“ебе еще думать про это нельз€

—амые пронзительные стихи о войне

7 ма€ в филармоническом зале имени —ерге€ ѕрокофьева состоитс€ концерт пам€ти жертв фашизма и войны, в основу которого легли знаменитый  вартет №8 ƒмитри€ Ўостаковича и цикл стихотворений маленькой поэтессы јллы јйзеншарф, испытавшей все ужасы гетто и концлагер€.

јвтором либретто этой программы стал поэт и драматург  онстантин –убинский, он же будет читать стихи шестилетней јллы. ћузыку Ўостаковича исполнит камерный оркестр « лассика» под управлением заслуженного артиста –оссии јдика јбдурахманова. –ежиссер и автор видеор€да – преподаватель „√ј » ¬ладимир —олдаткин.

јлла јйзеншарф родилась в ¬инницкой области. ¬ шесть лет она лишилась дома, ее родителей угнали в гетто. јллу и ее сестру родственники спр€тали в подвале. ѕотом девочки скрывались в заросл€х крапивы. Ќо впереди у них тоже были гетто и концлагерь.

«» в этих услови€х ребенок все врем€ сочин€ет стихи, јлла их запоминает, записывать нет возможности, – говорит  онстантин –убинский. – ¬ более зрелом возрасте јлла јйзеншарф решит все это восстановить, так по€витс€ этот поэтический цикл. —тихи сильны своей непосредственностью. –ебенок не понимает до конца, что происходит; он передает, рифму€, детали, моменты, которые видит и переживает. » потому они еще сильнее воздействуют на душу взрослого человека. Ќеверо€тно пронзительные стихи. Ќе побоюсь сказать, что это один из самых сильных поэтических циклов, написанных о войне».

 нигу јллы јйзеншарф можно найти в »нтернете. “ам есть такие строки:

«—рываю цветы, и они умирают.
«ачем же цветы срывать?
—трел€ют в людей, и они упадают.
» так остаютс€ лежать.

» мне д€д€ ћит€ на ухо сказал:

«“ебе еще думать про это нельз€.
¬от вырастешь, станешь больша€ и умна€».
ј € не нарочно, € неча€нно думаю».

» еще:

«я в белой ванне купатьс€ хочу.
ѕотом молоко пить из белой чашки.
ѕотом в белой пушистой рубашке – к папиному плечу.
—только сразу хочу.
ј тут, в сарае, во все щЄлки ветер просовывает иголки».

Ћичное стало общечеловеческим

—ейчас јлла јйзеншарф живет в »зраиле. Ќо она знает, что в „ел€бинске есть проект јдика јбдурахманова и  онстантина –убинского. ¬первые эта программа прозвучала п€ть лет назад в стенах „ел€бинской академии культуры и искусства.

«ћы решили сделать этот концерт на контрасте: зрелый, известный композитор и маленька€, никому не известна€ девочка, – говорит дирижер јдик јбдурахманов. – ћои студенты, исполн€€ эту программу, плакали».

ƒмитрий Ўостакович написал  вартет №8 после посещени€ концлагерей в √ермании в 1960 году. Ёту музыку он посв€тил пам€ти жертв фашизма и войны.

«Ќо своему другу композитор написал, что это автобиографичное произведение, – продолжает дирижер оркестра « лассика». – √лавна€ тема симфонии, котора€ звучит во всех част€х произведени€, не что иное как им€ самого композитора. —очетание нот: ре, ми бемоль, до, си – это сочетание букв ƒ и Ў – ƒмитрий Ўостакович. “ак когда-то шифровал свое им€ »оганн —ебасть€н Ѕах. ƒмитрий ƒмитриевич однажды призналс€, что сам ни разу не смог сыграть эту музыку от начала до конца: «Ќачинаю и плачу». ¬ этой симфонии композитор рассказал и о своей судьбе, в этой музыке есть вкраплени€ всего его творчества: перва€ симфони€, восьма€, «Ћеди ћакбет ћценского уезда», виолончельный концерт, отголоски дес€той симфонии... » главна€ тема – ƒмитрий Ўостакович».

 ак известно, ƒмитрий Ўостакович начал писать эту музыку сразу, в √ермании, произведение родилось буквально за несколько дней.

« огда ее слушаешь или исполн€ешь, рождаетс€ €ркий ассоциативный р€д, – подчеркивает јдик јбдурахманов. – ¬тора€ часть произведени€ – как будто тема нашестви€ из —едьмой симфонии Ўостаковича. — одной стороны, очень механистична€ музыка, с другой, – жестка€, жестока€, котора€ как будто все стирает с лица «емли. “реть€ часть – танец дь€вола, который насмехаетс€ над людьми: «я оп€ть сделал так, чтобы вы друг друга убивали, чтобы все страдали, стонали, плакали». ¬ музыке €сно слышны стоны, женский плач. —овременное молодое поколение, на мой взгл€д, должно слышать не только бравурные марши или «ƒень ѕобеды», но вот такие произведени€, которые призывают осмыслить весь трагизм произошедшего в 30-е и 40-е годы ’’ века».

1 / 3

«јдик јскарович сказал важную вещь, – подхватывает  онстантин –убинский. – Ўостакович писал о себе, но его произведение получило мировую известность. “ак и маленька€ јлла писала о конкретных вещах, пережитых ею, – о сапогах немцев, которые она видела из крапивы, где пр€талась, и ей нельз€ было даже дрожать от страха. » это тоже превратилось, как у Ўостаковича, в обвинительный приговор фашизму. ¬от какое пересечение этих двух судеб и произведений. Ћично пережитое и сказанное о себе (и там, и там) стало общечеловеческим».

 лючевое слово – «камерность»

«» еще вот о чем хочу сказать, – продолжает јдик јбдурахманов. – ¬о врем€ недавнего юбилейного концерта оркестра « лассика» мы делали запись, и теперь, когда € ее слушаю, € все врем€ вздрагиваю от телефонных звонков в зале, и мне так обидно. ’ороша€ музыка – и эти трели. ’отелось бы попросить слушателей на этом концерте отключить свои телефоны об€зательно! ¬едь это музыка и поэзи€, во врем€ исполнени€ которой даже дышать хочетс€ совершенно незаметно! Ќа врем€ этого концерта лучше забыть о сиюминутном. ќн требует благоговени€ пам€ти».

«ƒело в том, что любые событи€, которые мы начинаем отмечать на массовом уровне, так или иначе превращаютс€ в шоу, – говорит  онстантин –убинский. – Ёто очевидно. ѕоэтому дл€ данного концерта ключевое слово – «камерность». ќно, кстати, есть в афишах. » здесь камерность – не просто жанр, не просто состав оркестра. Ёто состо€ние, в котором должен находитьс€ человек наедине со своими мысл€ми. ¬ такой обстановке слушатель не может не почувствовать страх и трепет маленького поэта, боль и гнев зрелого композитора».

–ежиссер проекта и автор видеор€да ¬ладимир —олдаткин сделал абсолютно созвучными музыке и поэзии хроникальные кадры времен войны, старые фотографии и фрагменты из художественных фильмов.

«Ёто всегда непроста€ задача – подобрать видеор€д, – признаетс€ ¬ладимир —олдаткин. – —ам процесс очень долгий – просматриваешь огромное количество материала, чтобы найти нужный. » очень важен сам монтаж, потому что каждый элемент визуального р€да должен соответствовать музыкальному и поэтическому моментам. Ёто должно совпадать не только потактово, но и эмоционально сливатьс€ с материалом, подчеркива€ самые важные моменты. ¬идеоматериал, если можно так сказать, расставл€ет нужные акценты».

ќстаетс€ сказать, что концерт был задуман как часть большого проекта чел€бинской филармонии в рамках √ода литературы в –оссии. ќткрыли этот цикл известные российские артисты јлександр ‘илиппенко, ¬алерий Ѕаринов, —ергей Ќиконенко. ј продолжат камерный оркестр « лассика» и поэт  онстантин –убинский. ѕроект рассчитан на весь нынешний концертный сезон.

«Ќо в этом цикле замечательных вечеров музыки и поэзии концерт, который состоитс€ 7 ма€, – особенный, – считает директор филармонического зала имени —ерге€ ѕрокофьева √алина Ѕратышева. – ”ход€т из жизни ветераны той войны, вдовы, узники концлагерей. ѕочти не осталось живых свидетелей тех ужасных событий. ¬от почему важны такие концерты, чтобы у молодых людей по€вилось представление, как это было на самом деле. » мы стремимс€ пригласить на это событие не только взрослую публику, но и старших школьников, которые уже способны оценить всю глубину и трагизм той войны. »скусство, как известно, будит эмоции. » на фоне этого эмоционального воспри€ти€ глубокие размышлени€ неизбежны».

 онцерт состоитс€ в зале им. —. —. ѕрокофьева 7 ма€ в 18:30. Ѕилеты уже продаютс€ в кассах концертных залов чел€бинской филармонии и города (от 100 до 150 рублей).