Культура истории Вардкесу Авакяну — 90 лет. Изучаем правила жизни известного челябинского скульптора и смотрим фото

Вардкесу Авакяну — 90 лет. Изучаем правила жизни известного челябинского скульптора и смотрим фото

Он автор памятников Курчатову, Прокофьеву, Глинке, «Студент» перед ЮУрГУ

В мастерской скульптора яблоку негде упасть, всё заставлено фигурами

Если само имя Вардкес Авакян некоторым челябинцам может показаться не знакомым, то его работы точно знают все: памятник физику Игорю Курчатову, «Студент» около ЮУрГУ, фигуры Сергея Прокофьева и Михаила Глинки в центре города. Вардкес Айкович родился на границе Армении и Азербайджана, но на Урале прожил большую часть жизни. Мастер населил улицы Челябинска великими людьми-глыбами — смелыми и бескомпромиссными героями, задумчивыми гениями и учеными-легендами. Несмотря на солидный возраст — сегодня ему исполнилось 90 лет, Авакян до сих пор порой трудится в мастерской, его главным критиком спустя годы остается жена — Галина Дмитриевна, а помощником — сын Дмитрий Авакян. Вардкес Айкович — открытый и честный человек, немногословный и мудрый. Мы попросили Мастера сформулировать правила его жизни. Приводим их ниже.

«Скульптором быть тяжело! Очень тяжело! Это как в любой профессии, если ее любить»

Вардкес Авакян — скульптор-монументалист, народный художник Российской Федерации, почетный гражданин Челябинска (звание присвоено в 2020 году). Родился в 1931 году в селе Гемур Нахичеванской АССР. Окончил Ереванское художественное училище. С 1956 года живет и работает в Челябинске. Начинал с изваяний целинников и работниц, потом воплощал известных академиков, поэтов, композиторов. Самыми личными и важными для мастера оставались женские фигуры из мрамора в жанре «ню» — по-роденовски условные и нежные.

От Вардкеса Авакяна веет народной мудростью

«Условия для возникновения настоящего большого искусства простые — место (помещение) и свобода»

Вардкес Айкович приехал в Челябинск в 25 лет, сразу после Ереванского художественного училища. Поначалу работал скульптором-бутафором в театре оперы и балета

«Я считаю абсолютной красотой, лучшим творением человечества "Пьету" ("Оплакивание Христа") Микеланджело Буонарроти»

Одна из первых серьезных скульптур Авакяна на Урале — «Памятник борцам революционерам-коммунистам подпольщикам Челябкопей», его открыли в 1967 году

«Современное искусство показывает, что мир запутался. Банан, приклеенный к стене скотчем, цветные пятна — одна болтовня. В этом нет уважения и любви»

Средства на памятник коммунистам-подпольщикам собрала копейская комсомольская организация

«Знаете, у меня ужасный характер»

Три фигуры здесь как три богатыря: у центральной мускулистая рука сжата в кулак, другой он держит старшего товарища, которого пытали враги революции. В третьей фигуре — зверски замученный коммунист-подпольщик

«Я уважаю свои руки. Если что-то не так сделаю в скульптуре, они не виноваты, всё диктует мозг»

Памятник Игорю Курчатову открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска, заказ поступил от челябинского горисполкома, председателем которого в то время был Петр Сумин

«Не думаю о себе как о человеке, вошедшем в историю»

Работа над монументом началась еще в 1970-х годах. В «Вечернем Челябинске» писали: «На западе проспект завершится большой площадью имени академика Курчатова, над памятником которому сейчас работает скульптор В. Авакян совместно с архитекторами»

«Как устроен этот мир, мне не нравится. Я мечтаю об одном — увидеть, что жизнь улучшается»

На этом снимке Вардкес Авакян в своей мастерской демонстрирует фигуру Прокофьева на тот момент мэру Челябинска Вячеславу Тарасову и (ныне покойному) губернатору Челябинской области Петру Сумину

«Главная драма человеческой жизни заключается в непонимании человеком своего уровня»

Над фигурой Сергея Прокофьева Вардкес Авакян работал 8 лет, вдохновлялся музыкой композитора

«Друзей и врагов распознать очень просто: друзья радуются твоим успехам, а враги завидуют»

Мастер в начале каждой работы старается понять, кого он изображает и что этот человек оставил после себя

«Смерти бояться не нужно»

На этом фото скульптор на открытии персональной выставки в картинной галерее Челябинска в 1996 году
Одни из самых теплых и нежных работ — девушки в жанре «ню» из мрамора, в линиях тела автор видит выражение духа
Увидеть камерные и очень трогательные скульптуры можно в зале искусств ЮУрГУ на выставке «В искусстве — жизнь»
Его героини напоминают утонченных задумчивых нимф
Символом ЮУрГУ стала скульптура пижона-студента авторства Авакяна. Но немногие знают, что фигуры сверху здания — Прометей с факелом и Слава — тоже его работы
Сегодня памятник Курчатову — излюбленное местом встречи студентов, пар, поклонников футбола и экстремальных видов спорта
Вардкес Авакян стремится к воплощению вечной красоты
В современном искусстве скульптор не видит ценности, считает что это «одна болтовня»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления