RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

вос.

747мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Очередная московская экспансия

Очередная московская экспансия

Московская сеть аптек вторгается на челябинский лекарственный рынок. Сеть аптек ISN Полифарм вошла в новую холдинг группу «Алькор». Для аптек уже придуман новый объединяющий логотип «О в третьей степени» или «Озон». Это пока единственная федеральная...

Московская сеть аптек вторгается на челябинский лекарственный рынок. Сеть аптек ICN Полифарм вошла в новую холдинг группу «Алькор». Для аптек уже придуман новый объединяющий логотип «О в третьей степени» или «Озон». Это пока единственная федеральная фармакологическая корпорация, вышедшая на городской рынок. Теперь местным лидерам региональных сетей придется конкурировать с серьезными представителями московского бизнеса.

В июле 2003 года американская компания ICN Фармасьютикал продала пять своих фармацевтических заводов в России (включая челябинский «Полифарм»), а также всю свою аптечную сеть, состоящую из 96 точек, разбросанных по регионам. 50 процентов акций аптек ICN приобрел владелец парфюмерной сети «Л"Этуаль» Максим Климов. Долгое время аналитики рынка гадали зачем успешному продавцу парфюмерии с узнаваемым брендом понадобились еще и аптеки. Неспокойно было и в Челябинске. Больше всего о своей участи хотел узнать персонал бывших аптек ICN. Сохранят ли они свои рабочие места? Или придется учиться торговать духами и косметическими кремами? Определенная информация появилась только недавно. Стало известно, что Максим Климов создает новый холдинг.

Произошло объединение аптечной сети ICN и парфюмерной «Л"Этуаль» в единую компанию – «Алькор». Это достаточно масштабное новообразование одних только аптек насчитывает по стране 134 штуки. У всей розничной сети, занимающейся медикаментами, будет одно объединяющее название – «Озон». В новом бренде планируется совместить фармакологию и косметические препараты. Формат магазинов-аптек предполагается сделать большим, что-то вроде фарм-маркетов с площадью от 150 до 250 квадратных метров. Основное руководство холдинга будет находиться в Москве, но существует и разделение по регионам, управление Уральского филиала расположится в Екатеринбурге. В Челябинске «Озон» планирует открыть сеть из шести фирменных аптек.

«В Челябинске достаточно своеобразный аптечный рынок, - говорит директор челябинского филиала «Озона» Андрей Быков. - Он сильно отличается от других регионов, хотя бы того же Екатеринбурга. Здесь нет ни одной известной московской сети. Мы первые из корпораций федерального значения вышли на южноуральский рынок. В нашей компании считают, что время маленьких киосков, которыми полон Челябинск, прошло. Сейчас будущее за большими аптечными супермаркетами, где можно будет купить нужные лекарства, косметические средства и парфюмерию. Конечно, бывшие челябинские аптеки ICN не отвечают нашим требованиям. Переоборудовать их будет достаточно сложно из-за малой площади, но вопрос решается. Первоочередной задачей в Челябинске для нас является открытие новых точек, нужны большие помещения. Ищем их сейчас по всему городу».

В новых фарм-маркетах акцент будет делаться на лечебной косметике, ортопедических материалах и медицинской технике. Вообще идея совмещения фармакологии и косметики не нова. Исследования аналитиков показывают, что в крупных городах около 50 процентов продаж в аптеках сегодня приходится именно на сопутствующие товары. Потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским и косметическим технологиям. По данным статистики, продажи косметики через аптечную сеть в 2004 году выросли на 15 процентов по сравнению с 2003. Некоторые известные фирмы, например Vichi от L"Oreal, продвигают свою продукцию только через аптеки.

Приход на лекарственный рынок Челябинска федерального игрока был скорее ожидаемым, чем внезапным. Слишком долго местные аптечные коммерсанты варились в собственном соку. Может быть оттого, что норма прибыли с лекарственных средств здесь относительно невелика. В рейтинге, приведенном в журнале «Ремедиум», Челябинск входит в один из четырех регионов с самыми низкими розничными ценами. Или непосредственное участие в лекарственном бизнесе представителей областного правительства отпугивало федеральных варягов. При активном участии первого вице-губернатора Андрея Косилова проводилась социальная политика снижения цен на лекарства. Но факт остается фактом. Московский холдинг «Алькор» и аптеки «Озон» уже в Челябинске.

Однако нельзя сказать, что освоение нашего рынка удастся москвичам легко и просто. Местные игроки уже наработали большой опыт, имеют высокий уровень логистики, грамотный менеджмент, большое количество точек реализации продукции. Многие на деле освоили и применяют симбиоз фармакологии и парфюмерии. Система самообслуживания, которую собираются практиковать в аптечной сети «Озон», для челябинского рынка тоже не новинка. Да и доставшиеся в наследство «Алькору» аптеки IСN отнюдь не являлись передовиками розничного рынка из-за высоких цен на лекарственные препараты.

«Формирование розничного рынка лекарств в Челябинске уже практически закончено, - считает коммерческий директор «Областного аптечного склада» Евгений Козлов, - это уже «остывший» рынок. Основные игроки уже ясны. Безусловно, расстановку сил можно изменить, но для этого надо иметь очень хорошие источники финансирования, профессиональных и одаренных менеджеров и гибкую ценовую политику».

«Мы не боимся новых столичных конкурентов, - говорит коммерческий директор сети аптек «Гран» Лариса Тайкова. - Привычка выживать и подстраиваться к любым условиям рынка осталась у нас еще с августа 1998 года. Тем более, что если сравнивать цены на фармакологию в Москве и Челябинске, то у нас они значительно ниже. А совмещение магазина, аптеки и парфюмерного салона вообще не имеет смысла. Сейчас на рынке так много новых препаратов, что покупатель теряется в выборе, при совмещении лекарств, косметики и прочего ему будет еще сложнее. Самообслуживание лично у меня тоже вызывает вопрос. Большое количество наших клиентов - это люди в возрасте, пенсионеры. Им не только нужно продать таблетки, а помочь советом, проявить просто человеческое участие, не думаю, что в формате самообслуживания такое удастся».

В любом случае простой потребитель от прихода новой федеральной аптечной сети только выиграет. Если «Алькору» удастся реализовать свои планы, то в городе больше станет удобных магазинов-аптек, в которых не будет утомительных очередей. А жесткая конкуренция с местными операторами возможно приведет к снижению цен на лекарственные препараты. Да и в целом для любого рынка, не только аптечного, важна здоровая конкуренция и чем ее больше, тем стабильнее становится рынок.

К сведению

В 2003 году «Профит Хаус» продает акции аптечной сети ICN владельцу известного парфюмерного бренда «Л"Этуаль» Максиму Климову. Весной Максим Климов создает холдинг ООО «Алькор». В него входят: парфюмерно-косметическая сеть «Л"Этуаль», супермаркет «Сефора», аптеки ICN и «Чудо-доктор». По данным ЦМИ «Фармэксперт», в объединенную сеть входит 134 аптеки. Объем продаж ICN в 2003 году составил 27 млн. долларов, «Чудо-доктора» - около 12 млн. долларов. В парфюмерно-косметическую сеть «Л"Этуаль» входит 120 магазинов по всей России. Объем продаж в 2003 году составил 105 млн. долларов. Первый супермаркет «Сефора» открылся в декабре 2003 года. Количество магазинов, которые будут открыты в этом году, пока не разглашается. Генеральным директором ООО «Алькор» назначен бывший генеральный директор сети парфюмерных магазинов «Л"Этуаль» Гийом Вантье.

У новой парфюмерно-аптечной сети будет единая структура поставок и логистики. К концу лета 2004 года будет проведен ребрендинг всех розничных точек, продающих фармакологию. Названия «Чудо-доктор» и IСN исчезнут с вывесок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления