Культура А теперь вернемся к Пушкину

А теперь вернемся к Пушкину

Дуэль сегодня – как минимум сумасшествие. В пушкинские времена в контексте дуэли всегда подразумевалась честь. Премьера «Станционного смотрителя» по «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» в Челябинском драматическом театре оживит представления современного зрителя об истинной природе любви, мести, красивого жизненного финала.

1 из 3

Нравы гусарские

14 и 15 октября на большой сцене театра драмы оживут герои романтических пушкинских повестей «Метель», «Выстрел», «Гробовщик» и «Станционный смотритель». Как выяснилось, театр впервые обратился к «Повестям Белкина». И не затем, чтобы у школьников появилась альтернатива – читать или смотреть.

«Это хорошо, если на спектакль придут школьники, убежден, им будет интересна тема любви, тема мести, – говорит режиссер Олег Юмов. – Но я не адаптировал пушкинскую прозу специально для подростков. Классика вообще этого не требует. Наш спектакль – для всех. Мне хотелось освежить в памяти зрителей это замечательное пушкинское произведение, чтобы современный человек, которому «Повести Белкина» в школьные годы казались ужасно скучными (потому что читал он их поневоле), по-новому взглянул на эти удивительно красивые – и по языку, и по сюжету – новеллы из деревенской жизни. А театр поможет это сделать. Ведь, что такое театр? Это лаборатория, где изучаются человеческие мысли, намерения, поступки. Это увеличительное стекло, когда неразличимое становится явным».

1 из 3

По мнению режиссера, сегодня так уже не влюбляются, так не размышляют о жизни, о чести, о смерти: «Наш спектакль – ностальгия по тем нравам. Это же времена после победы над Наполеоном. Чувства и эмоции невероятные! Разве не хочется сегодня и нам так же гордиться своей Родиной?! “Время незабвенное...”, – говорит Пушкин».

Режиссер и актеры воскресили человеческие характеры той эпохи. «К примеру, в «Выстреле» есть тема мести, – рассуждает Олег Юмов. – Я не оправдываю человеческое желание мстить, но ведь там звучит еще и понятие чести, верности слову, там прописано сильное мужское начало. И эти нравы гусарские, когда отношения выяснялись не на жизнь, а на смерть, без кулуарных интриг; и это понятие офицерской чести, которое не позволяет быть слабым, сегодня восхищают. Все это из поколения в поколение воспитывалось в людях. Разве не интересно об этом вспомнить?»

1 из 2

50 оттенков белого

Стержнем всего спектакля стала повесть «Станционный смотритель». Ее главный герой превращается по воле постановщика в рассказчика. Но это не Пушкин и не «покойный Иван Петрович Белкин». Это тот самый гоголевский «маленький человек» – станционный смотритель, который сидит на своей станции и ждет возвращения любимой дочери Дуни, сбежавшей со своим возлюбленным.

«Мы намеренно не превратили повести Пушкина в сценарий, в диалоги, – подчеркнул Олег Юмов. – Не хотелось терять этот «вкусный» авторский текст. Пушкинские описания и комментарии. Мне вообще нравится работать с прозой и придумывать решение спектакля на основе прозаического текста. Это увлекательно – сделать прозаический текст игровым. И потому роль рассказчика здесь очень важна».

1 из 2

А чтобы рассказанные истории ожили, режиссер пользуется такими инструментами, как пластика, музыка, цветовое решение игровых сцен.

«Мы не делали на сцене музей XIX века, нет у нас конкретной пушкинской эпохи в костюмах и декорациях, – раскрыл некоторое нюансы режиссер. – Но нет и героев в джинсах. Это придуманное автором пространство, существующее вне времени. Ведь проблемы, о которых говорит Пушкин с читателем, актуальны и сегодня. Это истории, проверенные временем. Поэтому на сцене все происходит в абсолютно белом пространстве. «Метель» – это вообще 50 оттенков белого, в «Выстреле» уже проявляется монохром – в белом пространстве черные кителя. Лаконичная черно-белая история продолжается в «Станционном смотрителе». А вот в «Гробовщике» проявляется все буйство красок, так как эта часть спектакля – фантасмагория на тему жизни и смерти».

Спектакль разыгрывается на фоне многочисленных цитат из классической музыки: Чайковский, Мусоргский, Бах, Шнитке... А хореографические сцены в постановке Марии Грейф оживляют даже природные явления. Например, метель, которая разлучила героиню с одним возлюбленным и свела с другим.

1 из 3

Шекспировские страсти

Фабульная история «Повестей Белкина» хороша сама по себе. В каждой из четырех новелл кипят настоящие шекспировские страсти. В «Метели» явно просматривается история Ромео и Джульетты; «Выстрел» напоминает нам трагедию знаменитого мавра. Главный герой «Гробовщика» принадлежит к почтенной профессии гробокопателей, а это тема могильщиков у Шекспира.

«Если говорить о жанрах, то самый поэтический спектакль – это, конечно же, «Метель», – говорит Олег Юмов. – «Выстрел», говоря современным языком, – психологический триллер. «Гробовщик» – фэнтези, а «Станционный смотритель» – психологическая драма, на которую нанизывается все остальное».

Но при таких страстях пальму первенства режиссер отдает непревзойденному пушкинскому слогу, в котором купаются и актеры, и слушатели.

Спектакль поставили: Олег Юмов (режиссер), Олег Петров (художник), Владимир Карпов (художник по свету), Мария Грейф (хореограф), Олег Стерхов (музыкальное оформление).

В спектакле заняты актеры: заслуженный артист Татарстана Владимир Зайцев, заслуженная артистка России Татьяна Каменева, заслуженный артист России Алексей Мартынов, Степан Арефьев, Александр Бауэр, Михаил Зузнев, Роман Чирков, Иван Грачев, Евгений Болтнев, Вадим Долговых, Алла Несова, Екатерина Девятова, Екатерина Потасеева, Анна Силина, Антонида Гагарина и другие.

Фото: Фото предоставлено Челябинским драматическим театром
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления