процентов своего семейного бюджета. Сегодня, даже с учетом «черных» зарплат, нашими людьми тратится из семейного бюджета порядка 11 процентов на автомобиль. Из этого следует, что емкость нашего рынка потенциально может вырасти в три раза.

Будем надеяться, что в перспективе нас ждет удачный бизнес. Когда рынок реально созреет. Когда клиент в финансовом отношении будет готов пользоваться многообразием предложений. Сегодня в большей степени человек выбирает не из того, что хочется, а из того, что он может себе позволить. Например, автомобили «Рено» или «Пежо» вместо респектабельных «Тойоты», «Мерседеса» или «БМВ»...

- Если люди покупают «Рено» и «Пежо», почему ими не занимается «Формула 1»?

- Мы изначально занимались японскими автомобилями. К сожалению, мы не можем заниматься «Тойотой», потому что у нее свои дилеры. Но, кстати, дилеры «Рено» и «Пежо» в Челябинске тоже есть, и они достаточно успешно развиваются. Мы выбрали то, что можем себе позволить. Это «Хонда». Надеемся, что результаты будут неплохие. На японском рынке «Хонда» находится на втором месте по продажам после «Тойоты».

- А в Европе и США? В России?

- В США «Хонда» по продажам превосходит «Тойоту». Но здесь нужно знать, что в Америке японские марки продают автомобили под единым брендом. «Тойота» продается в сегменте «Лексус», «Хонда» - в сегменте «Акура». В России же «Хонда» далеко не лидер. «Тойота» побила все рекорды, которые можно было бы себе представить.

- Причина? Грамотный маркетинг российских дилеров?

- Я думаю, это, в первую очередь, позиция производителя. «Тойота» все-таки представляет собой прекрасное соотношение цены и качества. У меня было три машины «Тойота», и все они оставили только лучшие впечатления.

- Чем же хороши автомобили, которые продаете вы?

- Чем славится «Хонда»? Во-первых, двигателем. Как среди немецких машин двигатель «БМВ» считается одним из лучших, так среди японских двигатель «Хонда» можно назвать одним из лучших, если не лучшим. Мощность двигателя «Хонды» и мощность двигателя «Тойоты» очень сильно разнятся. С объемом 2,4 литра «Хонда» выдает 191 лошадиную силу, тогда как «Тойота» с двигателем 3 литра выдает 186 лошадиных сил. Я был недавно во Франкфурте на традиционном автосалоне. У стенда «Хонды» было огромное количество людей! Потому что «Хонда Акорд» начала очень хорошо продаваться в Германии. Значительно лучше, чем «Тойота».

- А каковы ваши объемы продаж?

- Мы только прошлой осенью начали заниматься «Хондой». Поэтому пока эти результаты не впечатляют. Нужно дождаться итогов 2004 года. Могу сказать только, что тот объем, который привозится, мы продаем.

- Челябинский мэр, когда его в очередной раз начали упрекать автолюбители в том, что в городе стало больше пробок из-за строительства Арбата, ответил: «Просто автомобилей в городе стало больше!» Действительно, количество машин резко возросло?

- Мэр абсолютно прав, это так. Ежегодно парк машин увеличивается на 8 процентов. Объем продаж автомобилей иностранного производства по сравнению с 2002 годом увеличился в два раза.

- Причина?

- Здесь несколько причин. Во-первых, тот страх, который был после августа 1998 года, сегодня отступает. Люди ждали повторения кризиса. Но, к счастью правительства и нас, мировые цены на нефть настолько велики и стабильны, что пока рано говорить о кризисе. Хотя с точки зрения специфики покупательской способности и емкости экспорта-импорта, можно сказать, что мы очень сильно приблизились к параметрам 1998 года. Но если тогда Центробанк тотально «сливал» доллары, чтобы удержать курсовую стоимость на уровне шести рублей с копейками, то в сегодняшней ситуации ЦБ, наоборот, скупал дешевые доллары, чтобы доллар не падал дальше...

Во-вторых, образно говоря, люди сегодня сыты. Если раньше мы сметали с полок магазинов какие-то диковинные товары, сейчас этого нет. Емкость продуктового рынка растет, потому что растет потребление дорогих товаров. То же самое происходит на рынке бытовой техники. То, что было необходимо, люди купили раньше. Сейчас идет волна смены бытовой и телетехники, которая была приобретена в 1990-1993 годах... Люди начинают активно покупать недвижимость. Благосостояние людей растет. Плюс система кредитования, которая сейчас успешно развивается. В этих показателях мы стараемся приблизиться к Западу. Там люди живут в долг, наши люди тоже начали планировать свою жизнь в долг.

- Система покупки автомобиля в кредит сильно способствовала росту продаж?

- Думаю, да. У нас очень много людей, которые могут себе позволить сделать 30-40 процентов первоначального взноса и просчитать свои будущие поступления. Но значительно меньше людей, которые могут сразу достать деньги и заплатить. Поэтому, на мой взгляд, этот рынок еще более перспективен. Сейчас он пока находится в зачаточном состоянии. Объемы продаж будут удваиваться и утраиваться каждый год! Зарплаты растут. Следовательно, большее количество людей сможет планировать приобретение авто.

- Кто ваши покупатели?

- Как показывают проводимые нами исследования, наш покупатель в большинстве своем мужчина от 30 до 45 лет со средним достатком, живущий в Центральном, Советском или Северо-Западном районе. То, что это бизнес-класс - однозначно. Но в том числе и так называемый средний класс. Хотя я не стал бы называть его средним. С точки зрения оценки зарубежных экспертов, представитель среднего класса - это человек с доходом от 1000 долларов. Если же исходить из российской действительности, средний класс - это люди с достатком от 10 до 15 тысяч рублей на каждого члена семьи.

- Можете рассказать о последней удаче фирмы?

- Если говорить о параметрах 1999-2001 годов, то там, да, были сделки, которые мы считали очень успешными. Сейчас мы больше переходим к плановому ведению бизнеса, когда есть прогнозируемые, стабильные объемы продаж. В принципе можно сказать: «йес!». Откровенно, за последние три года у нас происходит фактически удвоение объемов продаж. Это хороший результат. И он свидетельствует, что мы динамично движемся вперед, осваиваем новые рынки. Для меня это большой успех. Период спекулятивных операций, когда заключались какие-то сверхбольшие контракты, прошел. У нас есть круг постоянных клиентов, их емкость растет. А новые клиенты, которые приходят, уже не могут нас удивить. Это показатель доверия к нам.

- Насколько жесткая конкуренция в Челябинске, Уральском регионе?

- С каждым годом она становится все сильнее. Сегодня появились сильные, узнаваемые игроки, каждый из которых стремится к победе над конкурентами. Фирмы начинают говорить о своей солидности. Это и многообразие предложения, и комплексный подход к клиенту. В Челябинске в автобизнесе много серьезных операторов. Я уже говорил, что у «Формулы 1» несколько направлений развития дела, и в каждом отдельном сегменте мы конкурируем с определенными фирмами. Эту конкуренцию нельзя, конечно, сравнивать с конкуренцией на Западе. Там рынок по большей степени сформирован, конкуренты известны, и появления новых игроков крайне редки. У нас ситуация другая. Есть известные операторы, но в любой момент может прийти совершенно новый оператор. Правда, с каждым днем эта ситуация становится все меньше и меньше вероятна. Все-таки период крупных падений фирм уходит. Сейчас выживают фирмы, которые состоятельны, те, что достигли результатов. Идет интеллектуальная борьба, это факт.

- Насколько ваш бизнес зависит от внешних обстоятельств? Смена правительства, новый вице-губернатор, падение цены на нефть?

- Простите, но от того, что происходит на политической арене страны, мой бизнес не зависит никак. Конечно, я не говорю о тотальной смене власти и смене курса всего государства. Наш бизнес неполитичен. Если же говорить о ценах на нефть... Вы знаете, бюджет нашей страны сегодня зависит от цен на сырьевые носители. Отсюда и вопрос о благосостоянии. Но насколько я помню, в 2003 году Челябинская область закончила год с профицитом. На мой взгляд, это очень хороший показатель.

- Цены на бензин растут, люди волнуются...

- Я бы не сказал, что люди волнуются. Для большинства населения рост цен на бензин - это объективная реальность. Поднялась цена на бизнес! Ну и что? Разве мы перестанем ездить на машинах? Другой вопрос, что цены на бензин в соседних областях другие. В Екатеринбурге цены на бензин всегда дешевле, чем у нас на 20-30 копеек. Но хочу я этого или нет, от моего желания цена не изменится.

- Допустим, что человек решил купить подержанную иномарку, но до сих пор у него есть опасения: не повысятся ли цены на запчасти. Что вы ему посоветуете?

- Никаких предпосылок для таких опасений нет. Он может смело приобретать подержанный иностранный автомобиль. Более того, я скажу, что, скорее всего человек будет доволен. Независимо от того, какой иностранный автомобиль он купит. Потому что преимущества от комфорта езды, надежности несравнимы с отечественными автомобилями.

- На отечественном автопроме вы ставите крест?

- Я не ставлю крест. Просто я не приверженец российского автопрома. Я буквально недавно прочитал статью... Не помню фамилию, человек, который в свое время написал первую рекламацию на автомобиль Форд. Он пишет: «Да, здорово, что Америка производит очень большое число автомобилей «Форд». Но если мы посмотрим статистику ДТП, то нам, американцам, стоит серьезно задуматься о качестве этих автомобилей». Вот такие же претензии я бы предъявил и к нашему отечественному автопрому. Я не говорю, что российские машины плохие или абсолютно уступают зарубежным. Я говорю о системе пассивной и активной безопасности. В этом отечественные авто настолько уступают иномаркам, что ездить на них опасно. Для меня это главный показатель.

Если государство обратит на это очень большое внимание, то уровень нашего автопрома улучшится. А пока… Как говорят: «Колхоз - дело добровольное. Хочешь - вступай. Не хочешь - корову отберем!..» Так и с российским автомобилем. «Хочешь - можешь его купить. Не хочешь - тогда больше ничего и не сможешь. Потому что мы возьмем и повысим пошлины на иномарки». И пошлины растут, а качество российских автомобилей не становится лучше. Как только я увижу, что наш отечественный автопром поворачивается лицом к водителю, который садится за руль этого автомобиля, я скажу, что никакого креста ставить не нужно. А нужно всецело способствовать патриотизму для отечественного автомобилестроения! Сейчас же человека нельзя призывать к тому, что он - россиянин - должен ездить на отечественном автомобиле. Это все равно, что летать на аварийном самолете.

- Пошлины на ввоз иномарок действительно растут. Как вы это прокомментируете?

- Мне кажется, рано или поздно здравый смысл в нашей стране возобладает над лоббизмом. Пошлины растут, но, тем не менее, объемы продаж отечественных автомобилей падают. Мощность любого зарубежного двигателя дает человеку надежность. Даже если он совершает обгон, то у него есть запас прочности. Который в результате резкого нажатия на акселератор и ускорения автомобиля поможет избежать столкновения. А что происходит с российским авто? Вы жмете на акселератор – а машина начинает «захлебываться».

- Подержанные и новые иномарки. Какова картина с объемами продаж?

- Не могу оценить объемы продаж подержанных автомобилей. Мы занимаемся только новыми машинами, новыми маслами.

- Вы общаетесь с иностранными партнерами?

- Два-три раза в год мы встречаемся в Германии с нашими партнерами из концерна «Континенталь». Встречаемся с представителями компании «Кастрол». Чаще это происходит в Москве. Часто наши зарубежные партнеры приезжают к нам. Обмениваемся информацией о емкости рынка, перспективах...

- Планы «Формулы 1» на ближайшее будущее?

- У нас есть стратегический план на 2004 год. Есть перспективно-стратегический план до 2007 года. Хотим еще сделать более перспективный план нашего развития. Он включает в себя как развитие розничной торговли, так и возможное развитие одного-двух новых направлений. Но говорить я об этом не буду. Операторов на этом рынке очень много. Как говорят, кто раньше встал - того и тапки (смеется). Первые снимают сливки. Поэтому позвольте попытаться нам эти сливки, если будет возможность, собрать самим... Перспективные планы есть, рабочая группа этим постоянно занимается. Стараемся с каждым годом более профессионально и грамотно вести свой бизнес.

- У «Формулы 1» существует проблема кадров?

- Проблема с кадрами есть везде. И главная проблема не в том, что люди не хотят работать, а в том, что их не научили. Раньше мы очень часто меняли людей, пытались заниматься стимулированием. Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что система образования периода перестройки была на очень низком уровне. Она не воспитывала тех специалистов, которые необходимы. Люди приходят и хотят работать, но они не знают как. Их не научили. Поэтому мы вынуждены это делать сами. Сегодня есть масса должностей, на которые бы я с удовольствием принял профессионала. Но емкость этих профессионалов в Челябинске ограничена. Более того, в автомобильной тематике мы сталкиваемся с тем, что есть масса, так скажем, нерадивых работников, которых увольняют по той или иной причине и они переходят из одного предприятия в другое. Поэтому мы стараемся брать специалистов из другого бизнеса, воспитываем их. На мой взгляд, это более правильно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления