Экономика Банкам интересны даже «нерентабельные» зарплатные проекты

Банкам интересны даже «нерентабельные» зарплатные проекты

Несколько лет назад банки только начинали предлагать комплексное обслуживание предприятий и организаций в рамках зарплатных проектов, сегодня же сегмент уже близок к насыщению. Банки «дерутся» даже за небольшие предприятия...

" src=

Несколько лет назад банки только начинали предлагать комплексное обслуживание предприятий и организаций в рамках зарплатных проектов, сегодня же сегмент уже близок к насыщению. Банки «дерутся» даже за небольшие предприятия для расширения клиентской базы, а при реализации крупных зарплатных проектов и вовсе согласны на «нулевую» прибыль.

Сегодня банковские карты воспринимаются как привычное и удобное средство расчетов, и наличие двух-трех, а то и пяти карт разных банков уже в диковинку: зарплатная карта, кредитная карта, бонусная карта к вкладу... При этом первая пластиковая карта, как правило, у многих южноуральцев появляется именно в рамках «зарплатного» проекта предприятия и компании.

В последние годы банки Челябинска активно продвигали зарплатные проекты в рамках расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, убедительно доказывая, насколько удобным и выгодным способом расчетов с сотрудниками это является не только для крупных предприятий, но и для небольших компаний. Сейчас рынок зарплатных проектов уже близок к насыщению, и для привлечения новых клиентов банки готовы пойти на серьезные уступки: снижают размер комиссии, предлагают широкий набор дополнительных опций, размещают банкоматы на территории предприятия, предоставляют сотрудникам организаций, обслуживающихся в рамках зарплатного проекта, льготные условия кредитования. Меры вполне своевременные: во время кризиса финансовая устойчивость ряда банков пошатнулась, и сегодня многие предприятия подумывают о смене банков-партнеров. Подтолкнуть предприятие перейти на расчетно-кассовое обслуживание в другой банк способны не только неблагоприятные слухи или реальные свидетельства финансового неблагополучия банка, но и низкое качество обслуживания, высокие тарифы. Конкурентная борьба вступила в новую фазу, и ряд банков уже запустил маркетинговые акции по привлечению корпоративных клиентов, выражая готовность некоторое время предоставлять услуги на грани рентабельности.

«Рентабельным сегодня считается любой зарплатный проект, даже если в штате компании значится всего 30 сотрудников – этого достаточно, чтобы зарплатный проект был интересным и выгодным как для самой компании, так и для банка. Зарплатный проект можно рассматривать и как одну из составляющих соцпакета для сотрудников компании», – говорит начальник управления по работе с частными клиентами филиала BSGV в Челябинске Дмитрий Вощенко.

Управляющая челябинским филиалом «Абсолют Банка» Халима Харисова считает, что зарплатный проект интересен практически всем организациям, штат которых составляет более десяти человек, так как гибкая тарифная политика банка и использование современных банковских технологий позволят компании снизить издержки и оптимизировать бизнес-процессы. В частности, зарплатные проекты позволяют сэкономить на содержании персонала, задействованного в распределении заработной платы сотрудникам, исключить комиссию за снятие наличных денежных средств с расчетного счета, исключить оплату инкассации денежных средств для выплаты заработной платы, оптимизировать рабочее время сотрудников на получение заработной платы. Кроме того, определенную выгоду получат и сотрудники, которые смогут пользоваться круглосуточной поддержкой по вопросам использования пластиковых карт, безналично оплачивать товары и услуги в магазинах и торговых точках по всему миру, контролировать состояние счета через Интернет, по телефону и посредством SMS-сообщений.

Для банков, как отмечает начальник управления розничных банковских продуктов банка «Монетный дом» Александр Нейштат, ведение зарплатных проектов интересно благодаря возможности предложить и предприятиям, и их сотрудникам другие финансовые продукты и услуги. Прежде всего каждый зарплатный проект – это новые частные клиенты, получающие стабильный заработок, что позволяет банку предложить им финансовые продукты на льготных условиях. Кроме того, банки получают доход от проведения карточных операций и хранения остатков на счетах клиентов.

Заместитель директора департамента разработки и продаж банковских карт и потребительских кредитов «Юниаструм Банка» Александр Зенцов пояснил, что при внедрении большого зарплатного проекта у банка возникают дополнительные расходы, например, на установку банкоматов на территории предприятия и их обслуживание. При реализации зарплатного проекта на небольшом предприятии такие затраты, как правило, отсутствуют, сотрудники организации пользуются имеющейся банкоматной сетью банка.

Спад на рынке розничного кредитования повысил для банков значимость финансовых продуктов и услуг, приносящих стабильный комиссионный доход, к которым в числе прочих относятся и зарплатные проекты. Размер комиссионного вознаграждения банка в данном случае зависит от численности сотрудников, в среднем варьируется от 0% до 0,8% фонда заработной платы организации.

«Обострение конкуренции, безусловно, влияет на готовность банков идти на уступки: снижать величину комиссии за перечисление денег на карты сотрудников, на стоимость выпуска карт, а также способствует появлению дополнительных предложений для сотрудников и руководителей компаний: возможны льготные условия кредитования, скидки на другие услуги банка, например, аренду сейфовых ячеек, бесплатный выпуск карт премиум-сегмента для топ-менеджмента», – рассказывает Дмитрий Вощенко.

Финансовый директор ЦТ «Молния» Мариан Вербовецкий говорит, что при выборе банка, с которым компания будет сотрудничать по зарплатному проекту, учитывается возможность расположения банкоматов в каждом торговом комплексе для удобства использования сотрудниками. Кроме того, принимаются во внимание тарифы за зачисление на карты средств, ведь этот фактор напрямую связан с расходами предприятия. Веским доводом в пользу того или иного банка станет и предложение льготных условий по кредитованию как сотрудников, так и предприятия.

Руководитель отдела правительственных и внешних связей компании «МЕТРО Кэш энд Керри» Оксана Токарева рассказывает, что при выборе банка-партнера для компании важно, чтобы сотрудники получали зарплату вовремя, поэтому в расчет принимается целый ряд критериев, подтверждающих надежность и финансовую устойчивость банка. «В первую очередь мы обращаем внимание на рейтинг банка, подтвержденный международными рейтинговыми агентствами. Кроме того, одним из ключевых факторов является широкая филиальная сеть, возможность согласования приемлемых тарифов и удобство обслуживания», – говорит Оксана Токарева, отмечая, что компания предпочитает сотрудничать сразу с несколькими крупными банками.

«Несмотря на то, что перечисление заработной платы на банковские карты – это, вроде бы, процесс стандартный, у каждого предприятия существует уникальная структура и внутренние процессы, и наш банк делает все, чтобы «подстроиться» под компанию», – говорит заместитель управляющего челябинским филиалом «ЮниКредит Банка» Ирина Кудрякова.

Как отмечает Дмитрий Вощенко, сейчас интерес банков смещается в сторону сегмента малого и среднего бизнеса, где конкуренция пока не столь высока. Начальник отдела платежных карт челябинского филиала «Промсвязьбанка» Анна Чувашова соглашается: сегодня имеется очень много «неохваченных» банковскими услугами клиентов среди средних и малых предприятий Челябинска, где численность сотрудников обычно составляет от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В отличие от зарплатных проектов с крупными предприятиями, в которых численность персонала доходит до нескольких тысяч сотрудников, обслуживание малого и среднего бизнеса позволяет банкам обеспечивать индивидуальный подход к каждому сотруднику: банки не ограничиваются выпуском карт и установкой банкоматов, но постоянно поддерживают отношения с частными клиентами, обеспечивая их полным комплексом финансовых услуг.

По словам Ирины Кудряковой, значительная часть крупных компаний также все еще находится в поиске банка-партнера, который бы целиком и полностью соответствовал требованиям и видению предприятия, правда, зачастую поиск является пассивным.

Однако представители банков уверены в одном, что кризис приведет к перераспределению сил в данном сегменте банковского бизнеса.

«Кризис уже повлиял на рынок зарплатных проектов. В первую очередь это отразилось на объемах средств, перечисляемых на карты сотрудников в качестве зарплаты, – отмечает Александр Нейштат. – Сейчас происходит некоторое уменьшение сумм, различное для тех или иных организаций: несколько снизились тарифы по обслуживанию предприятий по зарплатным проектам».

По словам Ирины Кудряковой, во время кризиса было заметно сокращение количества персонала в некоторых компаниях и размеров зарплатных перечислений.

«В регионах, в том числе и в Челябинской области, население все более активно использует пластиковые карты, но до сих пор этот процесс не носит такой массовый характер, как в Москве и Санкт-Петербурге, – рассказывает Ирина Кудрякова. – Поэтому при подключении нового клиента иногда встречается недоверие к «пластику»: южноуральцы по-прежнему предпочитают наличные расчеты. Однако, как правило, после первых месяцев использования новой системы оплаты сотрудники получают возможность оценить преимущества электронного кошелька и отказываться от него уже не хотят».

В условиях кризиса, по словам Ирины Кудряковой, возможно определенное перераспределение сил на рынке зарплатных проектов: так как это продукт долгосрочный, рассчитанный на длительное партнерство, компании продолжают рассматривать условия, предлагаемые различными банками. Кроме того, сейчас еще большее значение приобретают надежность банка и его репутация, поэтому крупные и устойчивые кредитно-финансовые организации ощущают заметный приток новых клиентов.

Фото: Фото с сайта Grandsouth.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления