Бизнес Экономика Страховой бизнес готовится к «худому» году

Страховой бизнес готовится к «худому» году

Финансовый кризис вынудит страховые компании кардинально пересмотреть ключевые ориентиры бизнеса, сократить издержки и сконцентрироваться на наиболее прибыльных направлениях. Стратегия развития...

" src=

Финансовый кризис вынудит страховые компании кардинально пересмотреть ключевые ориентиры бизнеса, сократить издержки и сконцентрироваться на наиболее прибыльных направлениях. Стратегия развития страховой отрасли в непростые времена обсуждалась на II Ежегодном форуме «Будущее страхового рынка», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА».

На сегодняшний день влияние мирового финансового кризиса остро ощутил весь финансовый сектор России – котировки ценных бумаг на фондовом рынке обвалились, управляющие компании и банки фиксируют значительные убытки и испытывают дефицит ликвидности, пытаясь справиться с оттоком клиентских средств. Страховая отрасль на фоне финансовых потрясений последних месяцев выглядит, на первый взгляд, «тихой гаванью». По словам главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, в условиях финансового кризиса страховые компании обычно обладают большей устойчивостью, потому что в отличие от банковских вкладчиков их клиенты не могут отозвать взносы, да и по сути своей страховые компании являются профессиональными управляющими рисками. В октябре ФССН собрала и проанализировала сведения о финансовом состоянии 16 крупнейших страховых компаний, которые в совокупности контролируют более половины российского рынка страховых услуг, и пришла к выводу, что «ситуация в целом благополучна». Пока о наступлении финансового кризиса говорит лишь увеличение доли денежных средств и снижение вложений в акции в структуре активов страховых компаний.

«Страховой отрасли крах пока не грозит», – полагает Илья Ломакин-Румянцев.

Представители крупнейших страховых компаний, финансовые показатели деятельности которых показались надзорному ведомству вполне благополучными, тем временем выражают серьезную обеспокоенность по поводу развития страхового бизнеса в России. И не столько в связи с мировым финансовым кризисом, сколько с отсутствием внятной позиции российских властей относительно стратегии развития страховой отрасли.

По словам генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Александра Григорьева, в России на уровне правительства страны отсутствует понимание значимости страховой отрасли, ее целей и задач в макроэкономическом смысле, в то время как в цивилизованных странах страхование воспринимается как долгосрочный способ защиты интересов населения и бизнеса. По словам Александра Григорьева, если бы государство пятнадцать лет назад серьезно занялось развитием страховой отрасли, то страховые резервы в условиях финансового кризиса стали бы национальным капиталом, важным источником финансирования наряду со средствами Стабфонда, госбюджета и Фонда национального благосостояния.

«В преддверии кризиса государство не учло опыт кризиса десятилетней давности, когда наиболее пострадало народное хозяйство, которое никак не было защищено», – согласен первый вице-президент «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.

По мнению Александра Григорьева, в России принято считать страховую отрасль «дойной коровой», а потому для компенсации «сверхприбыли» страховых компаний власти передают им социальную нагрузку в виде заведомо убыточных ОСАГО, ДМС, агрострахования, страхования ответственности особо опасных предприятий и туристических операторов. Изначально заниженные «социально направленные» тарифы по указанным видам страхования исключили для клиентов возможность получения страхового возмещения в полном размере, вынудив страховые компании изыскивать «обходные пути» для уклонения от выплат под благовидным предлогом или занижения суммы возмещения.

«Пора уже создавать не социально ориентированные законы о страховании, а законы, защищающие интересы населения», – призывает Александр Григорьев.

Несмотря на то, что в недрах Министерства финансов в последние годы разрабатывалась долгосрочная стратегия развития страховой отрасли, желаемый результат пока так и не получен. Во времена финансовых потрясений любая законодательная недоработка или стратегическая ошибка в области регулирования страхового рынка – это удар по отрасли, который в сегодняшних реалиях будет ощущаться гораздо болезненнее, чем в «мирное время».

«Стратегия крайне важна для рынка страховых услуг, причем это должно быть не видение развития отдельной отрасли, а важная часть общей стратегии финансового рынка России на долгосрочную перспективу», – отмечает директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Сегодня страховое лобби – Всероссийский союз страховщиков – не обладает достаточным весом при обсуждении законодательных инициатив, касающихся развития рынка страховых услуг. А власти и надзорные ведомства, судя по всему, явно недооценивают влияние финансового кризиса, который уже внес серьезные коррективы в планы развития страховой отрасли. По словам Павла Самиева, замедление темпов развития страхового рынка, обострение проблемы роста убыточности, обесценение инвестиций приведет к банкротству целого ряда российских страховых компаний в 2009 году.

Заметное снижение объемов собираемых премий в следующем году ожидается фактически по всем секторам, исключая страхование, связанное с госконтрактами или крупными инфраструктурными объектами. Согласно прогнозу, представленному на форуме генеральным директором компании «АльфаСтрахование» Владимиром Скворцовым, в реальном выражении рынок страховых услуг упадет на 5-20% в зависимости от уровня инфляции и снижения номинальных сборов страховых компаний. В 2009 году наибольший рост страховых поступлений, да и то в пределах лишь 10-15%, продемонстрирует сегмент добровольного страхования автомобилей от угона и ущерба, а также ДМС и страхования выезжающих за рубеж. По всем остальным видам страхования сборы упадут или вырастут крайне незначительно.

По словам Владимира Скворцова, основные угрозы для страховой отрасли несет падение сборов по страхованию залогов по корпоративным и ипотечным кредитам, а также страхованию, связанному с потребительским и автокредитованием. Стагнация сборов страховых премий будет наблюдаться и в прежде приносившем немалую прибыль сегменте страхования строительно-монтажных рисков: сейчас строительство многих объектов приостановлено, строительные компании оптимизируют расходы, и в первую очередь сокращаются затраты на содержание «лишних» рабочих и страхование.

Сборы премий страховых компаний

Источник: «АльфаСтрахование»

«С подводной лодки никуда не денешься: тяжелая финансовая ситуация, как называет кризис российское правительство, отразилась и на страховых компаниях», – констатировал Владимир Скворцов.

Вероятными сценариями развития отрасли в условиях кризиса в ближайшей перспективе страховщики видят консолидацию отрасли и банкротство отдельных компаний, что, впрочем, пойдет только на пользу российскому рынку страховых услуг.

«Малому бизнесу нет места на рынке страховых услуг, как и в финансовой отрасли в целом, малый бизнес должен оказывать иные виды услуг и заниматься производством», – убежден Дмитрий Маркаров.

Однако сегодня цивилизованному проведению процедуры банкротства мешает отсутствие четких правил передачи страхового портфеля, а также механизма принятия решения о санации страховой компании.

До недавнего времени динамичное развитие страховой отрасли позволяло быстро нарастить страховой портфель и выгодно продать бизнес, то сейчас подобная стратегия невыполнима, при этом на фоне падающих сборов премий покрывать убытки за счет инвестиционного дохода, который в прежние годы у отдельных компаний мог достигать 20-25%, уже не удастся. «Болевая точка» сегодняшнего страхового рынка – отсутствие надежных финансовых инструментов. По данным Росстрахнадзора, в структуре страховых резервов депозиты в коммерческих банках занимают около 23%, порядка 7% активов страховых компаний вложено в акции, еще 8% – в векселя, причем доля последних двух показателей постепенно уменьшается. Денежные средства в резервах страховых компаний составляют около 16%, доля перестрахования – 11%, и порядка 13% активов составляет дебиторская задолженность. В структуре собственных средств по итогам первого полугодия 2008 года 13% приходится на банковские вклады, 18% – на векселя, 11% – на акции и 23% – на денежные средства.

«Очень важная задача сейчас – это сохранить страховые резервы и собственные средства, – отмечает председатель правления компании СОГАЗ Вадим Янов. – Сегодня многие финансовые инструменты исчезают или обесцениваются. Фондовый рынок является непрозрачным и спекулятивным, и страховые компании, которые вложились в ценные бумаги, покажут плачевный результат по финансовой деятельности за прошедший год. Сейчас все страховые компании стремятся разместить резервы на банковских депозитах, ставки по которым подросли и практически сравнялись с показателем инфляции. При этом большинство компаний стремится разнести средства по разным валютам, чтобы обезопасить инвестиционный портфель».

По словам Ильи Ломакина-Румянцева, сегодня страховые компании размещают примерно пятую часть активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, в банках, которые обладают рейтингами никому не известных национальных агентств, которые даже не считаются рейтинговыми агентствами, а называют себя консалтинговыми фирмами. По словам генерального директора страховой группы Межрегионгарант Евгения Потапова, этому есть простое объяснение – в погоне за наращиванием страхового портфеля компании заключали соглашения о сотрудничестве с различными банками, которые, в свою очередь, требовали обязательного размещения средств страховых компаний на депозитах и расчетных счетах. Тесное взаимодействие с кредитно-финансовыми организациями ставит страховую отрасль в жесткую зависимость от состояния банковского сектора страны.

«Серьезных потрясений на страховом рынке удастся избежать лишь в том случае, если не обрушится банковский сектор», – говорит Дмитрий Маркаров.

Прогнозируемые в ближайшем будущем серьезные проблемы российских страховых компаний связаны также с плохим качеством страхового портфеля и большими издержками на ведение дел. Осложняют ситуацию и многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов, которые в условиях кризиса готовы спорить со страховыми компаниями за каждый рубль. По словам руководителя Национального агентства финансовых исследований Ольги Кузиной, социологические опросы показывают, что в России отсутствует понимание природы страховой услуги – люди, покупая страховой полис, полагают, что они приобретают не чувство защищенности от непредвиденных обстоятельств, а право на получение выплаты. Иными словами, клиент страховой компании стремится «отбить» потраченные на полис деньги.

Обязательными пунктами антикризисной программы большинства страховых компаний, по мнению экспертов, станет жесткое сокращение издержек – совершенствование организационной структуры, снижение затраты на ведение дел, оптимизация налогов и закупок, сокращение персонала и пересмотр системы мотивации и вознаграждения страховых агентов. Как отметил Дмитрий Маркаров, в последние годы зарплаты в страховой отрасли росли несоразмерно рентабельности: «ОСАГО дало денежные потоки, от которых у некоторых компаний «съехала крыша». Иностранные компании, пришедшие на российский рынок, создали пресс на рынке труда: абсолютно рядовых менеджеров среднего звена перекупали с коэффициентом в 2-3 раза». Финансовый кризис, по его мнению, расставит все по своим местам.

«Рынок страхования в ближайшие годы ожидают ротация и миграция кадров», – говорит лидер страховой практики в СНГ компании «Делойт» Алекс Корогодски.

Впрочем, как отмечает генеральный директор «Альянс РОСНО Жизнь» Максим Чернин, финансовый кризис – это время не только торможения роста бизнеса, но и время новых возможностей для роста и развития. И те компании, которые сумеют использовать изменившиеся условия для улучшения бизнеса, выйдут из кризиса более сильными и эффективными.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления