Бизнес Битва за тепло

Битва за тепло

Мэрия Челябинска отказалась от идеи создания единого поставщика тепла городу. Об этом заявил первый вице-мэр Сергей Давыдов. Причиной, по его словам, стал иск «Челябинской генерирующей компании» к гордуме, законодательно поддержавшей инициативу...

Мэрия Челябинска отказалась от идеи создания единого поставщика тепла городу. Об этом заявил первый вице-мэр Сергей Давыдов. Причиной, по его словам, стал иск «Челябинской генерирующей компании» к гордуме, законодательно поддержавшей инициативу администрации. Появление универсального поставщика энергии, по мнению представителей муниципалитета, позволило бы справедливо распределять средства, полученные от населения, между всеми участниками рынка теплоснабжения. Руководство генерирующей компании считает более приемлемым для города вариантом передать все теплоснабжение Челябинска в одни руки.

Основной производитель тепловой энергии для Челябинска – «Челябинская генерирующая компания» (ЧГК) – контролируется «Территориальной генерирующей компанией-10» (ТГК-10), созданной на основе ОАО «Челябэнерго» и ОАО «Тюменьэнерго». Доля ЧГК на рынке теплоснабжения составляет порядка 80% при себестоимости 268 руб/Гкал. Остальные 20% теплоэнергии производят 37 муниципальных и принадлежащих предприятиям котельных, себестоимость тепла которых составляет до 1500 руб/Гкал.

Идею создания универсального поставщика теплоэнергии администрация города объясняет необходимостью справедливого распределения средств на рынке теплоснабжения. По мнению первого вице-мэра Сергея Давыдова, 100-процентная предоплата, требуемая ЧГК, приводит к тому, коммерческие риски, связанные с неплатежами населения, ложатся на остальных участников рынка теплоснабжения и на жилищные организации. «Тариф на тепло для населения один и он равняется затратам ЧГК, при этом себестоимость тепла, производимого котельными, по ряду объективных причин значительно выше, – рассказал Сергей Давыдов. – В результате в 2005 году мэрии пришлось изыскивать 56 миллионов рублей на то, чтобы подготовить котельные к отопительному сезону. По новому жилищному законодательству в 2006 году бюджет ни под каким видом не сможет дотировать котельные, поэтому было принято решение установить единый тариф и на конкурсной основе определить универсального поставщика энергии, который бы покупал теплоэнергию у всех участников рынка и распределял бы затраты на ее производство и транспортировку также между всеми участниками рынка».

Идею создания единого поставщика теплоэнергии законодательно поддержала городская дума. По мнению председателя гордумы Сергея Комякова, нынешняя ситуация плачевно сказывается не только на других участниках рынка теплоснабжения, но и на жилищном хозяйстве. «Генерирующая компания как монополист аккумулирует все средства у себя и решает прежде всего проблему собственных затрат, остальные вынуждены ходить с протянутой рукой, – прокомментировал он. – Задолженность населения по теплоэнергии составляет порядка 10-15%, в результате жилищные компании вынуждены выплачивать деньги, полученные на содержание жилья, генерирующей компании, таким образом денег на обслуживание жилого фонда просто не остается».

ЧГК отнеслась к инициативе мэрии негативно, подав иск в арбитражный суд. Представители компании считают, что из-за «промежуточного» звена производитель энергии недополучит 10-15% платежей и не сможет направить эти деньги на модернизацию сетей, кроме того, появление универсального поставщика может привести к росту тарифов на тепло. «На создание и содержание посреднической фирмы необходимы немалые средства и заплатить за это должен бюджет города или потребители тепла», – прокомментировал источник в ТГК-10. Однако мэрия уверена, что появление посредника никак не сказалось бы на тарифах для населения. «В тарифах ТГК заложено на работу по сбыту тепла 49 миллионов рублей, – сказал Сергей Давыдов. – Если бы поставщик появился, то часть средств была бы переведена на работу этой компании». Более того, в администрации считают, что при отсутствии пропорционального распределения денег между производителями тепла расходы на содержание котельных лягут на плечи населения, которое по новому законодательству будет оплачивать 100% коммунальных услуг.

Генерирующая компания видит выход в передаче всех котельных, а также функций по доставке тепловой энергии и расчетам за нее ТГК-10. «Такая схема эффективно работает в Тюмени: все функции по теплоснабжению города находятся в одних руках, поэтому энергокомпания несет 100-процентную ответственность и гарантирует надежное теплоснабжение, – прокомментировали сайту Chel.ru в компании. – При дроблении функций по теплоснабжению между несколькими компаниями сложно найти ответственного за конкретные неполадки, появляется неразбериха и бесконтрольность»

Несмотря на то, что арбитражный суд еще не вынес своего решения по иску ЧГК, мэрия отказалась от идеи создания универсального поставщика теплоэнергии. «На конкурсе будет определена сбытовая компания, работающая с котельными, потому что затраты котельных должны быть покрыты, – прокомментировал Сергей Давыдов. – В остальном схема поменяется: генерирующая компания будет иметь дело не с жилищными организациями, а напрямую с населением, поэтому все коммерческие риски, связанные с неплатежами, производителю придется брать на себя». При этом администрация города рассчитывает уменьшить долю монополиста на рынке.

Однако и в этой ситуации стороны не теряют надежды найти компромисс, объясняя свои позиции благом горожан. «Мы могли бы прийти к соглашению, но при этом не стоит рассматривать городскую власть как врага, посягающего на преференции и льготы», – говорит Сергей Комяков. По словам генерального директора ТГК-10 Андрея Шишкина, компания готова к мирным переговорам. «Чтобы напряженность между мэрией и генерирующей компанией не коснулась горожан, нам необходима совместная работа и поиск оптимальных решений», – сказал он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления