27 сентября депутаты Челябинской городской думы поддержали проект федерального закона «О государственном регулировании цен на моторное топливо». Согласно документу, в случае значительного подорожания топлива государство сможет устанавливать фиксированный размер оптовых цен и торговой надбавки на ГСМ. Таким образом авторы законопроекта рассчитывают стабилизировать ситуацию, связанную со стремительным ростом цены на топливо. Участники рынка и аналитики сомневаются, что проблему удастся решить таким образом. По их мнению, введение госрегулирования может привести к дефициту, что только усугубит и без того непростую ситуацию на топливном рынке. Тем не менее законопроект в ближайшее время должен поступить на рассмотрение в Госдуму.
В последнее время цены на нефть на мировом рынке стремительно растут. Это не может не отражаться и на внутреннем рынке. Согласно данным Госкомстата РФ, средняя цена на автомобильный бензин в Челябинске с января по сентябрь выросла с 13,30 руб/л до 15,46 руб/л. Но если рост цен на мировом рынке играет на руку государству, но инфляция внутри страны невыгодна никому. «Я как руководитель самой крупной группы молокоперерабатывающих предприятий на Урале хорошо понимаю, к чему приведет нынешнее положение дел, – говорит автор законопроекта депутат городской думы Дмитрий Еремин. – Последует удорожание продукции во всех отраслях».
Чтобы этого избежать, разработчики законопроекта предлагают при значительном подорожании ГСМ включать рычаги государственного регулирования. Значительным повышением цен на моторное топливо признается экономическая ситуация в регионе, когда рост оптовой или розничной цены на ГСМ превышает запланированный при разработке федерального бюджета месячный уровень инфляции на 1-2 процента или зафиксированное повышение в регионе цен по сравнению соответствующим периодом прошлого года на 3-4 процента. При этом регулировать оптовые цены будет федеральное правительство, а торговую надбавку – региональные власти. «Розничная цена зависит от многих факторов: от наличия нефти в регионе, от стоимости доставки и так далее, – отмечает г-н Еремин. – Все эти факторы должны быть приняты в расчет при определении торговой надбавки».
Участники рынка ГСМ в один голос заявляют, что государственное регулирование цен на бензин может обернуться дефицитом и очередями. «Правительство Украины предпринимало попытку вмешаться в рынок и зафиксировать цены, – вспоминает заместитель директора по экономике и финансам «ЛукойлЧелябНефтепродукт» Денис Рушанин. – Это закончилось тем, что заводы снизили выработку нефтепродуктов, некоторые закрылись на незапланированный ремонт. В итоге президент страны был вынужден извиняться за действия правительства».
По мнению директора компании «Экодизель» Алексея Савинкова, внести ясность в отношения государства и производителя могло бы введение квот на продажу внутри страны. «Любое ограничение приведет к дефициту, – подчеркивает он. – Государство должно, прежде всего, отрегулировать количество топлива на внутреннем рынке. Конкуренция приведет к снижению цены, а затраты нефтяные компании будут компенсировать за счет внешнего рынка».
Сейчас документ дорабатывает рабочая группа, состоящая из депутатов Гордумы и чиновников городской администрации. «Гонцом» для передачи документа в Госдуму челябинские депутаты выбрали депутата Госдумы от Челябинской области Павла Крашенинникова. Он должен в течение ближайших двух недель передать его на рассмотрение в комитет по промышленности, топливу и энергетике. «Этот законопроект упорядочивает отношения нефтяных компаний и потребителей, – оценивает депутат. – Если нефтяников с помощью налогообложения стимулировать продавать на внутреннем рынке, они вряд ли будут сильно возражать». По словам Дмитрия Еремина, закон может быть принят до конца года.