Бизнес Валерий Козловский, начальник узла беспроводной связи компании «Уралсвязьинформ»: «Мы получаем «сливки» - самых разговорчивых абонентов!»*

Валерий Козловский, начальник узла беспроводной связи компании «Уралсвязьинформ»: «Мы получаем «сливки» - самых разговорчивых абонентов!»*

Высокое качество связи – визитная карточка CDMAМы можем позволить себе иметь низкие тарифыРазговоры о том, что у CDMA нет перспектив, начались со времени его появленияВ той войне стандартов, которая существует сегодня, есть свои плюсы

За девять лет активного строительства сетей мобильной связи на Южном Урале, сотовый рынок переживал не одно серьезное потрясение: битва стандартов, битва операторов, ценовые войны, борьба за повышение качества связи и внедрение новых привлекательных услуг. Сегодня в Челябинской области насчитывается больше семисот тысяч мобильных пользователей. Несмотря на то, что каждый из участников рынка сотовой связи занял свою определенную нишу, а лидерство GSM-операторов не вызывает сомнений, тема противостояния технологий остается актуальной.

Среди альтернативных стандартов CDMA сегодня занимает первые позиции. Возможность говорить много при высоком качестве связи, не переплачивая за минуту мобильного разговора, привлекает все больше владельцев сотовых телефонов. На фоне умирания таких устаревших стандартов, как DAMPS, и вопреки различным прогнозам говорить о бесперспективности развития CDMA-связи на Южном Урале пока рано. Мы беседуем с начальником узла беспроводной связи компании «Уралсвязьинформ» Валерием Козловским.

- Валерий Петрович, как вы относитесь к определению CDMA как «немодного стандарта»?

- Смотря что считать «немодным»… Этот стандарт, к сожалению, не получил у нас широкого распространения. Сегодня в стране всего восемнадцать областей, где представлен CDMA. У GSM’а в России сложилась более легкая судьба. Дело в том, что CDMA-связь очень популярная на американском континенте. Там же находится и производитель оборудования для CDMA - фирма «Квалком». В то время как разработчики GSM-технологии – европейцы. Естественно, что любая страна поддерживает в первую очередь своего производителя.

Если говорить цифрами, сегодня среднее разговорное время мобильных абонентов в Европе составляет порядка 120 минут в месяц, а в Америке оно в пять раз больше по той причине, что основной стандарт, который превалирует в Штатах – это CDMA. Он позволяет говорить много и с наименьшими затратами. Молодой российский бизнес, который возник в начале девяностых годов, больше тяготел к европейским странам. Основная часть внешнеэкономических связей чисто территориально завязалась именно с Европой. Поэтому получилось так, что GSM оказался в России первым. CDMA появился гораздо позже, основные ниши к этому времени были заняты. Выигрыш во времени – это тоже очень важное обстоятельство. Кстати, Челябинск может гордится тем обстоятельством, что именно в нашем городе компанией «Челябинсксвязьинформ» был запущен первый в России пилотный проект CDMA.

- В техническом плане, в чем преимущество CDMA-связи перед другими стандартами?

- Стандарт CDMA внедрялся на пять лет позже, чем GSM. Поэтому он вобрал в себя основные достижения в области технологий связи. В CDMA используется достаточно сложный способ кодирования сигнала, в результате пропускная способность оборудования возрастает. Вся экономика CDMA строится именно на техническом совершенстве стандарта. Не случайно при разработке сотовой связи третьего поколения были использованы многие технологические наработки CDMA.

- Если у этого стандарта столько плюсов, почему GSM-операторы до сих пор более популярны среди челябинских абонентов?

- Сегодня в России существует три крупнейших московских компании, которые продвигают этот стандарт. Благодаря мощной рекламе, он у всех на слуху. Кроме того, пользуясь GSM, сегодня можно иметь сразу несколько SIM-карт, и чтобы ими воспользоваться менять каждый раз трубку не обязательно. На фоне этого привлекательность CDMA является несколько задавленной. Тем не менее, мы сегодня занимаем свою определенную нишу на рынке. Абонентам, которые достаточно много говорят по мобильному телефону, экономически выгодно пользоваться нашей связью. Сегодня уже не надо никого заманивать: каждый считает и видит, где ему сейчас выгодней находиться.

- Раньше считалось, что CDMA – это связь преимущественно для богатых людей. Каков ваш абонент сегодня?

- Действительно, три года назад это был достаточно респектабельный человек, который ездит на иномарке, просыпается не раньше десяти часов утра (мы видели это по нагрузке на сеть), может позволить себе купить дорогой телефонный аппарат и тратит много времени на сотовые разговоры. Сегодня портрет нашего абонента существенно изменился. В основном, это деловые люди в возрасте от 30 до 45 лет, которые ведут не только крупный, но и мелкий бизнес и которым по роду их деятельности постоянно необходима сотовая связь. Поскольку CDMA – это все-таки городская связь, ею пользуются очень много женщин. Они решают чуть больше заплатить за трубку, но при этом получить дешевую связь и возможность говорить больше. Молодежь тоже начала интересоваться CDMA, хотя это довольно небольшая часть наших абонентов.

- В отличие от GSM-операторов, вы стараетесь не афишировать количество своих абонентов. И все же, какова динамика роста абонентской базы?

- GSM-операторы набирают абонентов достаточно динамично. Низкий вступительный взнос при подключении к сети ни к чему вас не обязывает. Есть у тебя комплект за 99 рублей, ты можешь им пользоваться или положить на полку и забыть про него. Но при этом ты уже являешься абонентом этого оператора, тебя посчитали, и кому-то от этого стало хорошо. Но учитывая то, что у некоторых абонентов имеется по несколько SIM-карт, получается, что реальное число абонентов у каждого оператора небольшое. Остальные – это так называемые «мертвые души». У нас такого нет. Поэтому темпы развития абонентской базы не такие впечатляющие. Тем не менее, за прошлый год мы приросли на двенадцать с половиной тысяч абонентов и достигли цифры в пятьдесят тысяч. Эти темпы нас устраивают.

- То есть в плане увеличения рыночной доли вы не слишком амбициозны?

- Сегодня таких грандиозных темпов роста абонентской базы уже никто продемонстрировать не может. В городе семь сотовых операторов. У людей есть возможность выбирать. Если говорить о GSM-операторах, цена их компаний зависит в некотором смысле от того количества абонентов, которое у них существует. У нас совершенно другие цели. Здесь бизнес строится на том, что мы получаем «сливки» - самых «разговорчивых» абонентов, которые могут позволить себе говорить столько времени, используя именно нашу связь. При этом они получают большие плюсы для себя и создают доходы компании.

Кроме того, если быть откровенным, технические возможности нашей сети позволяют обслуживать в два раза больше абонентов. В то же время, мы прекрасно понимаем, что необходимо сохранять высокое качество связи, поэтому не стремимся к предельным цифрам.

- Развитие сети – один из ваших приоритетов?

- Высокое качество связи – это визитная карточка стандарта CDMA. В течение трех лет мы достаточно активно развивали свою сеть. Сегодня у нас тридцать три базовые станции, в течение этого года их количество увеличится до сорока. В первую очередь стояла задача создать высококачественную сеть в Челябинске и Магнитогорске, где находится основная часть наших абонентов. В этом году мы сосредоточили свои усилия на других городах области. Сегодня это Озерск, Троицк, Увильды и ряд других.
Развитие сетей – это достаточно дорогое удовольствие. Не секрет, что основные деньги сотовые операторы сегодня зарабатывают именно в городах. Покрытие рек, озер необходимо для имиджа. Нагрузка на сеть там минимальная, но связь должна быть, это однозначно.

- Сегодня сотовые операторы ведут между собой настоящие ценовые войны. Как в связи с этим меняется ваша тарифная политика?

- Над совершенствованием тарифов мы работаем постоянно. Сегодня тарифная политика напрямую связана с техническими возможностями оператора: нельзя выводить на рынок такой тариф, который не подкреплен технически. Необходимо просчитать, как в связи с этим изменится нагрузка на сеть, не станет ли это причиной ухудшения качества связи и так далее. Те работы по развитию сети, которые мы провели в прошлом году, позволили нам сегодня кардинально изменить свою тарифную политику.Во-первых, с 16 мая мы ввели, практически во всех тарифных планах, бесплатные входящие звонки со всех сотовых операторов.

- Почему вы не пошли на это раньше?

- Цена минуты была достаточно демократичной – два рубля шестьдесят копеек днем и один рубль тридцать копеек вечером. До сих пор это удовлетворяло наших абонентов. Но мы обратили внимание на то, что сегодня каждый пятый звонок является исходящим звонком именно на сотовые телефоны. Поэтому в основных тарифных планах стоимость исходящего звонка в дневное время снизилась почти в 2 раза: в тарифном плане «Универсальный» она составила 1,5 рубля.

Во-вторых, теперь практически во всех тарифных планах с 8-ми вечера в будние дни и по выходным круглосуточно у абонентов есть возможность льготного разговора: в основном тарифном плане минута составила 1,3 рубля.

И еще один важный момент. Учитывая то, что наш стандарт технологически достаточно сложный, он подразумевает более высокую стоимость телефонного аппарата. Чтобы компенсировать более высокий вступительный взнос, мы пошли на то, что при подключении к сети, либо при замене телефонного аппарата предоставляем абонентам нетарифицированные блоки времени. В зависимости от стоимости телефонного аппарата они составляют от ста до трехсот минут ежемесячно. То есть, подключаясь, абонент получает определенную фору. Это относится к самому популярному на сегодня тарифному плану «Универсальный».

- Большей солидности имиджу сотового оператора добавляют корпоративные клиенты. CDMA для них привлекателен?

- Мы ввели новый тарифный план - CDMA-VIP, который предназначен для корпоративных абонентов. С точки зрения выгоды, это революционное предложение. Стоимость исходящих звонков на телефоны абонентов своей группы – 1,15 рубля. Прямая экономия составляет больше 40%. Мы изучили все, что сегодня предлагается на рынке. Наш тариф сделан универсально. Он сочетает все передовые моменты в области тарифной политики: льготные вечерние звонки, выгодная цена исходящих вызовов на сотовые номера и городские телефоны, бесплатные входящие звонки с сотовых операторов. Этот тариф позволяет вести бизнес, не ограничивая себя в разговорах: спокойно обсудить тот или иной производственный вопрос, дать поручения, проконтролировать ситуацию.

- А как быть тем, кто не может себе позволить говорить много, но хочет иметь дешевую связь?

- Мы понимаем, что сегодня существует определенная категория абонентов, которые в силу своего экономического положения не могут позволить себе говорить много даже в пределах одного разговора. Поэтому мы запустили тарифный план «Форвард», в котором достаточно демократичная тарификация. Эфирное время в этом тарифе разбито на пятнадцатисекундные блоки. Цена одного такого блока 75 копеек днем и 45 копеек – вечером. Сто-сто пятьдесят рублей в месяц достаточно для того, чтобы говорить по мобильному телефону не много, но в то же время, не ограничивая себя.

- В последнее время зафиксировано много случаев, когда преданные GSM-операторам абоненты вдруг отказывались от их услуг и переходили на CDMA-стандарт. Основная причина – это более выгодная тарификация?

- Миграция абонентов идет у всех операторов. Это нормальное явление. Сегодня люди имеют возможность сравнивать. У нас есть много примеров, когда наши абоненты расторгали с нами договор и через два месяца возвращались. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит. Тут работает элементарная экономика. Человек привык к определенному ритму разговоров. Он пришел к другому оператору, попробовал говорить столько же, и счет за телефон его попросту не удовлетворил. Сегодня большинство абонентов хотело бы, чтобы развитие сотовых сетей бесконечно шло по пути удешевления связи. Это нормальное желание. Но бесконечного удешевления быть не может, потому что это вступает в противоречие с качеством связи. За счет того, что наша сеть имеет определенный запас, мы можем позволить себе иметь низкие тарифы и поддерживать высокое качество связи.

- В отношении различных сервисов, современных услуг на базе сотовых технологий, CDMA-стандарт несколько консервативен…

- Для внедрения новых услуг необходимы специальные устройства, которые адаптируются к основному коммутационному оборудованию. Поэтому чтобы запустить еще какие-то сервисы, нужны определенные вложения. Сегодня мы вкладываем все средства, а это немаленькие деньги – миллионы долларов, в развитие голосового трафика. Для нас самое главное – это поддержание высокого качества связи и только потом – привлечение новых абонентов. Сегодня никто не скрывает, что за дополнительными сервисами будущее. Но размер прибыли, которую они приносят, составляет не больше десяти процентов от общего объема зарабатываемых операторами денег. Тем не менее, у нас давно работает голосовая почта, в тестовом режиме запущен SMS. Для владельцев стационарных и малогабаритных телефонов доступен факс и интернет. По уровню развития услуг мы стараемся не отставать от других.

- Совсем недавно в Екатеринбурге поднимался вопрос о том, чтобы прекратить развитие CDMA-стандарта в этом регионе… В Челябинске CDMA-связи такую судьбу пока не предсказывают?

- Разговоры о том, что у этого стандарта нет перспектив, начались фактически со времени его появления. И они были, есть и будут. Тем не менее, в России, уже в четырех областях работает CDMA-450, динамика существует и в CDMA-800: стандарт развивается, увеличиваются доходы, появляются новые возможности, поэтому себестоимость услуг связи ежегодно снижается. Могу сказать, что в Челябинске стандарт CDMA занимает очень твердые позиции. Еще недавно много разговоров было вокруг того, будет ли продлена лицензия компании «Уралсвязьинформ» на оказание услуг связи в стандарте CDMA. Она продлена до 2012 года. Сегодня в мире больше двухсот пятидесяти миллионов абонентов CDMA: Северная и Южная Америка, Китай, Корея, Япония, Израиль, Индия. CDMA там демонстрирует достаточно высокие темпы прироста абонентов. Сегодня свыше тридцати миллионов человек уже пользуются связью третьего поколения по технологии CDMA. Это говорит о многом.

- И все же, за каким стандартом будущее?

- Из-за того многообразия оборудования для сотовой связи, которое существует на рынке, создаются определенные неудобства. Даже имея телефон GSM, вы вряд ли сможете воспользоваться им в любой стране мира. Поэтому сегодня возникла необходимость создать унифицированную связь. К сожалению, ни производители, ни государства об этом пока договориться не смогли: новейшая связь третьего поколения опять строится по нескольким технологиям. Но через несколько лет конвергенция произойдет: появится технология, которая будет являться определенным гибридом. И этот спор стандартов уже будет неуместен.

- У вас есть планы на будущее?

- Сегодня время достаточно жестко правит планы. Предугадать, как в следующие четыре года будет развиваться связь CDMA в Челябинске очень сложно. Мы продолжим строить сеть по области и наращивать абонентскую базу. До конца этого года планируем подключить еще 10-15 тысяч абонентов. На будущий год не меньше. Дальше покажет время. Загадывать на будущее, учитывая то, какая жесткая конкуренция существует на рынке связи, не имеет смысла.

В той войне стандартов, которую мы наблюдаем сегодня, есть некоторые плюсы. С одной стороны, наличие такого количества GSM-операторов с их мощными рекламными бюджетами, создает нам определенные препятствия. С другой стороны, чем больше людей в Челябинске начинают говорить по мобильному телефону, тем быстрее из этой массы выделяются те абоненты, которые привыкают говорить много. В том договоре, который существует между абонентом и оператором, мы в состоянии предложить ему самые выгодные условия.

* Интервью публикуется на правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления