Бизнес Куда катимся?

Куда катимся?

Транспортные перевозки могут быть очень рентабельными и приносить большую прибыль. Такой вывод можно сделать, проанализировав динамику развития рынка маршрутных такси в Челябинске. За два с половиной года в южноуральской столице количество маршрутов...

Транспортные перевозки могут быть очень рентабельными и приносить большую прибыль. Такой вывод можно сделать, проанализировав динамику развития рынка маршрутных такси в Челябинске. За два с половиной года в южноуральской столице количество маршрутов следования увеличилось с пяти до 99, а число желтых «Газелей» возросло до 1000 штук. Интересно, что рынок маршрутных перевозок неоднороден и не имеет определенной структуры. Маршрутные такси принадлежат как муниципальным учреждениям, так и частным структурам: юридическим и физическим лицам – обычным частным предпринимателям.

Недавно Челябинскую область потрясло известие о случае, произошедшем в Магнитогорске. Там на маршруте была обстреляна «Газель», перевозившая пассажиров. По информации следственных органов, это был акт запугивания конкурентов и дележа рынка маршруток. Никто не пострадал, но сам факт того, что один владелец или владельцы маршрутных такси пошли на такой решительный шаг для устранения конкуренции, говорит о серьезной прибыльности этого бизнеса.

Нездоровую конкуренцию между маршрутками можно наблюдать и в Челябинске. Двигаясь по дороге, водители желтых «Газелей» постоянно обгоняют друг друга, рискуя жизнью пассажиров и других участников движения, в надежде собрать и перевезти как можно больше человек. Это объясняется простой экономической выгодой. Водитель находится на сдельной работе, его зарплата напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров. А владелец предприятия заинтересован больше не в цивилизованности своего бизнеса, а в получении максимального количества прибыли.

Усугубляет ситуацию то, что все наиболее выгодные маршруты Челябинска уже перенасыщены маршрутными «Газелями». По словам владельцев фирм-перевозчиков, существует только два района с платежеспособным населением. Это Северо-Западный и Центральный. Именно по этим двум направлениям двигается наибольшее число «маршруток» в городе. Большинство людей из Тракторозаводского, Ленинского и Металургического районов предпочитают передвигаться на автобусах, троллейбусах и трамваях. А пускать машины впустую, с малым количеством пассажиров предпринимателям не выгодно.

«На маршрутах, приносящих мало денег, никто работать не будет, – говорит директор частного предприятия перевозчиков «Первая Гильдия» Алексей Мазнёв. – Нам нужно обслуживать, ремонтировать машины, платить водителям. А на маршрутах, где машины ходят пустыми, я только трачу деньги на топливо. Вот и получается, что все перевозчики хотят работать только на «обкатанных» маршрутах. Поэтому возникают параллельные, дублирующие направления маршрутных такси, а пассажиропоток на этих направлениях остается неизменным, то есть людей, готовых заплатить деньги, примерно столько же. Вот водители разных предприятий и обгоняют, а иногда и подрезают друг друга, чтобы побольше заработать».

Вообще ситуация на рынке маршрутных такси Челябинска складывается парадоксальная. С одной стороны, основные маршруты настолько перегружены, что с Северо-Запада, через Центральный район, на АМЗ или вокзал «маршрутки» идут друг за другом, с очень маленьким интервалом. Практически в одном направлении пролегают 84, 22, 55, 74, 40, 48 маршруты и так далее… И различие в маршрутах незначительное, разве что одна «Газель» проезжает на остановку дальше от конечной другой. С другой стороны, в «рабочие» районы маршруток ходит мало, и ждать их людям приходится от 15 до 45 минут. На маршрут все свои машины предприниматели выпускают в самое выгодное для них время, то есть в часы пик. С утра же в рейс выходит ограниченное количество машин, чтобы из-за слабой наполняемости не тратить зря горючее. То есть, в принципе, рынок выгоден для бизнесменов, но потребителям приходится довольствоваться теми услугами, которые им предлагают.

Значительной проблемой для рынка является отсутствие структуры управляющей и организующей процесс расчета потока пассажиров на старых маршрутах и доработку новых.

«По большому счету никто не занимается такими расчетами, – говорит начальник транспортного цеха ФГУП Завод «Прибор» Эдуард Рукосуев. – То есть квот на определенный маршрут нет. А рассчитывать, сколько можно запускать машин по одному маршруту, необходимо! Можно поставить 40 такси в одном направлении, это выгодно МУП «Челябгортранс», потому что, чем больше машин, тем больше мы платим за диспетчерское обслуживание. Даже если машины встанут «паровозиком», они только в ладоши захлопают. Потому что это деньги. Радоваться не будут только транспортная инспекция и ГИБДД, так как им будут обеспечены сплошные нарушения».

Урегулировать отношения между инспекторами ГИБДД и водителями маршрутных такси тоже достаточно трудно. Во-первых, многие частные предприниматели и организации, занимающиеся маршрутными перевозками, пользуются наемной техникой и водителями, чтобы минимизировать затраты. То есть, не нужно тратить деньги на покупку и обслуживание автомобиля, можно взять его у фактического владельца (часто водителя) в аренду. А в случае, предположим, аварии затраты на ремонт или возмещение ущерба пострадавшим лягут на плечи водителя. Во вторых, многие бывшие или даже действующие высокие чины ГИБДД в качестве частных лиц сами участвуют в маршрутном бизнесе. Понятно, что у водителей таких «частных предпринимателей в погонах» невольно возникает чувство безнаказанности. И операции ГИБДД под названием «Маршрутка» их не сильно беспокоят.

Можно отметить и исключительную закрытость этого рынка. Несмотря на то, что только девятая часть маршруток является муниципальной, лицензии на этот вид бизнеса выдаются чиновниками. И по выражению человека, начинавшего маршрутное движение в Челябинске, «предпринимателю, не имеющему серьезных связей или административного ресурса, в этот бизнес не попасть». Тем более, что летом прошлого года принято постановление главы города, в соответствии с которым «Челябгортрансу» поручено прекратить организацию новых и изменение действующих маршрутов.

«У нас позиция очень жесткая, – говорит заместитель начальника «Челябгортранса» Наталья Черных. – За работу определенного маршрута несет ответственность один-единственный предприниматель. Суть этого только в персональной ответственности, чтобы потом не возникло желание переложить ее на кого-то другого. Для каждого маршрута существует определенный график, и здесь мы стараемся не создавать конфликты непосредственно внутри маршрута. Иначе налицо будут признаки нездоровой конкуренции. Для этого мы согласовываем количество работающих машин на каждом маршруте».

Четко прогнозировать тенденции рынка маршрутных такси пока не представляется возможным. В настоящее время у владельцев частных маршрутных такси нет никакого стимула формировать и улучшать свой бизнес. Спрос гораздо выше предложения. Рынок маршруток Челябинска еще находится в совершенно не оформившемся, в смысле качества услуг, состоянии. Но уже есть основные участники. Хотя все они ориентируются только на получение прибыли, не вкладывая денег в развитие, не заботясь о комфорте и удобстве потребителя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления