Бизнес Всеволод Песков, генеральный директор ЗАО «Поликом»: «Каждый день должен быть новым шагом вперед»

Всеволод Песков, генеральный директор ЗАО «Поликом»: «Каждый день должен быть новым шагом вперед»

" src=

Повод для встречи с генеральным директором компании «Поликом» Всеволодом Песковым выдался нешуточный: десятилетие компании, известной в Челябинске такими проектами, как автохимия «Лавр», производство минеральной воды «Кургазак», а также одного из крупнейших в городе производств пластиковой упаковки. Я ехала на встречу в предвкушении рассказа о достижениях и успехах «Поликома» за чашкой кофе в душном офисе. Но не тут-то было. На предложение гендиректора «Поликома» взглянуть на производство, так сказать, изнутри согласилась без промедления. И через пять минут нашего разговора я уже покорно семенила за Песковым, спускаясь по крутой железной лестнице в самое пекло!

Цеха компании (сегодня их у «Поликома» пять) Всеволод Песков любовно называет своей вотчиной. На производстве он, по его собственным словам, бывает не так уж часто – не хватает времени, но практически каждого рабочего знает в лицо и при встрече с уважением пожимает руку.

– Я приехал в Челябинск в 1990 году из Верхнего Уфалея. Там работал на местном заводе, потом несколько лет занимал пост второго, а затем и первого секретаря Верхнеуфалейского ГК ВЛКСМ. Так что определенную школу управления я прошел (Улыбается.). Приехав в Челябинск, устроился на цинковый завод и через какое-то время возглавил участок товаров народного потребления.

Мы шагаем по цеху, где сейчас установлена современная итальянская линия по производству ПЭТ-заготовок, лавируя между промышленными агрегатами и упаковками с готовой продукцией.

– Здесь все происходило на моих глазах – мы сами ставили оборудование, изучали его, набивали шишки. Сначала выпускали всякую мелочь - пластиковую плитку и декоративные элементы для мебельного производства. Но заводу это было неинтересно. Объемы производства маленькие, а забот много: и сырье привезти, и клиентов найти, а потом еще деньги с них собрать. В результате в 1996 году к нам обратились наши партнеры с предложением освоить производство ПЭТ-заготовок. Это так называемая преформа, из которой потом изготавливают пластиковые бутылки.

" src=

Мы подходим к большой машине по производству преформ. Здесь работа кипит, конвейер пашет. Судя по всему, человеческий фактор в производстве сведен к минимуму. Но и здесь без догляда не обойтись. За пультом мастер по имени Дмитрий следит за тем, чтобы машина не выдавала брак. Сегодня в производстве пластиковые контейнеры для мороженого, меда или сыпучих. Всеволод Вениаминович рассказывает о том, что процесс производства пластиковых бутылок является стадийным. Сначала выливается пластиковая заготовка с определенными технологическими режимами, а потом с помощью специальных машин она нагревается и раздувается. Получается пластиковый сосуд привычного нам всем вида.

– В 1996 году завод купил итальянскую оснастку для литья пластиковых заготовок. Так была создана компания «Поликом», в которой одним из основных учредителей стал цинковый завод. Это был один из первых опытов выделения заводских участков в отдельные предприятия. Тогда нас осталось всего восемь человек. Многие ушли на завод, не поверив в перспективность этого дела, другие просто уволились.

– А вы остались налаживать производство пластиковой упаковки?

– Сначала была только заготовка. В России тогда подобных производств не было вообще. Первой эту нишу начала осваивать московская компания «Мастер групп». Она закупила линию импортного оборудования и начала выпускать преформы. В то время очень активно начали развиваться предприятия по розливу воды: в начале 90-х на рынке работали десятки компаний, которые из концентратов изготавливали сладкую газированную воду. Но тару для своего продукта они покупали на стороне. Кто становился посильнее, открывал собственное производство. Первое время полуфабрикаты для упаковки полностью импортировались из-за рубежа. Их поставляли в Россию целыми вагонами из Польши. Это было все равно, что возить воздух. Представьте: приходит пустой вагон, весь забитый пластиковой бутылкой. В нем веса полторы-две тонны. Кроме того, ее нужно было еще и как-то обрабатывать после перевозки. Получалось крайне нетехнологично.

В этой ситуации нам крупно повезло. Рынок – новый, абсолютно пустой. Достаточно было просто зайти на него, чтобы закрепиться. Это сейчас конкуренция достаточно серьезная. А тогда «Поликом» был единственным предприятием от Волги до Сибири, которое выпускало такие заготовки.

" src=

Сначала было непросто. В отличие от Запада эти технологии были для России в новинку. Со временем освоились. Начали сами делать оснастку. Появился ассортимент. Одним из первых наших клиентов была магнитогорская компания «Апекс». Первое время они выкупали практически все объемы, которые мы производили. Потом появились другие клиенты – несколько предприятий в Екатеринбурге, порядка десяти фирм в Челябинске. Осваивать другие рынки мы не решались, так как элементарно не хватало производственной мощности. К примеру, москвичи ставили линии, которые производили до миллиона единиц продукции в месяц. Мы же выпускали не больше ста тысяч. А вкладывать десятки миллионов рублей в оборудование у нас попросту не было возможности.

– То есть заниматься только ПЭТ-загатовками сегодня невыгодно?

– Да. В какой-то момент объемы продаж начали падать. Мы поняли, что нельзя просто сидеть и ждать, пока к тебе приедут, купят у тебя заготовку, выдуют бутылку, что-то в нее нальют и потом продадут. Решено было выработать новую стратегию развития и начать осваивать новые рынки. Фактически это означало создание дополнительных цепочек производства, в результате которых на выходе мы получали бы более конечный продукт.

" src=

Сначала купили несколько выдувных машин и стали продавать не только заготовки, но и готовые бутылки. Потом пошли дальше. Создали несколько производств, которые были изначально ориентированы на потребление нашей тары. Так появилась компания «Минерал», которая начала производить башкирскую минеральную воду «Кургазак» и раскручивать ее на нашем рынке. У нас появился стабильный потребитель, что во многом помогло компании получить дальнейшее развитие.

По словам Всеволода Пескова, сегодня «Поликом» можем выдавать порядка двух миллионов единиц выдувной продукции в месяц. Было время, пытались работать под каждого конкретного клиента. Но это оказалось неэффективно. Крупные производители, как правило, создают собственные производства в целях сокращения издержек. А работать на мелких сериях неинтересно с точки зрения экономики. Сегодня в ассортименте «Поликома» около 150 наименований бутылок и банок. Включая последнюю гордость предприятия – новейшую преформу для 19-литровых бутылей. Сегодня подобный образец делают только в Казани и Москве. А с недавнего времени – еще и в Челябинске. Кроме того, недавно «Поликом» начал серьезно заниматься еще и производством полистирольной тары.

– Производство упаковки сегодня по-прежнему остается одним из самых прибыльных бизнесов?

" src=

– Что значит в вашем понимании «очень прибыльно»? Когда мне говорят, что уровень рентабельности составляет 20 % – вот это понятно. Каждая продукция несет разную финансовую нагрузку. Чем выше степень переработки начального сырья, тем большая прибыль на каждом этапе зарабатывается. Но нам интересна любая продукция и та, которая дает копейку, и та, что приносит 30. Ведь рынок тары и упаковки прежде всего подвержен сезонным колебаниям. К новому году, например, всегда происходит всплеск покупательской активности, как и летом. А вот весной и осенью продажи падают. Мы четко знаем, когда будет подъем и падение спроса, и заранее к ним готовимся. За счет диверсификации бизнеса. Это позволяет эффективно перераспределять финансовые потоки.

От бутылок плавно переходим к содержимому. Заметив на столе у Пескова бутылочку с жидкостью ядовито-голубого цвета, с интересом киваю в ее сторону.

– Тоже ваше?

" src=

– А то! (Улыбается.). Семь лет назад к нам обратились молодые ученые, выпускники Южно-Уральского государственного университета. Они разработали несколько химических составов, сравнили их с импортными аналогами. Оказалось, что их разработки ничуть не уступают продукции раскрученных иностранных брендов. И стали продвигать направление производства автохимии в Челябинске. Мы предложили ребятам помещения, подобрали оборудование и совместно основали научно-производственное объединение «Поликом». Начинали с производства двух-трех видов жидкостей, сегодня ассортимент продукции под торговой маркой «Лавр» достигает уже 200 составов. Кстати, НПО «Поликом» – единственный российский производитель, который контролирует весь научно-производственный цикл от идеи до производства конечного продукта. Мы располагаем собственной химической лабораторией, испытательным полигоном и полным циклом по производству тары. У компании порядка тридцати дилеров по всей России, представительство в Москве. Активно растут объемы производства. Скажу больше, сегодня уже с заграницей приходится работать.

Владения «Поликома» разбросаны по всей обширной территории цинкового завода. Поэтому короткие переезды между цехами совершаем на машине. Сидя за рулем своего Hyundai, Всеволод Вениаминович рассказывает о том, что Челябинский цинковый завод – само по себе предприятие уникальное. Подобных производств в России сегодня больше нет. Разве что, завод во Владикавказе. Три года назад Челябинский цинковый завод объявил тендер на передачу в аренду своей ремонтной службы. Инвестиционный проект «Поликома» был одобрен руководством предприятия. В результате сегодня компания Пескова участвует в сложной цепочке производства цинка.

Экскурсию по ремонтному цеху Всеволод Вениаминович проводит с особой тщательностью. Оно и понятно – это одно из последних достижений и заслуженная гордость компании и ее руководителя.

" src=

– Реструктуризация завода началась десять лет назад и проходила поэтапно. Сначала из структуры завода были выведены непрофильные производства, затем предприятия обслуживания, соцсервис. Это позволяет предприятию повышать свою капитализацию. Что очень важно для установления партнерских связей с западными и российскими инвесторами.

Три года назад мы выиграли тендер и получили в аренду ремонтный цех. Решение это было для завода непростым. Здесь производятся основные запасные технологические части и нестандартное оборудование. От деятельности ремонтной службы фактически зависит нормальная работа всего предприятия. Ведь есть переделы в цинковом производстве, которые в принципе остановить невозможно. Но за три года не было ни одной серьезной проблемы, которая бы заставила завод пожалеть о своем решении. Рабочие ситуации всегда случаются. Но отношения у нас с заводскими службами, цехами, руководством самые дружеские. Не было случая, чтобы мы не смогли в каких-то спорных моментах прийти к компромиссу.

" src=

Я всегда говорю, что лучше не получить сиюминутную прибыль, но сохранить доброе имя и традиции, которые есть на предприятии. В первую очередь это касается сроков поставки и качества. Для нас это самое ценное. Жизнь показывает, что всех денег не заработать. А чтобы заработать имя, нужен очень большой труд, причем труд всего коллектива. Мы прошли проверку временем и сегодня прочно стоим в технологической цепочке завода: полностью производим катоды для комплекса электролиза цинка.

– А с финансовой точки зрения этот проект оправдал себя?

– Конечно. Когда завод готовился к тендеру, в качестве консультантов привлекал группу «Стратум консалтинг», проводившую специальное исследование. Мы представили свой бизнес-план, специалисты проверяли наши расчеты, дали оценку эффективности нашей стратегии. Подходы и цифры совпали.

Нами на этапе принятия решения тоже проводилась очень серьезная работа. Поэтому сомнений в том, что проект будет экономически интересен, не было. Но мы безусловно рисковали. Все дело в том, что в рамках завода цех был ориентирован только на заводские потребности и не делал на сторону ни болтика. При этом использовалось современное оборудование, имеющее хороший ресурс. Когда проводились расчеты, мы поняли, что если работать только с заводом, этот проект будет заведомо убыточным. Поэтому с самого начала речь шла о том, что необходимо брать сторонние заказы. Сегодня в структуре производственно-сервисного центра услуги, которые мы оказываем заводу, составляют порядка 50-60 %. Все остальное – это сторонние заказы. Причем их доля все время увеличивается. Нас узнали на рынке. Сегодня мы работаем с такими крупными предприятиями, как «Мечел», ЧЗТО.

– У вас были откровенно неудачные проекты?

– К неудачам можно относиться по-разному. То, что кому-то может показаться провальным проектом, для меня как бизнесмена стало бесценным опытом.

Так уж получилось, что в бизнесе нам во многом приходилось быть первыми.

Несколько лет назад у меня возникла идея купить первый в Челябинске частный вертолет. Я съездил в Москву, выучился на пилота-любителя. Подобрали технику: вертолет Robinson 44. Стоил он тогда 484 тысячи долларов. И организовали компанию «Флайком». Тогда подобные машины были только в Москве. Ставка делалась на их продажу. Мы рассчитывали, что они будут интересны в первую очередь состоятельным людям в Челябинске, а также на севере, в Тюмени. Помню, как отмечалось 70-летие Магнитогорского металлургического комбината. Руководство цинкового завода должно было присутствовать на торжестве. Но в это же день праздник металлурга отмечался в Челябинске. После торжественных мероприятий в нашем городе они сели на вертолет и буквально через час были в Магнитогорске.

Но, к сожалению, нам не хватило опыта, чтобы дальше развить этот бизнес. Да и рынок тогда оказался не готов. В результате проект закрыли, сосчитав финансовые потери. Если смотреть на проект с формальной точки зрения: да, он оказался неудачным. Денег на нем мы не заработали. А как оценить то, что приобрели? Это в первую очередь колоссальный опыт, огромное количество полезных контактов с людьми.

И потом, когда летишь, сверху жизнь совсем по-другому видится. Мое отношение к жизни, бизнесу, безусловно, изменилось. Стало меньше суеты. Когда летишь и видишь, как внизу люди как муравьи куда-то бегут, торопятся, а город наш такой красивый сверху – понимаешь, что в жизни есть вещи, которые сложно выразить в финансовых показателях.

Во время нашего разговора в кабинет генерального директора «Поликома» постучалась делегация сотрудниц компании – поздравить руководителя с официальным днем рождения предприятия. Всеволод Вениаминович по-отечески расцеловал всех делегаток. «Прежде чем летать, нужно вырастить крылья. Нашим доблестным летчикам, которые никогда не сбиваются с курса», – процитировал Песков поздравление из открытки.

– Все, чего мы достигли – это не удачное стечение обстоятельств. Главное – это люди, которые были рядом все эти годы. Нам с ними повезло. Никогда не видел смысла в том, чтобы контролировать людей. У нас каждый находится на своем месте и отвечает за свой кусок. При этом понимает: кроме него эту работу никто не сделает, это его хлеб. К примеру, мне легче работать, потому что у меня там, через стенку – в бухгалтерии, все хорошо. Это позволяет сосредоточиться на глобальных стратегических вещах. Например, в течение пяти минут принять решение о том, чтобы купить оборудование стоимостью миллион рублей, завтра привезти его и начать работать. Потому что нет оглядки на то, что уже сделано или происходит.

– Как быть с производственными кадрами? Ведь сегодня это реальная проблема для многих промышленных предприятий…

" src=

– Текучка производственных кадров сегодня действительно большая. Это только кажется, что в современном производстве кнопку нажал, и все само работает. Везде люди! Человеческий фактор никуда не делся. В последнее время мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой отсутствия квалифицированных кадров. Если ничего не изменится, по моим предположениям, через пять-семь лет наша экономика начнет попросту загибаться. Ведь за последнее десятилетие не было ни одного выпуска ПТУ. Сейчас найти молодого станочника – это колоссальная проблема. Челябинский трубопрокатный завод с этим уже столкнулся. В прошлом году они взяли на баланс производственное училище, которое раньше готовило для предприятия кадры, потому что поняли, что завтра на производстве просто некому будет работать. Найти деньги, для того чтобы платить высокую зарплату специалисту, можно. Но где найти специалиста?

Сегодня у нас на предприятии работает больше трехсот человек. Среди них порядка 30 семей. И это показатель доверия мне как руководителю. Я всегда привожу один пример: мы работаем уже десять лет, и ни разу не было задержки заработной платы больше чем на три дня. Это что-то да значит!

По словам Пескова, главное, чтобы людям всегда было, к чему стремиться.

– Когда человеку все осточертело, какая тут может быть работа. Важно, чтобы он хотел в этой жизни чего-то достичь – что-то купить или кем-то стать. Цель в принципе не имеет значения, важно само стремление ее достичь. Поэтому мы определили для себя условный девиз компании так: главное – не стоять на месте. Каждый день должен быть еще одним шагом вперед. Можно на какой-то момент остановиться, отдышаться, осмотреться, но только для того, чтобы шагнуть дальше. Это не процесс ради процесса. Сегодня конкуренция достаточно жесткая. Если ты в следующую секунду не вскочешь на подножку, то поезд уйдет. Постоянное развитие: новый ассортимент, оборудование, технологии.

Сейчас мы прорабатываем новый проект, который связан со сферой переработки отходов. Недавно побывали на выставке в Москве, познакомились с оборудованием. В ближайшее время будет принято решение, и начнем решать вопросы финансирования проекта. А это порядка 8-10 миллионов рублей. Будем просчитывать, делать экономическое обоснование. Сегодня банки, лизинговые компании охотно готовы сотрудничать с нами.

Планы Пескова вряд ли можно назвать наполеоновскими. Судя по решимости руководителя «Поликома», они вполне реальные и достижимые. А вот Золотая медаль Наполеона у Всеволода Вениаминовича имеется. Ее вручили в прошлом году на торжественной церемонии в Париже, где «Поликом» побывал по приглашению французской организации по содействию предпринимательству. Этим список наград компании не ограничивается: золотая грамота мецената попечительского совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», международная премия «Лидер экономического развития России»…

– Мы не ищем награды, они сами нас находят. Мне даже звание «Маршала экономики» присвоили (Награда французской Ассоциации развития промышленности – авт.), – улыбается Песков. – Ну какой из меня маршал…

Не знаю, как насчет маршала, а генерал – самый настоящий. Верховный главнокомандующий «Поликома».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления