18 марта в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева состоится концерт звезд современной джазовой сцены – американской певицы Eve Cornelious, известного российского пианиста Ивана Фармаковского, не менее известных контрабасиста Сергея Васильева и барабанщика Александра Машина. Это будет необычный концерт, об особенностях которого мы говорили с известным джазовым контрабасистом, автором идеи Сергеем Васильевым.
Выше, чем стиль
– Сергей, до нас уже дошел слух, что ваш концерт произвел огромное впечатление на слушателей в Самаре, где начался этот звездный тур. В чем особенность программы, которую вы исполните и в Челябинске?
– Хотел бы заострить внимание слушателей на том, что большинство наших композиций будет посвящено известной американской джазовой певице Нине Симон, ее творчеству. Будут произведения, которые исполняла она и которые писались для нее.
– Это будет посвящение Нине Симон?
– Можно и так сказать. Мы делаем это, потому что у нас, к сожалению, очень мало внимания уделяется ее творчеству. Почему-то все стремятся делать посвящения Элле Фицджеральд, например, и никто не вспоминает о Симон.
– Почему, на ваш взгляд, это происходит?
– Вероятно, потому что Нина Симон была больше популярна среди афроамериканцев. Ее творчество отражало проблемы черного населения США.
– Джаз социальной направленности?
– В общем-то да, но это ни в коем случае не умаляет вклад Нины Симон в общемировую культуру, в историю джаза.
– Можете рассказать, чем она выделялась среди джазовых вокалисток помимо тематики ее творчества?
– То, что она делала, чуть выше, чем стиль и чем особенности голоса. Социальная философия в ее творчестве была ее уникальной особенностью.
– По-моему, эта тема сегодня должна быть особенно близка российскому слушателю.
– (Смеется.) Вероятно, это так. Только Нина Симон пела о проблемах афроамериканского населения США 60-х годов прошлого столетия.
Содружество четырех
– Этот концерт примечателен еще и составом исполнителей: певица Ив Корнелиус, пианист Иван Фармаковский, вы, барабанщик Александр Машин. Это давний союз или вы впервые работаете вместе?
– Это сложившееся уже содружество, с Александром и Иваном мы знакомы давно. И я очень счастлив, когда мы встречаемся и работаем вместе. В ноябре у нас также был совместный тур, барабанщики только менялись. И мы отыграли почти 20 концертов. С Ив Корнелиус мы познакомились году в 2001-м и подружились. Участвовали с ней в разных совместных проектах, с разными известными музыкантами – Давидом Голощекиным, Даниилом Крамером. А познакомился я с ней на «Джазовой провинции» Леонида Винцкевича.
– Челябинцы с Ив Корнелиус знакомы, ее привозил к нам Давид Голощекин.
– В последние годы на нашей джазовой сцене побывало множество афроамериканских вокалистов, но Ив и мне, и Ивану, и Саше очень нравится своей естественной манерой исполнения. Она настоящая. То, что она делает, олицетворение моего представления о том, как нужно петь джаз. Артисты завоевывают публику разными способами: кто-то берет техникой, кто-то артистизмом, кто-то харизмой своей. А Ив Корнелиус, как и Нина Симон, может своим пением передавать нечто большее, чем артистизм, харизма и все прочее.
– Челябинцы услышат знаменитые композиции Ивана Фармаковского?
– Обязательно. Иван Фармаковский очень самобытный музыкант и талантливый композитор. Его композиции – нечто особенное. Конечно, он, как и все мы, знает много предшествующей нам музыки – джазовой, академической, и в его композициях это слышно. Иван – очень талантливый и яркий солист, очень чуткий аккомпаниатор. Мы вчера встретились в Самаре и буквально за два часа сделали фактически новую программу. Раньше мы этого не исполняли вместе.
– И, судя по всему, произвели неизгладимое впечатление на любителей джаза в Самаре?
– (Смеется.) Да, публика была очень довольна. Последнюю композицию зал слушал стоя. И на мое удивление, публика хорошо знакома с творчеством Нины Симон. Я, конечно же, знал, что ее песни крутят по радио, но не в тех аранжировках, в каких пела она. И потому был приятно удивлен, что публика в курсе, кто такая Нина Симон и что она пела.
– У вас впереди большой концертный тур?
– Да, и Челябинск у почти в финале этого тура. После вас еще пять концертов из 15.
Как смешать краски
– Сергей, джаз уже принадлежит к классическим музыкальным жанрам. Надо ли сегодня удивлять публику, придумывать что-то новое, чтобы подогревать интерес к джазовой музыке?
– Искусство призвано удивлять постоянно. Другое дело, что в джазовой музыке, как и в академической, есть до нас придуманные краски. Как у живописцев палитры, которыми пользовались многие великие художники. И современные живописцы нас тоже удивляют, хотя пишут теми же красками – желтой, красной, зеленой и так далее, которыми писали до них. Просто палитры уже созданы. В музыке то же самое. Но молодые артисты порой начинают экспериментировать, не зная достаточно хорошо наследия своих предшественников. И потому пытаются изобрести желтый цвет, например, что кажется довольно смешным. А когда ты хорошо знаешь классические краски, то ты их можешь мастерски смешивать, и будут получаться гармоничные новые картины. Вот так бы я сказал.
– Челябинцы услышат программу, которая родилась в Самаре? Или она по ходу тура будет приобретать новые оттенки?
– Конечно же, программа будет меняться, потому что нам самим неинтересно из концерта в концерт повторять одно и то же. До вас доедет только центральная идея тура – в этой программе будет много произведений Нины Симон. И обязательно будут композиции Ивана Фармаковского. А еще эта программа кардинально отличается от того, что мы играли осенью. Мы решили, что принципиально не будем играть ничего того, что играли тогда.
– Вероятно, те слушатели, которые мало знакомы с творчеством Симон, придут, чтобы расширить свой джазовый кругозор.
– Если акцентировать внимание на Нине Симон, то наиболее известны ее композиции I Put a Spell on You; Ain't Got No, I Got Life и Feeling Good. Их можно найти даже в социальных сетях. Кто только их не пел и на какой лад. Так что ее композиции на слуху. Приходите на концерт, и вы все услышите сами.
Фото: Фото из архива Челябинской филармонии