Культура истории

«У меня самый расцвет»: челябинский дирижер Адик Абдурахманов — о Моргенштерне, «Мурке» на свадьбах и Ирине Текслер

Сегодня маэстро исполняется 60 лет, 74.RU поговорил с музыкантом

Адик Абдурахманов на сцене больше 35 лет

Челябинскому дирижеру Адику Абдурахманову исполнилось 60 лет. Но энергичному маэстро на вид не дашь и пятидесяти. Перед нашим интервью он обзванивает знакомых — ищет валторниста для оркестра, одновременно подписывает бумаги, готовится к концерту в московском «Зарядье» и разговаривает с музыкантами. Всё это — с какой-то невероятной легкостью. Адик признаётся, в начале карьеры не любил общаться с журналистами, но венский коллега убедил: так или иначе это на пользу музыке. С тех пор наш собеседник не отказывал ни в одном интервью. Во время нашей беседы Адик открыто говорит о трудных временах, песнях, которые сам слушает в машине, и внимании властей. Бонус — необычный блиц: мы задавали вопросы, а маэстро отвечал на них мелодиями.

Адик Абдурахманов — дирижер и флейтист, лауреат 1-го Всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (Ленинград, 1983), преподаватель, заслуженный артист России (1999), основатель, художественный руководитель и дирижер Челябинского симфонического оркестра, профессор Челябинского института культуры. Указом президента РФ удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетный гражданин города Челябинска.

Адик Абдурахманов сравнивает себя 60-летнего с альпинистом, который забирается в гору: сил меньше, зато опыта много

«Взгляд яснее, горизонты чище»

60 лет — это расцвет для дирижера?

— Да, считается, что да. Самый расцвет в нашей профессии — с 60 до 80 лет: появляется опыт, появляется мастерство. Это как альпинист забирается в гору: сил не совсем много осталось, зато взгляд яснее, горизонты чище, ты дальше видишь. У меня в юности были огонь и пламя, а сейчас у меня свет. Голова сейчас лучше работает для того, чтобы всё быстро и хорошо получалось. Раньше было много движений, а иногда, может, они вредили.

Жизненный опыт важен для управления оркестром?

— Вот представьте: 100 человек в оркестре. Тут нужен опыт, чтобы этим музыкантам было всё понятно не с десятого раза, не с тридцатого, а с первого раза. У нас много деятельных дилетантов. Это самое опасное, когда у человека много пыла и при этом полный непрофессионализм. Он мучает людей, и в итоге ничего не получается. Я же стараюсь перед каждой репетицией найти нужное настроение, подобрать ключик и к музыкантам, и к тому композитору, которого мы исполняем.

Творческий расцвет у дирижеров наступает с 60 до 80 лет

«Когда прихожу в оркестр, я должен завести музыкантов, чтобы они захотели высказаться, чтобы им было большое удовольствие вместе музицировать»

Челябинский симфонический оркестр был создан в 2019 году по решению губернатора области. Вопрос о необходимости такого коллектива в нашем городе не раз поднимал пианист-виртуоз Денис Мацуев. Всероссийская презентация симфонического оркестра прошла в двух городах — на закрытии ежегодного Санкт-Петербургского международного культурного форума (в Государственной академической капелле Петербурга), а также в Челябинске на сцене Концертного зала им. С. С. Прокофьева.

Челябинский симфонический оркестр был создан 4 года назад

«Заснул на сцене во время гастролей»

Как в оркестре с дисциплиной? Есть штрафы за опоздания, за невыученные партии?

— Я не сторонник таких мер. Но как-то я применил штраф по 1000 рублей за опоздания к двум музыкантам, и мне самому было неудобно. Хотя с голоду эти люди не умирали. А как еще с ними бороться?! Один раз сказал, второй раз сказал, беседу провел — не помогло. Но оштрафовал один раз — и опоздания сразу прекратились. Есть города, где у дирижеров за разговоры во время репетиции 3000 рублей штраф, повторное нарушение — 5000 рублей и так далее.

До увольнений доходило?

— Уволил я только одного тубиста. Он у нас был из Москвы, я как-то заметил, что он подвыпил, я его предупредил. Потом мы поехали в Москву на гастроли, смотрю, он снова нетрезвый, сразу с ним распрощался. Семьдесят человек тяжело работали, и тут это недоразумение. В итоге весь труд может пойти насмарку. В принципе, он нормально играл. Но если он один раз подвел, то подведет и во второй. Знаете, в одном из оркестров России был пьющий контрабасист, и он просто заснул на сцене во время гастролей в Голландии. Весь концерт сыграли без контрабаса. Потом продюсер, который их возил за рубеж, разорвал контракт и в течение 10 лет они никуда за границу не выезжали. Репутация для оркестра очень важна!

Челябинский симфонический оркестр под руководством Адика сегодня выступает на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга

Есть ощущение, что уровень музыкального образования в стране очень неоднородный?

— Да, конечно. Причин много: талантливые и сильные уезжают в Москву, Санкт-Петербург, а на периферии могут возникать проблемы. Преподавателей не хватает. Например, в Челябинске долгое время не было учителей по гобою — не было гобоистов. Сейчас появился — этих музыкантов постепенно воспитают. К тому же бывает, что как музыкант человек одаренный, а как преподаватель — никакой. Есть глобальные проблемы: сейчас мы ищем в оркестр валторну, ищем арфу по всей стране, не можем найти. Сейчас в Челябинске учат арфе, но девочкам там еще по 13 лет. Им рановато. А что касается медных духовых инструментов (валторна относится к медной духовой группе. — Прим. ред.), у нас в России вообще слабая школа. Она со временем появится, но пока слабая. На первую валторну мне не могут дать специалиста ни в Москве, ни в Питере, не говоря уже о Новосибирске и Казани. Я очень часто обзваниваю все консерватории по порядку — и ничего. Поэтому у нас до сих пор некоторых музыкантов не хватает.

«Брать средних музыкантов без кастинга не могу. Я же не скажу зрителю: "Простите, у нас музыканты не справляются с Чайковским"»

Порой у детей отбивают любое желание заниматься музыкой еще в школе. Вы замечали такое?

— Да, конечно. Главное, что должны сделать в музыкальной школе, — научить любить музыку. А я знаю много случаев, когда дети заканчивают музыкальную школу и говорят: «Я к фортепиано больше никогда в жизни не подойду». Многие относятся к Баху и Моцарту так, что это нафталин и пыль. То есть детей так там мучили, что у них появилось отвращение. Нужна какая-то другая система. С другой стороны, на Западе с образованием хуже: там нет сольфеджио, нет музыкальной литературы у школьников. Кто это учить будет? А ведь это необходимо.

Адик вспоминает, 20 лет назад приходилось играть при пустых залах. Челябинцы редко ходили на концерты

«За рулем слушаю "Чебурашку"»

У вас в машине классическая музыка играет?

— В машине я не ставлю классическую музыку: звучание плохое, нужной химии, ауры нет. Я за рулем песни из мультфильмов с внуками слушаю — «Чебурашку», «Холодное сердце». Я могу дома что-то из «Ютьюба» посмотреть — выступления столичных и европейских оркестров. Мне как дирижеру необходимо всегда анализировать, что происходит в мире, какие тенденции есть в исполнении музыки. Нос должен быть по ветру. Это раньше было тяжело: я жил в Челябинске и не знал, что происходит в Питере, в Москве. Сейчас гораздо проще.

Сейчас билеты в зал Прокофьева не достать: их раскупают задолго до выступлений

«Всё зависит от власть имущих людей»

Поговорим немного о связи политики и музыки. Наша первая леди Ирина Текслер часто приходит на концерты симфонического оркестра. Вы чувствуете, что у вас есть поддержка властей?

— У Ирины Текслер есть потребность посещать концерты: дело в том, что она интеллигентная женщина, она музыкально воспитана, ей это интересно. Раньше при других губернаторах такого не было. Первая леди старается нас поддерживать хотя бы своими визитами. К сожалению, в России так устроено, что всё зависит от власть имущих людей.

«Если ходят первые лица, ходит всё их окружение. После Ирины Текслер вся челябинская элита на концерты подтянулась, приходят люди из администрации»

Музыка — это же определенное воспитание: люди должны думать не только о том, как деньги зарабатывать, квартиры, машины покупать, но еще и что-то для души делать. Раньше представители власти просто произносили приветственные речи на открытии фестивалей и уходили сразу — ни секунды не задерживались. Но музыка необходима всем, она очищает. Не то чтобы она может сократить уровень коррупции, но люди как минимум становятся благороднее.

Первая леди Ирина Текслер часто бывает на концертах симфонического оркестра

У вас в коллективе много молодых людей, вчерашних студентов. В музыкальной индустрии сейчас есть возможность для них хорошо зарабатывать и сделать карьеру?

— У нас более или менее достойные зарплаты. Сейчас можно не работать на трех-пяти работах, как раньше. В 90-е, конечно, зарплаты были очень слабые. У меня было пять работ, серьезно, я одновременно работал в оперном театре, в уральской консерватории, в нашем институте музыки, в специальной музыкальной школе, в академии культуры. В одном месте не платили, в другом платили. Потом вдруг в третьем заплатят, а где-то не заплатят. Мы как-то играли концерт, а у меня на туфлях была треснута подошва, и не на что было новые купить. Многие музыканты тогда уезжали: кто в другие города России, кто — за границу. Сейчас если кто-то преподает, то уже не из-за того, что денег не хватает, а потому что он хочет набраться нового опыта, научить кого-то. У нас есть очень молодая и очень красивая девочка. Когда ее просят сыграть на мероприятиях, она играет. Это ее заработок. Вообще, внутри оркестра есть отдельные коллективы: квартет, духовой квинтет, брасс-квинтет. Они выступают сами по себе, свои концерты дают, берут заказы, есть очень востребованные ребята.

«Если человек видит в музыке смысл жизни, у него всё сложится с карьерой, а если он просто "отсиживает" репетиции, то на этом же уровне и замрет»

Стали ходить в филармонию представители областной и городской администраций

А если сравнивать челябинские зарплаты и те, что платят, например, в Вене?

— Здесь разница в деньгах большая, конечно. Средняя ежемесячная зарплата музыканта в Европе, я думаю, сейчас в районе 2500–3000 евро. Я знаю концертмейстера венского оркестра: у него квартира прямо в центре Вены, очень дорогая, у него бешеная зарплата, но он работает как Папа Карло — с 9 утра и до 11 вечера каждый день. Семьи у него нет.

«В Европе мало какая жена поддержит музыканта, это вам не наши русские девушки. Там, если много работаешь, то живешь один»

«Сыграть "Мурку" — не стыдно»

Музыкантов приглашают играть на свадьбах, на различных мероприятиях. Как вы к этому относитесь? Не зазорно для большого профессионала, например, «Мурку» играть по требованию пьяных гостей?

— Неважно какая, но это работа, это хлеб, ничего плохого в этом нет. Вот у нас сейчас новый дворник, он очень хорошо относится к своему делу: все дорожки всегда чистые. Он приносит добро, весь дом говорит ему «спасибо». Музыканты тоже приносят людям радость. Если просят на свадьбе сыграть «Мурку» — тоже не стыдно. Те, кто может, играют, если не могут, вежливо отказывают. Раньше, когда оркестр «Классика» играл на таких мероприятиях, приходили богатые люди и просили «Мурку». В этом нет ничего страшного, если даже всемирно известные музыканты выступали в ресторанах.

Сейчас Адик мечтает о новом концертном зале. В зале им. Прокофьева музыканты симфонического оркестра едва помещаются

Вы следите за современными исполнителями? Слышали о Моргенштерне, Скриптоните, Маниже?

— Я тот еще динозавр, многого из популярной музыки не знаю. Моргенштерн, Скриптонит — имен таких не слышал. Я знаю, что такое рэп в принципе, иногда слушаю его, исполнителей, правда, не запоминаю. Там бывают композиции прям прикольные, интересные. Порой что-то попадется, я думаю: «Вон как здорово придумано!» Я не делю музыку на плохую и хорошую. Могу Михаила Круга послушать — почему нет? Да и популярная сейчас песня «Ты — Венера, я Юпитер» — тоже не музыкальное дно. Если людям нравится, значит, это уже хорошо.

«Мне нравятся группы "Кино", "ДДТ", "Аквариум". Они очень талантливы в музыкальном плане. Я люблю The Beatles и Queen, Стингом заслушивался»

Блиц

Мы задали маэстро несколько простых и где-то даже бытовых вопросов, но просили отвечать не словами, а музыкальными композициями. Смотрите и слушайте, что из этого получилось.

Как для вас звучит 60-летний юбилей?

Коронавирус — это какая музыка?

На какую мелодию похож свежесваренный утренний кофе?

Манная каша, которую вы в юности готовили по утрам для маленьких детей, с чем ассоциировалась?

Что хотели бы рассказать своим внукам о жизни?

Выберите лучший саундтрек к фильму.

Как звучит Челябинск?

Какая мелодия прозвучала первой из вашего первого магнитофона?

Ваша реакция, когда у зрителя на концерте зазвонил телефон?

zvukipro.com
10. Зазвонивший в зале телефон
Хотите, чтобы мы больше рассказали об известных челябинцах? Предлагайте свои кандидатуры.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления