Первая декада нового концертного сезона камерного оркестра «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова будет топовой на события. Гастроли на Мальте, новая поездка в Австрию и Германию, премьера литературно-музыкального проекта, работа со звездными музыкантами, дирижерами и композиторами – все это позволяет говорить о высоком профессиональном статусе коллектива.
Музыкальная рыбка
10 сентября камерный оркестр «Классика» примет участие в юбилейном вечере нашего земляка, известного композитора Юлия Гальперина, который уже много лет живет и работает во Франции.
«Музыка Юлия Гальперина – особенная, ее можно назвать музыкой будущего. Она написана по особым законам, – говорит Адик Абдурахманов. – К примеру, одна из партитур по форме напоминает рыбку, то есть нотный текст в виде рыбки. И эту конфигурацию нужно исполнить. Не скрою, работа предстоит огромная, но я уверен, что современные музыканты должны работать с музыкой современных композиторов, чтобы наращивать собственный профессионализм».
В программе юбилейного вечера Юлия Гальперина оркестр исполнит «Испанскую балладу» для скрипки, виолончели и струнного оркестра, фрагменты из Французских сюит №1 и №2, а также произведение Le chevalier volant («Летающий рыцарь»), посвященное композитором Антуану де Сент-Экзюпери.
Композитор, пианист и педагог Юлий Гальперин долгое время работал в Челябинске. Он окончил Киевское музыкальное училище им. Глиэра, Уфимский государственный институт искусств, Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Сегодня Юлий Гальперин является автором вокально-симфонической, камерно-инструментальной, хоровой музыки; двух концертов для фортепиано с оркестром, нескольких симфоний, вокальных циклов. Также пишет музыку для театра, балета, кино. Член союза композиторов России и член жюри международных конкурсов пианистов (Франция, Нидерланды), международных фестивалей в России. Профессор фортепиано и композиции. Более 20 лет живет в Париже, его произведения часто звучат во Франции, Германии, Италии, Голландии и других странах Европы и мира.
Тоска по Родине
Первой большой премьерой нового концертного сезона для «Классики» станет литературно-музыкальная программа о композиторах и поэтах – эмигрантах «Тоска по Родине! Давно...», которая запланирована на 17 сентября.
«Рахманинов, Метнер, Стравинский – великие русские композиторы, покинувшие страну после революции, – продолжает Адик Абдурахманов. – Все они были востребованы на Западе, все обрели мировую славу, и все тосковали по России. Может быть не в равной мере, но тосковали».
По мнению Адика Абдурахманова, самым востребованным был Игорь Стравинский. Если Сергей Рахманинов и Николай Метнер вынуждены были зарабатывать на жизнь концертной деятельностью – оба были еще и гениальными пианистами – то Игорь Стравинский стремительно вошел в моду в Европе после «Русских сезонов» Сергея Дягилева и получал очень много заказов. Вероятно еще и поэтому его адаптация за рубежами Родины была более стремительной.
Оркестр под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова исполнит самые известные фрагменты из произведений большой и малой формы трех названных композиторов, которые не просто внесли огромный вклад в мировую музыкальную культуру, но во многом были законодателями в музыке и обрели благодарных последователей.
В программе концерта будут также звучать поэтические произведения Иванова, Ходасевича, Цветаевой, Елагина, Бунина, Набокова, которые выберет и прочтет поэт Константин Рубинский.
«На фоне музыки мне хочется прочесть самые пронзительные стихотворения поэтов-эмигрантов, – подчеркнул Константин Рубинский. – Этот пласт поэзии отличается от всего того, что было в это же время написано здесь, в России. В нашей стране того периода были поэты, которые приветствовали происходящее, и были те, кто задумчиво созерцал. А там, за рубежами, был «лебединый стан», были боль и тоска. С одной стороны, поэты-эмигранты жили с законсервированной мыслью о России, которую знали и которую потеряли, а также мифами о новой России. А с другой стороны, тоска невероятная, которая проступает и в самых светлых их произведениях. И вполне возможно, что поэзия будет в какие-то моменты даже контрастировать с более мажорной музыкой».
Константин Рубинский согласен, что судьба Игоря Стравинского в изгнании была более счастливой. К тому же, он, вероятно, понимал, что его музыка была не для советской России.
«Здесь я могу провести аналогию с Набоковым, который тоже, в отличие от всех других писателей, успешно адаптировался – это еще мягко сказано, – улыбается Константин Рубинский. – У него был и коммерческий успех, и признание. Но это не могло отменить его тоски по России. Я очень люблю его стихотворение «Сон»:
Есть сон. Он повторяется, как томный
стук замурованного. В этом сне
киркой работаю в дыре огромной
и нахожу обломок в глубине.
И фонарем на нем я освещаю
след надписи и наготу червя.
«Читай, читай!» – кричит мне кровь моя:
Р, О, С… – нет, я букв не различаю.
Это такая степень боли, что прошлая, родная жизнь покрывается забвением! Для меня эти вещи вполне сочетаются: человек смог адаптироваться к новой для него среде, но если бы у него появился хотя бы малейший шанс вернуться в Россию прошлого, он бы вернулся, не раздумывая».
Это не первый совместный проект дирижера Адика Абдурахманова и некогда его ученика по классу флейты, а ныне поэта и драматурга Константина Рубинского. Все предыдущие проекты были очень высокого класса и накала, не удивительно, что зрители с нетерпением ждут еще одной премьеры.
Перед полетом на Мальту
22 сентября за дирижерский пульт оркестра «Классика» встанет маэстро Алекс Галеа Каваллацци (Мальта). Это была его идея – пригласить на гастроли на Мальту струнный оркестр из Челябинска, который он услышал в записи и очень заинтересовался коллективом. Программа будущего концерта на Мальте составлена тоже им. В нее вошли Камерная симфония для струнного оркестра ор.110 Дмитрия Шостаковича, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, хорал «Мой Иисус» Баха и концерт Гайдна для виолончели с оркестром.
Эту программу 22 сентября услышит и челябинская публика, так как маэстро Каваллацци 20 сентября приедет в Челябинск на репетиции. Концерт состоится на сцене филармонического зала имени Сергея Прокофьева и по сути станет прелюдией мальтийских гастролей «Классики». В программе будет единственное различие – вместо концерта Гайдна оркестр исполнит в Челябинске «Картинки с выставки» Мусоргского, так как виолончелист присоединится к «Классике» только на Мальте.
Три дня на острове
28 сентября камерный оркестр «Классика» прилетит на Мальту, где 29 сентября состоится концерт челябинских музыкантов, а 30 сентября будет записан музыкальный диск с их участием. Это также идея мальтийского дирижера Алекса Галеа Каваллацци.
Следует отметить, что маэстро получил хорошее образование – школа Перселла в Лондоне, Оксфордский университет, Высшая школа музыки Карла Марии фон Вебера в Дрездене и Московская консерватория. В Москве Каваллацци брал уроки по классу фортепиано и камерной музыки. А сегодня продолжает сотрудничать с российскими музыкантами и даже награжден медалью российского парламента за большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Мальтой. Замечательно, что мальтийскому дирижеру интересны не только московские музыканты, что у него есть желание познакомить своего слушателя с коллективами из российских регионов.
Новое в Австрии
С Мальты камерный оркестр «Классика» и его художественный руководитель Адик Абдурахманов отправятся на гастроли в Австрию и Германию, которые продлятся с 1 по 15 октября.
«На этот раз нам предстоит восемь концертов в Австрии и два – в Германии, – говорит о планах Адик Абдурахманов. – Каждый раз это будут новые программы, и в каждом городе мы будем играть с новым солистом. В Австрии по традиции мы играем австрийскую и русскую музыку. В русском блоке прозвучит Чайковский – «Воспоминания о Флоренции», «Воспоминания о дорогом месте», сюита из балета «Щелкунчик»; а также Мусоргский, Рахманинов, Хачатурян… Из произведений австрийских классиков исполним «Зальцбургскую симфонию» Моцарта и его концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, а также «Серенаду» Роберта Фукса. В России произведения этого композитора звучат редко, а «Серенаду» вообще никто и никогда в нашей стране не исполнял. В программе гастролей также гениальное произведение ХХ века композитора Арво Пярта Fratres для скрипки и струнного оркестра».
С каждыми новыми гастролями «Классики» в Австрии растет число концертов оркестра и число городов, где эти концерты проходят. И это тоже, по мнению руководителя оркестра, способствует росту профессионализма музыкантов.
В Челябинск «Классика» вернется 17 октября.
Фото: Фото из архива Челябинской филармонии