RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

1 м/c,

ю-в.

747мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Экономика ОСАГО: оправданный пессимизм

ОСАГО: оправданный пессимизм

Без увеличения страховых тарифов в самое ближайшее время уже через два с половиной года выплаты по ОСАГО превысят сборы страховых премий. Однако до этого дня доживут далеко не все компании – одни добровольно откажутся от лицензии...

" src=

Без увеличения страховых тарифов в самое ближайшее время уже через два с половиной года выплаты по ОСАГО превысят сборы страховых премий. Однако до этого дня доживут далеко не все компании – одни добровольно откажутся от лицензии, а другие разорятся под гнетом неурегулированных убытков, оставив сотни тысяч недовольных клиентов. Если правительство в течение года так и не решится на непопулярную меру – пересмотр стоимости полиса – необходимо будет открыто признать ОСАГО формой социальной поддержки и заложить в государственный бюджет необходимо будет дотации для нескольких крупнейших страховых компаний, готовых оказывать обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств на территории всей страны.

Согласно официальной статистике Российского союза автостраховщиков, в первом полугодии страховые компании собрали по ОСАГО 38,7 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 13%. Выплаты по страховым случаям в первом полугодии составили 21,4 млрд рублей, показав рост на 22%. Вновь, как и полгода назад, выплаты составили более половины (55,2%) от собранных премий. Кроме того, по сравнению с прошлым годом количество урегулированных страховых случаев увеличилось на 20%, а число заключенных договоров – всего на 8%. Критическим уровнем убыточности принято считать ситуацию, когда выплаты – 77% от сборов, так как в структуре тарифа ОСАГО 23% отведены страховым компаниям на ведение дел и отчисления в резервные фонды Российского союза автостраховщиков. По данным агентства «Эксперт РА», годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО в 2008 году составил от 72,3% до 77,8% в зависимости от методики расчета резервов по заявленным, но не урегулированным убыткам. При этом уровень убыточности отдельно по грузовым автомобилям достиг 77,9%, по автобусам – 88,2%, по трамваям – 149,4%, по такси – 174,4%, по троллейбусам – 195,1%.

В отдельных регионах выплаты по ОСАГО уже превышают размер собранной премии, Урало-Сибирский регион является убыточным для большинства компаний.

«Многие федеральные компании уже ушли из таких регионов, как Якутия, Челябинская и Свердловская области, а местные страховые компании стараются не выпячивать такую услугу, как ОСАГО, и переводят офисы в малодоступные для клиентов места», – сообщает вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.

По оценкам аналитиков агентства «Эксперта РА», в случае, если новые поправки, касающиеся упрощенной процедуры оформления дорожных аварий и системы прямого возмещения убытков, вступят в силу без адекватного увеличения тарифов, годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7%, на 1 января 2011 года – 107,9%, что неминуемо приведет к масштабному кризису страховой отрасли. Система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховые компании выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению ущерба, причиненного автомобилю, а также жизни и здоровью водителя и пассажиров. Упрощенная процедура оформления дорожных происшествий приведет к резкому росту числа заявленных мелких аварий и случаев страхового мошенничества.

С июля 2003 года по март 2008 года было заявлено 6 млн страховых случаев, выплачено возмещение по 5,6 млн случаев, сумма выплат по страховым случаям достигла 127,9 млрд рублей. Средняя премия по заключенному договору за анализируемый период составила 1 997 рублей, а средняя выплата по страховому случаю – 22 688 рублей.

На сегодняшний день лицензией на обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств обладают 178 страховых компаний. По итогам первого полугодия лидеры в сегменте ОСАГО остались неизменными: Росгосстрах, «РЕСО-Гарантия», Ингосстрах, РОСНО, УралСиб, Страховой дом ВСК, «Спасские ворота», «Цюрих.Ритейл», «Русский мир», АльфаСтрахование. На долю компаний первой десятки пришлось более половины собранных премий – 23,7 млрд рублей. За последние полгода рынок покинули три страховых компании – «Агрис», «Рекон» и «Зенит». Дальнейшее повышение убыточности грозит разорением уже не только небольшим страховым компаниям, работающим в наиболее убыточных регионах, но и страховым организациям, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

Введение упрощенной процедуры оформления дорожных происшествий и системы прямого возмещения убытков без изменения тарифов приведет к тому, что страховые компании разделятся на три группы: пять-шесть компаний федерального уровня продержится на плаву еще несколько лет, компенсируя убытки по ОСАГО прибылью по иным видам страхования, ясно отдавая себе отчет в том, что ОСАГО – неприбыльный бизнес. Вторая группа – наиболее многочисленная, включающая в основном компании среднего уровня, которые сразу или спустя год-полтора откажутся от лицензий на ОСАГО. И третья группа – в основном небольшие региональные компании – будет генерировать убытки по ОСАГО, что в конечном счете закончится разорением страховых компаний, сопровождающимся задержкой выплат, ухудшением качества обслуживания и, как следствие, недовольством клиентов и дискредитацией страхового рынка.

«Прогнозируемая ситуация – это даже не пессимистичный вариант развития рынка ОСАГО, это та реальность, которую мы получим в том случае, если рынок будет развиваться так, как развивается сейчас, – утверждает заместитель директора по страхованию Южно-Уральского филиала компании «АльфаСтрахование» Мария Сазыкина. – Учитывая последние тенденции, сложно предположить, что у компании, портфель которой сформирован в подавляющем большинстве за счет ОСАГО, останутся возможности сдерживать убыточность и отвечать по обязательствам, потому без концентрации компаний уже не обойтись. Положительным моментом такого исхода станет страховой рынок, на котором будут работать самые сильные федеральные компании с развитой филиальной сетью, отлаженной системой оценки ущерба и урегулирования убытков. Это будут компании, обладающие значительной финансовой устойчивостью, богатой практикой работы, способные отвечать по принятым на себя обязательствам перед клиентами. Вместе с тем определенную сложность создаст территориальный вопрос, так как компаниям придется активно развивать филиальную сеть для того, чтобы обеспечить свое присутствие в каждой географической точке России».

«На сегодняшний день цель существующего закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств не совсем понятна: нужно четко определиться – это социальный проект, помогающий автовладельцам задешево решить проблему компенсации убытков, полученных в результате дорожной аварии, тогда пусть ОСАГО занимаются государственные структуры или крупнейшие страховые компании, нужно включить соответствующие дотации в бюджет страны. Если это все же бизнес, тогда необходимо ежегодно пересчитывать тарифы и объяснять людям, что чем хуже они ездят, тем больше платят за страховой полис, – говорит генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. – Стоит учесть, что даже в первом случае, когда государство переложит на пять-шесть крупнейших страховых компаний регулирование финансовых претензий граждан в результате ДТП, тарифы придется поднимать, так как играть в благотворительность подобного масштаба можно недолго».

По мнению представителей страховых компаний, единственный выход из сложившей ситуации – повышение тарифов на ОСАГО. Еще в марте РСА направил в Минфин письмо с предложением повысить тарифы по ОСАГО для частных лиц – с 1980 до 2417 рублей, для такси – с 2965 до 7049 рублей, для маршрутных такси – с 1620 до 3154 рублей, для автобусов с числом сидячих мест более двадцати – с 2025 рублей до 3565 рублей, для троллейбусов – с 1620 рублей до 4964 рублей. Минфин планирует приступить к рассмотрению вопроса о возможности пересмотра страховых тарифов по ОСАГО уже в сентябре.

«Лишь столь непопулярная мера, как повышение тарифов по ОСАГО, способна хоть как-то сгладить имеющуюся проблему – за последние пять лет происходил инфляционный процесс, увеличивались расценки на обслуживание автомобилей, цены на запасные части, и лишь страховые тарифы оставались неизменными», – отмечает Мария Сазыкина.

Кроме того, необходимо скорректировать территориальные поправочные коэффициенты и базовые страховые тарифы по категориям транспортных средств, которые в настоящее время не справляются с ролью по выравниванию убыточности. В связи с высоким уровнем инфляции имеет смысл ввести новый поправочный коэффициент, который позволит ежегодно корректировать тарифы на ОСАГО с учетом инфляции на автозапчасти и услуги автомастерских. Согласно прогнозу аналитиков «Эксперт РА», в случае, если тарифы по ОСАГО в ближайшее время не будут скорректированы, а вступление в силу упрощенной процедуры оформления дорожных происшествий и системы прямого возмещения убытков состоится, как запланировано, в декабре текущего и январе следующего года, – коэффициент убыточности по рынку ОСАГО к 2011 году составит 107,9%.

По мнению Александра Меренкова, помимо пересмотра страховых тарифов и территориальных коэффициентов, основными мерами, способными исправить сложившуюся на рынке ОСАГО критическую ситуацию, являются введение более жесткого наказания водителей за нарушение правил дорожного движения и мошенничество, улучшение качества дорог, утверждение института аварийных комиссаров как равноправного участника рынка ОСАГО, создание единой методики расчета и оценки стоимости ремонта автотранспорта.

Масштабный кризис ОСАГО может сильно затруднить дальнейшее развитие страховой розницы и недостаточно освоенных на сегодняшний день сегментов страхования имущества частных лиц и личного страхования.

Пять лет ОСАГО в цифрах

Источник: Агентство «Эксперт РА» на основе данных РСА

Фото: Иллюстрация с сайта Pro.corbis.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления