Бизнес «Незабудка-Алкоголь» завязала

«Незабудка-Алкоголь» завязала

Компания «Незабудка-Алкоголь» решила свернуть оптовый алкогольный бизнес. Об этом Chel.ru рассказал владелец компании Денис Кошелев. По его словам, это решение связано c ситуацией, сложившейся на рынке, и проблемами, возникшими в отношениях между...

Компания «Незабудка-Алкоголь» решила свернуть оптовый алкогольный бизнес. Об этом Chel.ru рассказал владелец компании Денис Кошелев. По его словам, это решение связано c ситуацией, сложившейся на рынке, и проблемами, возникшими в отношениях между дистрибьюторами, поставщиками и розничными предприятиями. Владельцы компании намерены сосредоточиться на других направлениях своей деятельности.

Компания «Незабудка-Алкоголь», специализируясь на оптовых поставках вино-водочной продукции, до недавнего времени была одним из четырех самых крупных игроков на местном рынке алкоголя. Основными конкурентами являлись «Трактороторг» (к концу 2004 года лидер по объемам продаж), «Мавт» (разница в объемах продаж по сравнению с лидером порядка 20 миллионов рублей в месяц), «МТ-сервис». По информации Дениса Кошелева, объем продаж с 2001 по 2004 год увеличился примерно в 3 раза и к концу 2004 года составлял порядка 50 миллионов ежемесячно (для сравнения, среднемесячный оборот «Мавта» в 2003 году составлял около 70 миллионов рублей). «Незабудка-Алкоголь» имела несколько эксклюзивных дистрибьюторских контрактов: по водке с ТПГ «Кристалл» (водка «Гжелка»), с заводом «Исток», с компанией «Русский рецепт», до июня 2005 года – с ЛВЗ «Союз-Виктан», по элитным спиртным напиткам – с Perno Ricar и т.д. В 2004 году от общего объема продаж около 40% составляла водка («Мавт» в 2003 году – 50%), 40% – вино, 20% – коктейли, шампанское, элитный алкоголь. Компания сотрудничала более чем с 500 клиентами, среди которых «Молния», «Дикси», «Пятерочка», крупные рестораны города.

Осенью 2002 года «Незабудка-Алкоголь» вышла из группы компаний «Незабудка». По словам Дениса Кошелева, произошло это потому, что у соучредителей к тому моменту были разные интересы в сфере бизнеса. Владелец компании «Незабудка» Алексей Заварницин занялся сетью розничных магазинов, а Денис Кошелев и компаньоны сосредоточились на оптовых поставках алкоголя массового спроса. Кроме того, развивались еще два направления: торговля спиртными напитками класса «premium» и деликатесными продуктами («Пятый океан» с 1999 года), а также поставка продуктов питания в Тюменскую область («Северная корпорация» с 1997 года). К началу 2004 года «Незабудка-Алкоголь» догнала по ряду показателей ближайшего конкурента – компанию «МТ-сервис».

Однако в конце июня 2005 года владельцы компании приняли решение свернуть бизнес по оптовым поставкам алкоголя, объясняя это сложившейся на рынке ситуацией и, прежде всего, сложностями в отношениях дистрибьюторов, поставщиков и розничных предприятий. С одной стороны, по словам Дениса Кошелева, у поставщиков нет внятной политики по отношению к дистрибьютору. «Большинство производителей и поставщиков требуют постоянного увеличения объема продаж, не принимая во внимание ничего, кроме собственного развития. В итоге на складах дистрибьютора скапливается огромное количество товара, который сложно продать», – говорит он. Так, например, у «Незабудки-Алкоголь» было шесть водочных контрактов. «Водочная линейка» состоит из 20-30 наименований, и весь ассортимент производителя компания должна продавать, иначе может потерять бонус, контракт и прочее. Как стало известно, в 2005 году один из поставщиков «Незабудки-Алкоголь» запланировал увеличение объема продаж в Челябинске и области на 70%. По мнению специалистов, на данный момент рынок уже перегружен продукцией, следовательно, существенно увеличить объем продаж можно только в том случае, если товар новый, интересный и есть серьезная маркетинговая программа по его продвижению. При этом стоит учитывать сезонные колебания в потреблении алкоголя: сезон для крепких напитков – с сентября по март (наибольшее количество товара отгружается в ноябре и декабре), для вин и коктейлей – лето (пик приходится на июль).

С другой стороны, за последний год отсрочка платежа при продаже алкогольной продукции розничным предприятиям увеличилась в несколько раз. Если два года назад она составляла 2-3 недели, то сейчас, по словам Дениса Кошелева, – 2-3 месяца, при этом большинство поставщиков дистрибьютору такой отсрочки не предоставляет. Многие же клиенты не вписываются и в эти сроки. «Привлекать инвестиции невыгодно, потому что основная денежная масса находится у производителя или в рознице, а проценты выплачивает дистрибьютор. В результате дистрибьютор превратился в дойную корову, которая финансирует развитие поставщика и розницы», – считает он.

Специалисты полагают, что проблемы в отношениях между дистрибьюторами, поставщиками и розничными предприятиями связаны со слабой структурированностью алкогольного рынка. По оценкам некоторых из них, отставание от пивного рынка составляет от 5 до 9 лет и обусловлено, во-первых, чрезмерным регулированием со стороны государства, во-вторых, высокой степенью криминализации на начальном этапе его формирования.

Как стало известно, еще в 2004 году у владельцев «Незабудки-Алкоголь» были амбициозные планы увеличить объем продаж и приблизиться к лидерам. Это требовало привлечения дополнительных инвестиций, обеспечить которые компания рассчитывала собственными активами. По мнению информированных источников, такой шаг был достаточно рискованным и мог привести компанию к банкротству, так как обслуживание кредитов в сложившейся ситуации резко уменьшало доходность. К концу 2004 года объем продаж у «Незабудки-Алкоголь» по сравнению с конкурентами уменьшился; несколько контрактов компании перестали быть эксклюзивными; кроме того, дважды поменялось руководство. В итоге решение свернуть бизнес, считают специалисты, стало правильным и свидетельствует о том, что проблемы в компании не зашли слишком далеко.

Владельцы бизнеса, оставив поставки алкоголя, решили сосредоточиться на других направлениях своей деятельности в рамках фирм «Пятый океан» и «Северная корпорация». Кроме того, недавно в Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ) компания запустила с нуля новый торговый комплекс, а в ближайшее время планирует открыть в Тюменской области сеть гипермаркетов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления