До конца этого года известный на весь Челябинск бренд «РемБытТехника» перестанет существовать. Местная компания по продаже бытовой и аудио-видеотехники «РемБытТехника» объединяется с ростовским «Экспертом», молодой фирмой, занимающейся аналогичным видом бизнеса. Несмотря на то, что руководство объединенной компанией будет осуществляться на равных, вся торговая сеть челябинцев и ростовчан будет действовать под единым брендом, и не «РемБытТехника», а «Эксперт». Планы у нашедших общий язык предпринимателей грандиозные, до конца года они хотят открыть по России до 600 магазинов «Эксперт» и по обороту средств выйти на третье место в стране.
Среди федеральных операторов безусловным лидером сейчас является «Эльдорадо» с оборотом $2,4 млрд. (это почти 25 процентов рынка), за ним с довольно большим отрывом идет «М.Видео» (оборот в 2004 году $950 млн.), замыкает тройку лидеров «Техносила» с показателем $390 млн. На четвертом месте «Мир» с оборотом $290 млн. Пятая московская сеть – «Партия», когда-то считавшаяся успешным игроком, ушла с рынка, закрыв в январе практически все свои магазины. Таким образом, четыре крупные сети контролируют сейчас 40 % всего рынка, в то время как оставшуюся долю занимают десятки мелких операторов. Расклад мог бы поменять приход зарубежных ритейлеров, однако, ни Media Markt, ни Best Buy, ни другие игроки мирового масштаба пока в Россию не торопятся. Другой вариант развития событий, при котором поменяется расстановка сил – произойдет консолидация мелких ритейлеров, что позволит им успешно бороться с лидерами рынка. Именно такой сценарий собираются реализовать челябинская «РемБытТехника» и ростовский «Эксперт».
Про «РБТ» читателям Chel.ru, наверняка, хорошо известно, но что из себя представляют ростовчане? Это молодая фирма, открывшая свои первые магазины в Ростовской области в феврале 2004 года. Уже через 10 месяцев сеть «Эксперт» насчитывала 63 магазина в Подмосковье, Поволжье, Урале (в Миассе, Златоусте и других небольших городах Челябинской области) и Юге России. Оборот «Эксперта» за 2004 год – $60 млн. У «РемБытТехники» цифры доходов более впечатляющие: при 36 магазинах оборот компании за прошлый год составил $129 млн. Но, по мнению экспертов, нужно учитывать, что сумма оборота «Эксперта» меньше реальной емкости сети, на конец 2004 года она составляла $120-130 млн., а если прибавить еще оборот «РемБытТехники», то получится цифра, близкая к $250 млн. А это, автоматически, уже пятое место в России! Но и пятое место для челябинско-ростовской компании не является пределом. Объединенный «Эксперт» до конца 2005 года планирует довести количество магазинов в России до 600, получится – третье место обеспечено.
На челябинском рынке дела обстоят следующим образом. Примерно 40 процентов рынка удерживает сеть «Эльдорадо», 30 процентов у «РемБытТехники», 20 процентов – «М.Видео», 10 процентов – «Мир» и остальные. Это очень приблизительные цифры, в том же «Мире» считают, что их компания в южноуральской столице твердо удерживает 14% рынка. У «Голованов и К» – свои данные, у «НАЙФЛ» – свои. Однако рядовой покупатель уже в ближайшие месяцы почувствует изменения, связанные с объединением «РБТ» и «Эксперта». В первую очередь изменится ассортиментный ряд. Именно тщательно выверенный ассортимент «Эксперт» продвигает как свой основной маркетинговый козырь. Низкие цены и выгодные кредиты предлагают потребителю практически все игроки, объединенный «Эксперт» планирует занять пока свободную нишу, делая упор на ассортиментную политику. Во-вторых – цены в челябинских магазинах «Эксперта» («РемБытТехники») должны понизиться. В-третьих, должен вырасти уровень квалификации персонала. То есть современный слоган «РБТ» – «Профессионализм и широкий выбор техники» изменится на «Лучшее из возможного».
Что думают по поводу выхода на рынок Челябинска по сути нового игрока другие фирмы, имеющие в городе магазины по продаже техники?
В компании «НАЙФЛ» от комментариев пока предпочли воздержаться, по словам руководителей, им неизвестны детали объединения «Эксперта» и «РемБытТехники», пока неясно, кто кого поглотил и как будут в дальнейшем развиваться события. Хотя, по мнению специалистов «НАЙФЛ», в принципе, объединение крупных партнеров – это хороший шаг для дальнейшего развития бизнеса. Но пока с подобными партнерами «НАЙФЛ» контакт не установил.
Важно, что ни «НАЙФЛ», ни еще один региональный продавец техники – фирма «Голованов и К», по большому счету, могут объединение «Эксперта» и «РемБытТехники» не заметить. Их магазины рассчитаны на живущего рядом покупателя, фактически, локального клиента, они не заманивают к себе челябинцев широчайшим ассортиментом. А вот строящим свой бизнес именно на большом разнообразии товаров фирмам «Мир» и «М.Видео», видимо, стоит видеть в лице «Эксперта» чрезвычайно опасного конкурента. Но пока...
«Не думаю, что объединение «РемБытТехники» и «Эксперта» вызовет какие-то колоссальные изменения на челябинском рынке продаж аудио-видео и бытовой техники, – говорит директор магазина «М.Видео» Анастасия Лейви. – Что они предлагают? Низкие цены... Но до бесконечности демпинговать невозможно, демпинг ударит по самой же компании, из-за низкой заработной платы начнет уходить квалифицированный персонал. Экономия средств может серьезно затормозить развитие, ведь аренда новых магазинов требует все новых и новых денег, а где их взять при заниженных ценах? Да и низкие цены на сегодня, по моей оценке, уже не главное, на первый план для потребителя выходит качество товара. У «М.Видео» сейчас есть свой покупатель в Челябинске, есть он и у «Мира», так что наша компания особых опасений в связи с объединением «РемБытТехники» и «Эксперта» не испытывает».
Есть у предстоящего объединения и еще один аспект. В ближайшие два месяца ко всем вывескам магазинов «РемБытТехники» добавится слово «Эксперт», а до конца года общий бренд вытеснит знакомую аббревиатуру «РБТ». Не слишком ли рискован этот шаг, и насколько экономически оправдано убийство бренда, в который было вложено немало средств?
«Риск, конечно, есть, а вот принесет он убытки или обернется доходами – это зависит от продуманности и эффективности тактики смены бренда, – считает консультант по маркетингу и брендингу Марина Гуляева. – В мире есть пример удачной смены очень популярного бренда, вспомните, когда Gold Star за считанные месяцы превратился в LG. Корейские специалисты подошли к тактике чрезвычайно взвешенно и добились успеха. Челябинск знает пример и неудачной, на мой взгляд, смены раскрученного бренда, когда универмаг «Северо-Западный» неожиданно для покупателей превратился в «Теорему». Хозяева магазина просто сменили вывеску, не потрудившись людям объяснить причину изменения наименования, не рассказав о новом смысле нового бренда. Что касается «РемБытТехники», то я не назвала бы этот бренд удачным, в нем заложены советские традиции ремонта бытовой техники, память о которых нельзя назвать доброй, скорее, наоборот. Так что смена бренда «РБТ» на «Эксперт» пойдет компании только на пользу».