Бизнес Григорий Листик, директор компании «Листик и Партнеры»: «Наша задача – создать российскую марку аудита!»

Григорий Листик, директор компании «Листик и Партнеры»: «Наша задача – создать российскую марку аудита!»

Сегодня аудит нацелен на снижение налоговых рисков, а не на привлечение инвестицийКроме нас банковским аудитом в области не занимается никтоНаш бизнес развивается на основе личных контактов и связейВ первую очередь нам интересны те люди, которые приходят

В условиях обострения конкуренции во всех сферах, большинство руководителей компаний начинают серьезно задумываться над тем, как повысить эффективность собственного бизнеса. Если раньше местные предприятия собственными силами занимались решением проблемных ситуаций, то сегодня все более популярным становится обращение за содействием к консультантам. Аудит и консалтинг превращаются в наиболее востребованные инструменты улучшения бизнеса клиента. Многие предприятия уже осознали выгоду от подобного сотрудничества. Об этом свидетельствует бурный рост рынка аудиторских и консалтинговых услуг в Челябинской области. Повышенный интерес к аудиторам и консалтерам объясняется еще и тем, что для многих бизнесменов становится вполне очевидно: именно заключения известных компаний могут оказать решающую роль во взаимоотношениях с бизнес-партнерами и потенциальными инвесторами. Мы беседуем с директором аудиторской и консалтинговой компании «Листик и Партнеры» Григорием Листиком.

- Григорий, когда такие понятия, как аудит и консалтинг, вошли в обиход челябинского бизнеса, и как вы пришли в эту сферу?

- Это произошло в начале 90-х годов, когда я был еще студентом. Тогда я учился в Челябинском политехническом институте по специальности «экономика и управление в строительстве». После окончания вуза полтора года работал главным бухгалтером. Для того, чтобы повышать свой профессиональный уровень, нужно было учиться дальше. Я поехал в Москву и в 94-м году получил аттестат аудитора. В аудиторском бизнесе я с 95-го года. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что нужно поработать минимум два-три года, чтобы стать действительно хорошим специалистом - делать качественный аудит с пониманием того, что и зачем ты проверяешь. Есть много людей, которые имеют аттестаты, но фактически аудиторами не являются и имеют очень слабое представление о том, что такое аудиторская деятельность.

- Традиции международного аудита серьезно отличаются от опыта российских компаний?

- Исторически так сложилось: когда есть рыночная экономика, есть акционеры и кредиторы, и компании заинтересованы в инвестициях, для того, чтобы устанавливалось доверие между бизнес-партнерами, в компанию приглашают третье лицо – аудиторскую фирму, которая оценивает реальное финансовое состояние компании. Заключение, выданное аудитором, позволяет организации дальше развиваться, привлекать под свою финансовую отчетность деньги. В нашей стране и в Челябинске в частности аудитора привыкли воспринимать как налогового консультанта. У нас аудит нацелен, прежде всего, на снижение налоговых рисков. В этом заинтересована большая часть бухгалтеров, которые и являются чаще всего заказчиками аудита на предприятии. Таким образом, перед аудиторами в первую очередь ставится задача оценить налоговую политику компании, правильность ведения бухучета, но никто не говорит о привлечении инвестиций. Не случайно, когда на российский рынок приходят западные инвесторы, они приглашают для работы аудиторские компании с международным именем. Сегодня в России уже формируется рынок качественных бухгалтерских и аудиторских услуг, но мы еще не вышли на тот уровень, когда аудит стал бы приносить предприятию деньги. Пока мы в большей степени нацелены на снижение бухгалтерских или налоговых издержек, но не на привлечение инвестиций.

- Заключение известной аудиторской фирмы делает компанию привлекательной для инвесторов. А как вы оцениваете инвестиционную привлекательность челябинского бизнеса?

- В нашей области существует много известных марок. Это сразу заметно, когда приезжаешь в другие города страны: там есть «Пеплос», есть «МиассМебель», «Юничел». Не говоря уже о таких громких предприятиях, как «Ариант», «Макфа», стальная группа «Мечел», Челябинский тракторный завод. Я считаю, что многие челябинские предприятия крупного и среднего бизнеса являются инвестиционно привлекательными. Главное, что нужно инвесторам – это значительные доходы на вложенный капитал и минимальные риски.

- Торговая марка «Листик и Партнеры» возникла в 95-м году. На челябинском рынке вы были не первыми?

- В начале 90-х годов в Челябинске существовала фирма «Аудэп», во главе с Янчевой Ириной Александровной. Это была одна из первых местных аудиторских компаний. Именно на ее базе решено было запустить новый проект – организацию, которая бы занималась аудитом кредитных организаций. Совместно с питерской компанией «Петербургский банковский аудит» в 95-м году такая компания была создана. Около полугода мы работали с обычными предприятиями. Потом прошли стажировку в Петербурге, получили первый опыт в области банковского аудита и начали развивать бизнес. Подтверждали отчетность нескольких челябинских банков, работали с банками Кургана и других областей.

- Банковский аудит – это ноу-хау компании, отличающее вас от конкурентов?

- Банковский аудит – это то направление, где наши позиции сильны, а амбиции находят реальное воплощение. Этим направлением аудита у нас в области не занимается никто. Что касается российского рынка, серьезных игроков в этом виде бизнеса не так уж много. Однако, конкуренция среди компаний достаточно серьезная. Совместно с нашим партнером - компанией «Петербургский банковский аудит» - мы традиционно входим в пятерку лидеров банковского аудита в стране. Ответственность в этом направлении аудита очень высока, так как мы отвечаем за достоверность финансовой отчетности банков, на счетах которых хранятся деньги вкладчиков, предприятий и организаций. При этом работать с банками проще, чем с обычными предприятиями. Система учета у них в большинстве случаев достаточно прозрачна, компьютеризирована, здесь работают современные, высококвалифицированные специалисты. Основное отличие банковской отчетности от отчетности предприятий в том, что все активы банка взвешены с учетом риска. Если по какой-то задолженности существуют элементы риска невозврата, создается определенный резерв. В отношении обычных предприятий обязательного требования создания резервов не существует, поэтому бухгалтерская отчетность не отражает реальную стоимость активов. Однако многие предприятия сегодня уже начали создавать резервы, рассматривая их, к сожалению, пока только как элемент налоговой политики.

- Как специалист в области банковского аудита, оцените ситуацию на рынке банковских услуг у нас в области?

- Сегодня на этом рынке складывается вполне нормальная ситуация: сюда активно приходят крупные столичные банки, которым интересен наш регион. Они приходят с более дешевыми деньгами, приносят новые продукты, которые по каким-то причинам не могут предложить местные банковские структуры. Это здоровая конкуренция, которая положительно отразится на обслуживании как предприятий региона, так и просто физических лиц. Наша задача как аудиторов - следить, чтобы банковская отчетность была достоверной, и пользователь банковских услуг мог видеть все потенциальные риски, которые несет партнерство с тем или иным банком.

- В каком состоянии сегодня находятся южноуральское аудиторское сообщество?

- Сегодня в Челябинске существует около 120 аудиторских фирм. Среди них есть ряд крупных компаний, которые давно и профессионально работают на рынке, являются лидерами рейтингов. Вместе с тем существует большое количество мелких аудиторских фирм. Между ними идет серьезная ценовая конкуренция. Часто аудит делается за очень небольшие деньги. Это не та цена, которая гарантирует качественный аудит. Аудиторская ставка у нас в области значительно ниже, чем ставки крупных московских аудиторов, и на два-три порядка меньше, чем ставки международных компаний. Нам есть куда расти. И мы задумываемся о своем развитии. В целом, динамика рейтингов большинства фирм положительная. Это говорит о том, что растет количество заказов и уровень качества аудиторских услуг.

- Есть ли случаи недобросовестного аудита среди местных компаний?

- Вполне возможно, такие прецеденты есть. Я могу отвечать только за свою работу и работу своих сотрудников. Кроме того, существует кодекс профессиональной этики аудиторов, где четко говорится о том, что нельзя давать оценку работе своих коллег-аудиторов. Говорить о том, что кто-то из аудиторов сделал что-то некачественно - это очень субъективно. Помимо заключения и отчета аудитора, всегда существует очень много рабочей документации. И мы можем просто не знать о той серьезной работе, которую проделал аудитор. Аудит как бизнес возник недавно, поэтому чтобы изживать недобросовестность, необходимо совершенствовать технологии. Аудиторское сообщество сегодня идет к тому, чтобы более жестко контролировать качество работы аудиторов. Что касается конкретных случаев нарушения закона аудиторами, они должны решаться в суде и заканчиваться в случае вины лишением лицензии и аттестата аудитора.

- Помимо аудита, большинство компаний сегодня активно занимаются консультированием. На каком направлении консалтинга вы специализируетесь?

- У нас очень хорошие позиции в сфере налогового консалтинга. Мой партнер Артем Кузьминых серьезно занимается вопросами налогового планирования, разработкой легальных налоговых схем. Другой мой коллега, Константин Игонин, имеет богатый опыт налогового арбитража - решения сложных вопросов, связанных с налоговым законодательством. Мы успешно разрешили много налоговых споров. У нас очень сильный юридический консалтинг в области корпоративного права и хозяйственного права. Мы занимаемся трансформацией отчетности из российских стандартов в международные. В этом году у нас будет порядка 30 проектов по переложению отчетности кредитных организаций. Не так давно мы провели конференцию, посвященную проблеме холдингов. После этого нас стали рассматривать в качестве организации, которая занимается построением холдингов: сегодня идет разработка нескольких заказов по оптимизации структуры и финансовых потоков холдингов, созданию управляющих компаний. На высоком уровне в компании поставлено направление бизнес-обучения. Мы проанализировали челябинский рынок: большинство наших конкурентов регулярно проводит недорогие массовые семинары по бухгалтерскому учету. Мы позиционируем себя несколько иным образом: обучение в небольших группах по десять-двадцать человек, высокий уровень сервиса и квалификации консультантов, эксклюзивная информация. Другая традиционная сфера деятельности компании – это управленческое и финансовое консультирование. Мы занимаемся разработкой бизнес-планов, организацией финансирования для предприятий и новых бизнесов. Новое интересное направление – это оформление сделок по слиянию и приобретению бизнесов, а также защита от недружественного поглощения.

- Сделки по слиянию и поглощению распространены у нас в области?

- В последнее время, да. И это говорит о том, что мы начали жить более цивилизованно. Когда бизнес-партнеры хотят разрешить какой-то спор внутри фирмы, или одна компания хочет продать свой бизнес другой компании, мы помогаем им спланировать эту сделку, подготовить все необходимые документы.

- Еще несколько лет назад большая часть местных предприятий была попросту не готова к привлечению консультантов. Сформировалась ли сегодня культура заказа услуг консалтеров?

- На рынке консалтинга сегодня наблюдается подъем, он растет и развивается. Консультанты становятся более грамотными, с каждым годом за плечами все больше серьезных проектов. Спрос на услуги есть, одновременно растет и качество предложения. Оценивая рынок консалтинга, я бы выделил наших соседей из Екатеринбурга. Там очень много сильных компаний в области управленческого консалтинга. Мы с ними сотрудничаем.

- Недостаток высококвалифицированных специалистов на местном рынке ощущается?

- Конечно. Не нужно забывать о том, что мы в России пришли к консалтингу практически с нуля. Поэтому налицо нехватка специалистов высокого класса. Для того, чтобы они появлялись, нужно создавать свою школу. Я думаю, с каждым годом профессионалов будет все больше. Особенно с приходом крупных международных компаний на российский рынок. Будет, у кого учиться.

- Какой вид консалтинга вы бы назвали самым быстрорастущим?

- Многие направления развиваются достаточно динамично: IT-консалтинг, стратегическое планирование, налоговый консалтинг. Мы стараемся следить за этими тенденциями и все время растем вширь. Сейчас на партнерских началах мы создали свою компанию, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом, т.е. оказывает качественные услуги по ведению бухгалтерского учета для мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей. Начали развивать оценочный бизнес.

- Не секрет, что основными доводами руководителей предприятий против работы с консультантами является нежелание делиться внутренней информацией, особенно если речь идет о коммерческой информации. Конфиденциальность клиенту при работе с консалтером гарантирована?

- Первое, что интересует клиентов при выборе аудитора или консалтера – это конфиденциальность. И только во вторую очередь - цена и качество услуг. Мы прекрасно осознаем тот уровень ответственности, который на себя берем при работе с чужой финансовой документацией. Поэтому строим свой бизнес таким образом, чтобы возможность для какой-то утечки информации была минимальной. Это решается как техническими средствами, так и серьезными требованиями к отбору персонала.

- Чем чаще всего принято руководствоваться при выборе аудиторов или консультантов - советами знакомых и рекомендациями партнеров по бизнесу или рейтингами компаний?

- В большей мере наш бизнес развивается на основе личных контактов, связей, пиара. Что касается рейтингов, во-первых, - это часть имиджа компании. Кроме того, качественный показатель деятельности организации. Если бизнес в порядке, то финансовые показатели отражают динамику развития и уровень, на котором находится компания.

- Как вы оцениваете тот факт, что многие крупные местные компании не доверяют аудит и консалтинг местным фирмам и предпочитают обращаться к столичным компаниям? На это есть основания?

- Дело в том, что у большинства крупных компаний центр принятия решений сегодня находится в Москве, поэтому им проще работать с москвичами, заказывать аудит из центра. Для того, чтобы получить реальные инвестиции, сегодня необходимо иметь заключение международного аудитора. Кроме того, всегда считалось, что ведущие специалисты есть и развиваются в столице, там более высокий уровень качества услуг. Во многом это не так. Мы тоже не стоим на месте. Наша отчетность консолидируется с отчетностью наших партнеров - питерской компании «Петербургбанкаудит». Так как они являются членом международной аудиторской ассоциации независимых бухгалтерских и аудиторских фирм Moores Rowland International CIS, мы, работая в Челябинске, фактически становимся частью крупной международной аудиторской сети. Я считаю, что использование передовых международных технологий делает нас конкурентоспособными по отношению к ведущим российским компаниям в области оказания услуг профессионального аудита

- А у вас есть клиенты в других городах?

- Сегодня наша задача - позиционировать себя как марку российского аудита. На текущий момент мы работаем с предприятиями, банками, инвестиционными компаниями в шестнадцати областях России. Самая дальняя точка – это Якутск. У нас есть клиенты в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре. В национальных республиках – Чувашии, Мордовии, Татарстане, Башкортостане. География довольно обширная.

- Первоначально ваша компания носила другое название и только потом была переименована в «Листик и Партнеры». Вы считаете, что в этом бизнесе очень важную роль играет авторитетное имя руководителя?

- В нашем первом названии - «Южуралбанкаудит» - было два серьезных ограничения, которые мешали нам работать как в Челябинске, так и в других областях. Сначала мы предполагали работать только с банками Челябинской области, но оказалось, что их не так много, как нам бы хотелось, а банковские структуры других регионов одно присутствие в названии «Южурал» отпугивало от компании. Нужно было придумать абсолютно абстрактное название. В то же время большинство предприятий настораживало слово «банк»: нас очень часто относили к банковским организациям. Поэтому мы решились на ребрендинг и сейчас работаем под торговой маркой «Листик и Партнеры». Выносить свое имя в название компании принято в нашем бизнесе. Ведь я таким образом лично отвечаю за качество услуг нашей компании. Да и фамилия Листик достаточно запоминающаяся. Можно считать, что это своеобразный маркетинговый ход.

- Насколько я знаю, вы участвуете в так называемых управленческих поединках. Это такое интеллектуальное хобби?

- Я занялся этим прошлым летом, когда проходил открытый чемпионат Челябинска по управленческой борьбе. Мне понравилось. Сейчас я являюсь членом городской Федерации управленческой борьбы. Пройдя через управленческие поединки, понимаешь, что в реальной жизни постоянно сталкиваешься с обыгрываемыми ситуациями – в бизнесе, в семье, в магазине, - где угодно. Управленческие поединки - это своеобразная тренировка: учиться из нужных ситуаций выходить победителем или, наоборот, уметь избегать каких-то конфликтов. Кроме того, очень большое внимание здесь уделяется анализу действий обоих противников с позиций собственника бизнеса, менеджмента, персонала. Это очень полезно для того, чтобы делать для себя реальные практические выводы.

- Расскажите о своей команде. У вас есть какая-то своя идеология управления персоналом?

- Вся идеология компании строится на партнерстве. Изначально в команду подбираются только сильные личности, первоклассные специалисты. Профессионалы высшего класса по своей природе, как правило, амбициозные независимые люди, которые хотят работать на себя. Именно поэтому человеку, который становится значимым в компании, достигает определенного профессионального уровня, предлагается партнерство как в принятии решений, так и в части собственности. Безусловно, в бизнесе должен быть лидер. Но мне ближе тот подход, когда компания работает как часы – с моим отсутствием ничего не останавливается, все заняты своим делом, система работает.

- У вас в компании работают специалисты из других компаний?

- Такие случаи были. Но мы не ведем целенаправленной политики переманивания у конкурентов ведущих специалистов. В первую очередь потому, что нам интересны те люди, которые приходят в нашу команду надолго. Я считаю, что таких специалистов чаще всего можно вырастить самим. Мы делаем ставку на формирование своей школы. Специалист, который к нам приходит, должен отвечать определенным критериям. Далеко не всегда бухгалтер с опытом работы может стать хорошим аудитором. Это достаточно напряженная работа. Мы выбираем людей, которые могут работать в этом направлении и понимают, что такое бухучет и аудит.

- Насколько вы амбициозны в плане развития собственного бизнеса?

- Мы поставили себе достаточно серьезную задачу: быть в числе лидеров российского аудита и консалтинга. Наша цель - добиться того, чтобы торговая марка «Листик и Партнеры» стала узнаваемой в России. В этом году мы планируем открыть офис в Екатеринбурге, в следующем – в Москве. Потом начнем осваивать другие регионы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления