В Челябинске развивается мода на здоровый образ жизни. Согласно подсчетам, с каждым годом челябинцы тратят все больше денег на занятия спортом, включая одежду, обувь и посещение спортивных клубов. Спортивный бум среди южноуральцев на руку торговой индустрии. Помимо местных торговцев спортивными товарами, которые открывают новые магазины в Челябинске, в расчете на выгодную долю рынка сюда устремились столичные мультибрендовые спортивные сети.
Сегодня челябинский рынок спортивных товаров переживает небывалый подъем. По темпам развития он в два раза опережает соседние регионы. Как утверждают участники рынка, такого количества спортивных магазинов нет ни в одном другом городе-миллионнике. И это далеко не предел: потенциал рынка таков, что в ближайшие годы он сможет принять еще несколько сильных игроков. Вероятнее всего, ими станут столичные сети, которые активно устремляются в регионы, где конкуренция еще не достигла своего пика.
Первым дал о себе знать самый крупный в России спортивный оператор – «Спортмастер». Официальное открытие первого супермаркета состоялось в Курчатовском районе по улице Молдавской. В планах москвичей – к лету запустить еще один магазин площадью 2500 кв. м в центре города, на пересечении проспекта Ленина и Свердловского проспекта.
Компания «Спортмастер», основанная в 1993 году, сегодня управляет более 70 магазинами под брендами «Спортмастер» и «Спортландия» в Москве, Киеве, Минске, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Тюмени и Краснодаре. Большинство из них – мультибрендовые спортивные супермаркеты, рассчитанные на совершение комплексных покупок. Здесь можно приобрести все, начиная от купальной шапочки и заканчивая тренажером. По экспертной оценке, оборот компании в первом полугодии 2004 года составил 275 млн долларов.
«Темпы развития Челябинска как спортивного города за последние годы просто впечатляют, – заявил директор челябинского представительства компании «Спортмастер» Роман Пискунов. – Одно за другим открываются современные спортивные сооружения, вокруг области, как грибы, растут горнолыжные курорты. Наряду с этим повышается и платежеспособность южноуральцев. Закономерно, что московское руководство оценивает челябинский рынок как наиболее перспективный на ближайшие годы».
Торговля спортивными товарами в Челябинске осуществляется в нескольких форматах. Довольно сильные позиции занимают монобрендовые магазины – такие, как «Adidas», «Nike», «Columbia», «Puma» – предлагающие широкий ассортимент товаров отдельных производителей. Основной процент продаж в подобных магазинах приходится не на спортинвентарь, а на спортивную одежду и обувь, которую многие используют в качестве повседневной.
Значительная доля рынка принадлежит специализированным магазинам, торгующим профессиональным оборудованием, одеждой и аксессуарами для отдельных видов спорта. В таком формате работает челябинский филиал московской сети «Триал-спорт», а также их местный конкурент – магазин «Мастер спорта». Эти спортивные салоны зачастую торгуют не столько товаром, сколько услугами. Они имеют устоявшуюся клиентуру и развитую сервисную службу, мгновенно реагирующую на запросы клиентов.
Небольшую нишу занимают маленькие магазинчики-одиночки. Подавляющая часть их учредителей – дистрибьюторы продукции, эксклюзивное право на которую имеют крупные московские сети. Некоторые из таких владельцев еще на этапе формирования рынка пошли по пути создания собственных сетей. Один из самых крупных в Челябинске сетевых операторов – торговая компания «Галеон». Она владеет десятью спортивными магазинами разных форматов, среди которых «Adidas», «Columbia», «Адреналин», «Темп», а также магазины «Спортландия». Кстати последний бренд принадлежит компании «Спортмастер», которая в последнее время активно начала продавать франшизу в регионах.
Появление в Челябинске нового конкурента у местных компаний не вызывает серьезных опасений. Хотя они не исключают, что приход столь серьезного игрока, как «Спортмастер», определенным образом изменит расклад сил на рынке.
«Мы специализируемся на жестком спортивном товаре и практически отказались от повседневной одежды, – считает менеджер компании «Мастер спорта» Алексей Терехов. – Пострадают прежде всего те магазины, ассортимент которых на 80% состоит из спортивной одежды и обуви. Они проигрывают москвичам по целому ряду пунктов: слабая ассортиментная и ценовая политика, отсутствие дисконтных программ. Зато специализированные магазины профессионального оборудования вряд ли приобретут в лице «Спортмастера» конкурента. Скорее, наоборот. Наши клиенты уже успели сравнить цены, ассортимент и уровень сервисного обслуживания, которые отличаются о того, что в состоянии сегодня предложить «Спортмастер».
«Мы не рассматриваем «Спортмастер» в качестве конкурентов и не собираемся ввязываться в ценовые войны с этим оператором, – говорит директор по маркетингу торговой компании «Галеон» Марина Ческидова. – У нас чисто партнерские отношения. Мы намерены развивать рынок друг для друга. Приход «Спортмастера» в первую очередь повлияет на небольших операторов. Им придется менять свою ассортиментную политику, серьезно корректировать маркетинговую стратегию и в конечном счете консолидироваться в сети, либо уйти с рынка».
По мнению Марины Ческидовой, появление «Спортмастера» поможет местным компаниям справится с более серьезным конкурентом – «серым рынком». Несмотря на то, что доля контрафактного спортивного товара на челябинских прилавках в последние годы начала снижаться, легальные операторы до сих пор ощущают сильную конкуренцию со стороны дешевых азиатских поставщиков.