В новом концертном сезоне камерному оркестру «Классика» исполнится 20 лет. Сегодня он обрел статус филармонического и уверенность в завтрашнем дне. У его создателя и руководителя Адика Абдурахманова огромные и захватывающе интересные планы. Но мы говорили и о трудных временах, которые воспитывали, закаляли, обжигали этот коллектив. А спасала только любовь.
Если бы не было «Классики»...
— Адик Аскарович, «Классике» в этом году исполнится 20 лет. И практически все эти годы вы не имели никакого бюджета, никаких зарплат. Как удалось сохранить оркестр?
— Всегда было очень сложно, пока мы не стали филармоническим оркестром. Мы существовали в свободном полете, делали программы и сами должны были их продавать. А что продается в Челябинске? Доступная музыка, понятная многим.
— Так называемая поп-музыка в классике?
— Да. Правда, мы всегда делали вкрапления серьезной музыки в популярные программы, иногда это получалось, иногда шло тяжело. Если мы играем произведение в Германии и оно идет там на ура, это не говорит о том, что точно так же оно пройдет и в Челябинске. Наш город не обогащен музыкальными традициями. Недавно приезжал в Челябинск пианист Семен Сон, у нас с ним в ноябре будет концерт. Он послушал, как мы играем, и был восхищен. Само собой, всего можно добиться только трудом. И мы работаем не только ради публики, но и ради себя. И в те трудные годы мы тоже работали для себя, работали честно, чтобы расти, чтобы не умереть в творческом плане.
— Вы предпринимали какие-то попытки обрести статус, твердую финансовую почву?
— Неоднократно. Одно время даже появилась надежда стать муниципальным оркестром, но не сложилось. Хотя без тени ложной скромности скажу: мы к тому времени уже являлись лицом города и лицом области. Нас уже приглашали на гастроли в другие города, где мы представляли Челябинск, Южный Урал. Нас приглашали с концертами в Европу, и мы представляли Россию. А на самом деле по-прежнему оставались в свободном полете. Да, были времена очень тяжелые. Помню, как-то со скрипачом нашего оркестра Юрием Волгиным мы показывали друг другу свои концертные туфли: у меня были трещины по всей подошве, а у него кожа сбоку лопнула на ботинках. (Смеется). И вот в таких туфлях мы выходили на сцену. Сейчас Юра Волгин живет в Испании, преподает, все у него хорошо, много учеников. Не так давно он приезжал в Челябинск, мы слушали наши старые записи и он сказал: «Сделай мне копию, мы так интересно это играли»!
Адик Абдурахманов — заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Классика» ЧГКО, заведующий кафедрой оркестрово-струнных, духовых и ударных инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор.
— То есть оркестр все эти годы хранила любовь?
— Любовь к музыке. Честно скажу, если бы у меня в Челябинске не было «Классики», я бы просто запил или уехал бы. Да, я тогда работал в оперном театре, все было не так уж и плохо. Но стимула к росту не было: играешь хорошо — хорошо, играешь плохо — тоже хорошо. В такой обстановке музыкант умирает. И вот я стал находить музыкантов, которые тоже не хотели прозябать. То есть начал создавать для себя круг ребят, в которых был огонь творчества. А потом просто обязан был заряжать их постоянно новой энергией, чтобы им не расхотелось творить. Это сейчас ко мне тянутся лучшие музыканты, у меня есть результат, есть имя. А тогда я был одним из них и было все не просто. Нужно было много работать, чтобы все время находиться в творческом процессе. Не будешь сам идти и тянуть за собой других — ничего не получится. Нужно заразить желанием творчества других и идти вперед. И сегодня я ни в коем случае не считаю себя диктатором камерного оркестра, просто иду впереди единомышленников. Это сейчас у них есть зарплата и можно спросить серьезно за то, что не сделано или сделано плохо, а тогда зарплаты не было. Но мне удавалось внушить ребятам, что к делу нужно всегда относиться честно. Если не любишь свое дело — нужно уходить. Эта профессия не любит равнодушных.
— Приходилось расставаться с людьми?
— У нас это было проще. Если приходил человек другой крови, он вскоре это чувствовал и сам уходил. Уходили те, кто не мог жить в этом темпоритме и в этом тонусе. Кроме того, что мы делали на репетициях, мы должны были много самостоятельно заниматься, чтобы каждый оркестрант мог играть соло и каждый мог работать в ансамбле.
Так еще никто не играл
— Удавалось находить в те годы хоть какую-то поддержку?
— Очень хорошо нас поддерживала Надежда Дида, которая в те времена занималась программой «Новые имена». Мы выступали с талантливыми детьми, для «Новых имен» оркестр всегда готовил серьезную программу. Заказывали нам концерты министерство культуры, министерство образования. Но это было не часто. А спонсоров тогда не было. Сами мы делали концерты для школ искусств, во дворцах культуры выступали... Кстати, этот рынок у нас до сих пор пустует А сейчас, когда мы официально стали оркестром Челябинской филармонии, мы играем не только известную и понятную всем музыку, мы уже стараемся публику за собой вести — исполняем произведения современных композиторов, музыку классиков, которая очень редко исполняется.
— Получается вести за собой?
— Об этом говорят полные залы на наших концертах.
— Какие концерты последнего сезона стали наиболее важными для оркестра?
— Само собой, это концерты фестиваля «Денис Мацуев представляет...». К примеру, с замечательным альтистом Максимом Рысановым на втором фестивале мы играли произведение Леонида Десятникова «Как старый шарманщик» — очень сложное и в смысле ремесла музыкантов, и для восприятия слушателями. Чтобы такая музыка стала доступна многим, ее нужно очень хорошо сыграть. Фестиваль Дениса Мацуева интересен уже тем, что каждый раз в Челябинск приезжают новые музыканты — молодые, но очень востребованные в мире. На концертах фестиваля исполняются сложные произведения, многие из которых в Челябинске звучат впервые. И потому работать очень интересно.
— Да, музыканты, которых привозит Денис Мацуев, действительно, становятся открытием для нас.
— И как они работают на сцене! С такой огромной отдачей! Какие овации им в области устраивали! Честно ребята работают. И это очень хорошая школа для музыкантов нашего оркестра. Наши молодые музыканты сразу же влюбляются в этих исполнителей, потому что они замечательно играют, по-настоящему звучат. За ними хочется идти. Они ведут себя на сцене, как спортсмены на олимпийских играх, — выкладываются полностью. Это настоящие музыканты. Скрипач Сергей Крылов, который был участником первого фестиваля Дениса Мацуева, недавно прислал мне ссылку на запись концерта Баха, которую он сделал с оркестром Литвы. Я такого исполнения Баха еще не слышал. Очень необычное прочтение этой музыки, не ординарное. Так еще никто не играл! Вот так надо работать.
Счастье жизни
— Жаль, что музыка современных композиторов в Челябинске звучит крайне редко.
— Надеюсь эту ситуацию постепенно изменить. Кстати, в декабре и феврале мы будем исполнять музыку Маргариты Зеленой, посвященную писателю Чингизу Айтматову. Будет мировая премьера. Эту музыку еще не исполняли нигде, хотя Маргарита Зеленая очень востребованный композитор на Западе.
— Почему премьера состоится в Челябинске?
— Мы с Маргаритой познакомились случайно и выяснилось, что до 14 лет она училась в Челябинске, а потом поступила в десятилетку Московской консерватории, позднее окончила саму консерваторию, а потом уехала в США. И она захотела, чтобы ее произведение прозвучало в Челябинске. Очень хочу, чтобы моя ученица Лера Авербах сочинила музыку для оркестра «Классика». Сегодня это тоже очень востребованный в Европе и Америке композитор. И в Москве были ее премьеры. А вот в Челябинске пока не было. В новом сезоне будет еще одна премьера из современной музыки — мы исполним произведения российского композитора Адриана Корчинского. Четыре его концерта для фортепиано, скрипки и камерного оркестра. Такой интересный проект нам предложила Московская филармония и приедет играть московская пианистка Дарья Чайковская. Это будет музыка воды, музыка огня, музыка земли и музыка воздуха. Только начал разбирать произведение, интересная музыка.
— Надеетесь, что в итоге современная музыка увлечет и челябинцев?
— Уверен, что так и будет. Современные композиторы создают гениальные произведения. Когда я разбираю музыку того же Десятникова, я восторгаюсь — возможно ли, чтобы человеческая голова могла это придумать?! Это не просто вкусно, это же идеально! С одной стороны, очень гармонично и логично, с другой, очень неординарно. Чтобы слушатель смог понять это и полюбить, он должен услышать современную музыку в хорошем исполнении. Знаете, я часто вспоминаю уроки в музыкальном училище, когда мы прослушивали произведения современных композиторов. Тогда сложно было достать записи, не было Youtube, ничего не было. И вот мы приходили в класс на прослушивание, включали что-то из Дмитрия Шостаковича, например... Проходило несколько минут и некоторые студенты просто засыпали. Настолько эта музыка казалась нам сложной. Только к концу обучения ты понимаешь, какая это гениальная музыка. Важно не утратить интереса к новому, нужно всегда и всему удивляться. В этом, может быть, и заключается счастье жизни.
Просветленная ночь
— Когда пригласите челябинцев на юбилейный концерт «Классики»?
— В апреле, скорее всего. Сценарий юбилейного концерта полностью еще не разработан, но надеюсь, что вести его будет Константин Рубинский. У нас с ним было много совместных музыкально-поэтических программ, и даже записаны диски: «Карнавал животных», «Петя и волк». Признаюсь, готовить такие программы непросто и этим мало кто может похвастать в России. Но дело в том, что Константин — не только замечательный поэт, он прекрасно чувствует музыку, музыкальную фразу, паузу... Я вспоминаю наш первый такой концерт «Аромат танго», когда во время исполнения музыки Костя вставлял свои стихи и они не просто гармонично вписывались в программу, но помогали глубже раскрыть музыкальное произведение. И он вызывал тогда восторг не только у слушателей, но и музыканты, проникаясь духом поэзии, начинали играть с такой душой! А это же замечательно, когда каждый музыкант выкладывается максимально. Поэтому у меня есть желание сделать с Константином Рубинским целый цикл музыкально-поэтических концертов.
— Будете приглашать на юбилей музыкантов из первых составов «Классики»?
— Да, хочу пригласить музыкантов, которые с нами начинали, есть записи тех концертов, из которых можно сделать видео-ряд, чтобы вспомнить, с чего начиналась «Классика», и понять, каким оркестр стал. Но весь этот сезон для «Классики» станет юбилейным, запланировано 44 концерта. Вновь мы будем играть с известными музыкантами: с гитаристом Флавио Сала, с пианисткой Дарьей Чайковской, с солистами, которых пригласит в Челябинск Денис Мацуев. Будет великолепный концерт с профессором Барселонской консерватории Сеней Соном, где прозвучит необычная для нашей публики музыка. Будут выступления и с нашими музыкантами, это тоже всегда интересно, — с Натальей Воронкиной, с Владимиром Хомяковым. Обещаю много нового для наших слушателей. У нас и в прошлом сезоне из 46 программ 33 были новыми.
— Судя по афишам, новый сезон оркестра «Классика» начнется уже 20 августа?
— Да, 20 августа наш сезон откроется концертом в органном зале. Программа называется «Музыка ночи». Мы будем исполнять гениальные произведения: «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, «Ночь» Вивальди, «Лунную сонату» Бетховена, ноктюрны Бородина и Чайковского. И впервые в Челябинске прозвучит произведение Арнольда Шёнберга «Просветленная ночь». Эту музыкальную премьеру мы хотим иллюстрировать видео-рядом, чтобы зал не только слушал, но и визуально понимал, о чем это произведение. Эта сложная и невероятно красивая музыка написана на стихи Рихарда Демеля. Кто такой Арнольд Шёнберг? Это классик ХХ века, который повлиял на все музыкальное искусство этого столетия. Очень интересно это понять, соединить все эти клеточки и передать замыслы гениального композитора, который редко сегодня исполняется. Если кто-то читал «Доктора Фаустуса» Манна, то почти все это написано с Шёнберга. Это была личность в мире музыки. И я хочу, чтобы челябинцы услышали его гениальные произведения.
Всегда!
— А в сентябре вы вновь едете на гастроли в Австрию и Германию?
— Гастроли запланированы с 27 сентября по 15 октября. Семь концертов. Помимо этого в Вене мы будем выступать в Русском культурном центре, где играют все российские музыканты, когда приезжают с гастролями в Вену, потому что в этот зал приходят поклонники русской культуры, русской музыки, много эмигрантов из России, их потомков. В Австрии мы будем исполнять и русскую музыку, и австрийскую. Будем играть произведения, которые очень редко звучат на Западе, — Глазунова, Аренского, Калинникова. Кстати, в прошлом году мы тоже исполняли в Австрии секстеты Римского-Корсакова и Бородина, которые, как выяснилось, ни разу не звучали в Вене. Эта музыка никогда не исполнялась и в Челябинске.
— Нет желания это исправить?
— Думаю, мы сыграем дома эту программу обязательно. В Австрии публика была в восторге от этой музыки, на концерте было много профессиональных музыкантов и они приходили, благодарили, говорили, что музыка просто гениальна. На самом деле, эта музыка — лицо России. И сейчас мы назвали вторую часть гастрольной программы «Русские музыкальные истории».
— И вам заказали произведение современного австрийского композитора?
— Да, мы будем исполнять не только концерты Моцарта (девятый и четырнадцатый) с австрийскими солистами, но также музыку современного австрийского композитора Maria-Theres Hartel: «Маленькое кончерто гроссо» для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра.
— Интересное произведение?
— Когда музыканта спрашивают, какая музыка ему больше нравится, нормальный музыкант отвечает: «Та, которую исполняю сейчас». Потому что ты хочешь понять ее, раскрыть. Музыка этого композитора опирается на австрийский фольклор, и мы попросили прислать нам эти народные мотивы. Нам важно понять фольклор, чтобы сыграть так, как сыграли бы это произведение австрийские музыканты.
— В Австрию вы поедете во второй раз, но с Германием дружите давно.
— В Австрию нас пригласил импресарио Вольфган Казич. А в Германию нас несколько лет приглашал ректор одного из университетов юга Германии Руди Зигерист. Сейчас он уже на пенсии, но услышав, что мы едем в Австрию, организовал несколько концертов в Германии.
— Такое внимание повышает самооценку музыкантов?
— Конечно. Музыканты уже ждут этих гастролей и, само собой, понимают, что представляют не только Челябинск, но Россию. Ведь слушатели приходят на русский филармонический камерный оркестр. И потому ответственность очень большая. Хотя я не устаю повторять: хорошо играть нужно всегда! И в Челябинске, и в районном доме культуры, и в Вене. Всегда!
— Не так давно вы выступали перед китайской делегацией, которая приехала в Челябинск познакомиться с культурными проектами. Пообщались после концерта?
— Да, они говорили, что концерт им очень понравился. Думаю, это было искренне. Китайцы любят русскую музыку. Говорить о приглашении оркестра на гастроли в Китай пока рано, но любопытно было бы там выступить. Сегодня Китай огромное внимание уделяет музыкальному искусству. Там создаются оркестры, открываются музыкальные школы, наши преподаватели едут туда работать, там проходят фестивали. И сегодня китайских музыкантов уже можно встретить практически в каждом оркестре мира, потому что они учатся в лучших музыкальных школах Европы и Америки, в России. И государство это поддерживает, дает большие деньги на образование, покупает тысячи роялей сегодня! Конечно же, интересно выступать в такой стране. К тому же, я понимаю, какую музыку они хотели бы услышать.
— И очень важный вопрос — есть надежда, что на базе камерного оркестра «Классика» будет создан симфонический оркестр филармонии?
— Хочется успеть это сделать. Жизнь проходит. Вот мне исполнилось 50 лет, не успеешь оглянуться, будет 60. Но мы уже сегодня время от времени укрупняем свой оркестр и делаем симфонические премьеры. Я вообще сторонник постепенного роста оркестра. Нужно для начала сделать оркестр из 45 музыкантов, а потом расти потихоньку. Понимаю, что все упирается в деньги, что мы не можем обеспечить музыкантов жильем... Но расти надо, потому что музыканты хотят работать, расширять репертуар. Ради музыкантов это нужно делать. И ради слушателей, конечно же. Они будут только благодарны.