21 сентября суббота
СЕЙЧАС +5°С

Топ-5 непристойной рекламы: почему шутки на грани фола до сих пор популярны в Челябинске

Антимонопольная служба заводит дела, но наказать удаётся не всех

Поделиться

В рекламе любят юмор ниже пояса

В рекламе любят юмор ниже пояса

Откровенные фотографии с полуобнажёнными девушками, двусмысленные надписи и пошловатая «игра слов», скатывающаяся в нецензурщину… Челябинцы всё чаще жалуются в антимонопольную службу на оскорбительную рекламу. Большой резонанс получают провокационные слоганы на билбордах, в соцсетях и на общедоступных сайтах. Чем возмущены горожане и реально ли бороться с эпатажной рекламой, разбирался 74.ru.

Двусмысленные призывы от фастфуда

«Соси, сколько хочешь» и «Бери в рот за копейки» — такими слоганами зазывал клиентов челябинский общепит в ТРК «Родник». Даже пользователи соцсетей, где общение предельно демократично, начали возмущаться.

— Что за пошлятина? Стыд и срам, дети смотрят, — критиковали челябинцы рекламу заведения.

Информация в соцсети, оказывается, не реклама

Информация в соцсети, оказывается, не реклама

Использовать непристойные образы в рекламе запрещено законом, поэтому антимонопольная служба начала проверку. Но возбуждать дело в итоге не стали.

— Реклама с такими словами в «Роднике» никогда не размещалась, уверяли в торговом комплексе. Специалисты ведомства выезжали на место, где увидели рекламные конструкции с другими надписями: «Пей, сколько хочешь» и «Бери за копейки». Так что факт размещения в ТРК рекламы кафе Street Food, содержащей непристойное выражение, не подтвердился, — объяснили в Челябинском УФАС.

Двусмысленные баннеры распространялись в инстаграме. По словам представителей антимонопольной службы, информация на странице фастфуда в соцсети не является рекламой.

«Игра слов» от Burger King

Зато ресторану быстрого питания Burger King фраза из рекламной рассылки обошлась в 105 тысяч рублей. Международная сеть слишком эпатажно рассказывала о своей акции: «Коля из Бургер Кинга раздаст по Е-баллам за кофе…». Такую рекламу рассылали по электронной почте.

Минимальное наказание за пошлую рекламу — 100 тысяч рублей

Минимальное наказание за пошлую рекламу — 100 тысяч рублей

Представители общепита утверждали, что речь шла просто о начислении электронных баллов за приобретение продукции в заведениях. Но антимонопольщики нашли признаки нарушения рекламного законодательства — использование бранных слов и выражений.

— Употребление в рекламе буквы «Е» в совокупности со словом «баллы» в дательном падеже усиливает восприятие этого выражения и может создавать у потребителей ассоциации со словосочетанием, относящимся к нецензурной лексике, — объяснили в УФАС.

«Нескромные удовольствия» от спа-салона

Эротическая реклама на старинном здании давно резала глаз челябинцам, гуляющим по Кировке. На здании, которое относится к памятникам культурного наследия, красовались женские силуэты и надписи Erotic-music, Private-zone, Vip-spa, Vip chill-out, Spa Erotic-club, «Мальчишники и девичники» и «Нескромные удовольствия».

Начали с рекламы, закончили уголовным делом

Начали с рекламы, закончили уголовным делом

Специалисты антимонопольной службы признали такие баннеры незаконной рекламой и потребовали их снять. Предприниматель не торопился исполнять предписание, и УФАС подало иск в арбитражный суд на спа-салон Vip-Soblazn. Только тогда незаконную рекламу убрали.

После обысков в этом заведении полиция возбудила уголовное дело об организации занятия проституцией. Представители местного МВД РФ также обратились в антимонопольную службу с просьбой проверить, соответствуют ли сведения на сайте этого спа-салона рекламному законодательству. В региональном управлении ФАС нарушений не нашли. Но направили информацию в прокуратуру, которая может принять меры к закрытию сайта, если подтвердится его связь с организаторами притонов. 

Эпатажные вывески от Nebar

Активно баловался непристойными образами клуб на Кировке, который уже приказал долго жить. На стенах и дверях клуба размещали вывески с полуобнажёнными девушками и надписями «Войди в меня» и «Люблю сверху». При этом представители Nebar говорили, что «не стесняются показывать то, чего стесняются другие».

Ставка на провокацию не помогла — клуб закрылся

Ставка на провокацию не помогла — клуб закрылся

Возмутившие челябинцев баннеры со стен бара в центре города сняли через несколько дней после их появления. Но антимонопольная служба всё равно признала нарушения законодательства о рекламе. Клубу грозил крупный штраф. Но на первый раз представителям малого бизнеса наказание рублём заменили на предупреждение.

Ночной клуб обидел учителей

Пикантно одетая девушка и фраза «Очень плохая училка» — так анонсировали в соцсетях клубную вечеринку. Антимонопольная служба признала рекламу Meet.point незаконной и оскорбительной по отношению к профессии педагогов.

Представители холдинга, куда входит клуб, согласились, что реклама слишком вызывающая. Убрали анонс после первой же жалобы.

Образ учителя будоражит воображение завсегдатаев ночных клубов

Образ учителя будоражит воображение завсегдатаев ночных клубов

Цель оправдывает средства?

Челябинцы и жители области стали чаще жаловаться на рекламу. За первое полугодие в антимонопольную службу поступило 272 обращения, после чего УФАС возбудило 46 дел. Часть из них касается неэтичной рекламы.

— К нам поступают обращения граждан, после проверки которых иногда выясняется, что наружная реклама размещена без согласования органов местного самоуправления. В таком случае управление по рекламе передает материалы правоохранительным органам для возбуждения дела по статье 14.37 Кодекса об административных нарушений. Там прописаны крупные — до полумиллиона рублей — штрафы на юридических лиц, — рассказала руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова. — Но оштрафовали ли кого-то на полмиллиона, мы не знаем. Хотя если бы были такие прецеденты, наверное, подобной рекламы было бы меньше.

По словам Анны Козловой, необходимо взаимодействие всех участников рынка и контрольно-надзорных органов. Именно саморегулируемые организации, представляющие интересы рекламщиков, могут навести порядок в этой отрасли.

Но насколько эффективна эпатажная реклама и реально ли с ней бороться?

— Все провокационные призывы ориентированы на привлечение внимания целевой аудитории. Посмотрят, почитают, похихикают, но название точно попадёт в голову. И маркетолога, запускающего слоган на грани фола, я как маркетолог понимаю. Это позволяет выделиться из общего рекламного шума, вызвать определённые эмоции — неважно, позитивные или негативные, и получить обратную связь от рекламной кампании, — говорит бизнес-консультант Юлия Кульчицкая. — В то же время эпатажная реклама привлекает внимание контролирующих органов — антимонопольной службы, полиции, управлений по рекламе. Возникает скандальчик. Существуют компании, для которых он становится большим плюсом к рекламному бюджету. В таком случае почему бы не заложить туда штраф? Тем более что могут наказать, а могут и не наказать.

По словам эксперта, на заре ужесточения законодательства по рекламе алкоголя этим злоупотребляли многие торговые компании. Так что это чётко просчитываемый экономический ход.

А вас оскорбляет реклама с сексуальным подтекстом?

    Эксперт подчёркивает, что ей как гражданину пошловатые рекламы и шутки ниже пояса тоже не нравятся.

    — Но для маркетологов в итоге всё сводится к ответу на один простой вопрос: цель оправдывает средства или нет? Если цель — получить определённое количество целевой аудитории за счёт внимания прокуратуры, УФАС, полиции, возмущённых граждан и СМИ, которые напишут «какие гады те, кто это делает», то почему бы не заложить в бюджет соточку на штрафы? — добавляет Юлия Кульчицкая. — А действительно это оскорбление, пусть решает антимонопольная служба или другой уполномоченный орган.

    Федеральные сети в последнее время реже используют рекламу на грани фола. У челябинских компаний — это и вовсе единичные случаи. Но вовсе не потому, что наши земляки законопослушные, указывает эксперт. Дело в том, что рекламные бюджеты съёжились. Как правило, они сильно меньше 100 тысяч рублей — минимального штрафа за нарушение рекламного законодательства.

    Увидели непристойные или оскорбительные баннеры? Знаете примеры, когда удалось приструнить рекламщиков? Ждём от вас сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. 

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    18 авг 2019 в 10:27

    А ПО МНЕ - "ПОЗВОНИТЕ ТЕКСЛЕРУ" - ПОШЛЕЕ ВСЕГО ЭТОГО!!! ТРЕБУЮ ШТРАФОВ И УДАЛЕНИЯ!

    Гость
    18 авг 2019 в 11:23

    А почему нет статьи про то, что ЧЭМК и прочие отравители воздуха в Челябинске начали травить в субботу вечером 17 августа 2019 и травили всю ночь? И это в штиль. Сегодня в воскресенье 18.08.2019 так и невозможно открыть окна

    Гость
    18 авг 2019 в 10:43

    Хотелось бы знать, откуда известно о двусмысленности выражений Соси и Бери в рот, тем лицам, которые пошли жаловаться в инстанции? И второй вопрос, что они думают, когда покупают связку бананов в магазине, видят их, а уж тем более берут, о ужас, в рот?!))

    Странно это все, еду сравнивать с воображением