Рынок автокредитования вернулся на пять лет назад

Объемы выдачи новых автокредитов продолжают сокращаться. Исправить ситуацию не в состоянии даже действующая система субсидирования процентных ставок по кредитам. Игроки рынка утверждают, что за льготными иномарками...

Поделиться

" width=

" width=

Поделиться

Объемы выдачи новых автокредитов продолжают сокращаться. Исправить ситуацию не в состоянии даже действующая система субсидирования процентных ставок по кредитам. Игроки рынка утверждают, что за льготными иномарками выстраивается очередь, между тем продажи автомобилей более высокого класса падают. Не исключено, что такая тенденция продлится до конца года.

Согласно прогнозам агентства «Автостат» к концу 2009 года рынок автокредитования в России сократится почти в четыре раза по сравнению с прошлым годом. По предварительным оценкам его объем составит 5,6 млрд против 20 млрд долларов годом ранее. Аналитики уверяют, что столь неутешительные прогнозы возвращают российский рынок автокредитования на уровень 2004 года. На тот моменты россияне приобрели в кредит порядка 350 тыс. автомобилей.

Игроки рынка рассказывают, что в последние годы основной движущей силой российского автомобильного ретейла являлись продажи новых легковых автомобилей. При этом за два последних года объем рынка увеличился втрое: ежегодно по кредитным схемам продавалось более 1 млн автомобилей. Однако кризис расставил все точки над «i». Коренной перелом произошел в августе 2008 года, когда наметилось снижение спроса на выдачу новых автокредитов. Так, если еще летом прошлого года практически каждый второй новый автомобиль покупался в кредит, то к концу 2008 года доля кредитных машин снизилась до 15-20%. Такая тенденция была в первую очередь связана с тем, что банки начали все более активно повышать ставки и ужесточать условия выдачи кредитов. На снижении спроса сказалось и уменьшение лимитов кредитования в 5-10 раз. По оценкам экспертов агентства «Автостат», за первые шесть месяцев текущего года в кредит было реализовано порядка 130-150 тыс. машин. За аналогичный период прошлого года этот показатель достигал порядка 700 тысяч.

Директор центра автокредитования челябинского филиала «Юниаструм Банка» Валентина Устьянцева рассказывает, что, когда в 2004 году челябинский рынок автокредитования только развивался, конкурентов можно было посчитать по пальцам одной руки. «На тот момент средняя рыночная ставка была на уровне 18-19% годовых, –рассказывает Валентина Устьянцева. – Сегодня рыночная ситуация по средней процентной ставке аналогичная. Но еще в январе-феврале текущего года средняя ставка 20-21% была вполне уместной».

По ее словам, рынок автокредитов резко откатился назад осенью-зимой прошлого года, и это может позволить отыграть обратно в конце 2009 - начале 2010 года. «Главную роль будут играть те банки, которые обладают необходимыми ресурсами, – уверяет Валентина Устьянцева. – Та доля рынка автокредитов, которая сейчас потеряна, это желающие купить автомобиль без первоначального взноса. Но и для таких клиентов можно найти решение. В сегодняшней ситуации важно, чтобы человек реально оценивал свои возможности погашения ежемесячной суммы по кредиту, а не просто ориентировался на дорогой, не оправдывающий затраты автомобиль».

Директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет говорит, что сегодня средние ставки на рынке автокредитования составляют около 22% годовых в рублях и около 18% в иностранной валюте. По его оценкам, рост процентных ставок в период кризиса составил 10-12% годовых.

К тому же в нестабильный период банки не только повышали ставки по кредитам, но и вовсе приостанавливали выдачу новых займов. Эксперты полагают, что сложившаяся ситуация временная и уже к 2010 году банки вновь вернутся к высокодоходному бизнесу. Положительное влияние может оказать улучшение ситуации с ликвидностью на банковском рынке и снижение стоимости фондирования. Однако такой сценарий развития возможен лишь в том случае, если не будет второй волны финансового кризиса.

Виктор Хребет уверяет, что в случае увеличения доли просроченной задолженности в кредитных портфелях банков они будут вынуждены увеличивать резервы на возможные потери, что приведет к снижению капитализации и вынудит их изыскивать дополнительные средства для докапитализации. Это, в свою очередь, приведет к приостановке/заморозке кредитных программ или к существенному увеличению процентных ставок по выдаваемым ссудам, а также к более жесткому андеррайтингу заемщиков. «Если же второй волны кризиса удастся избежать или пройти малой кровью, то возможно, что стоит ждать незначительного снижения стоимости кредитов и некоторых послаблений в части требований к заемщику и объектам залога», – полагает Виктор Хребет.

Главный специалист пресс-службы банка ВТБ24 Вадим Маркарян подтверждает, что в целом ситуация на рынке автокредитования пока не внушает оптимизма. «По нашим оценкам, сокращение объемов кредитования в 2009 году составит 65-70% по сравнению с 2008 годом, – говорит Вадим Маркарян. – В основном это вызвано снижением покупательской способности, ростом стоимости автомобилей, отложенным спросом в связи с кризисом (ожидание лучших времен), а также ужесточением условий автокредитования (рост ставок, рост минимального первоначального взноса, ужесточение требований к заемщику). Также возможно дальнейшее сокращение числа банков, предлагающих программу автокредитования».

Как отмечает Виктор Хребет, восстановлению кредитного рынка препятствуют следующие факторы: отсутствие дешевых источников фондирования, нестабильность на валютном рынке, увеличение числа безработных граждан и снижение доходов населения. Все это приводит к росту просроченной задолженности по выданным кредитам.

По его сценкам, спрос будет восстанавливаться по мере выхода мировой экономики, и в частности экономики России, из кризиса. «После того, как в экономике страны произойдет переломный момент – прекратится спад и начнется рост, можно ожидать увеличения числа рабочих мест, роста доходов населения, стабилизации курса национальной валюты. У населения появится уверенность в завтрашнем дне, и в итоге это приведет к росту потребительской активности, – полагает эксперт. – Вероятно, восстановление объемов кредитования до показателей 2007-2008 годов наступит не ранее чем к 2013 году при условии, что к концу 2009 – началу 2010 мировая экономика начнет выходить из рецессии».

На сегодняшний день, по словам Вадима Маркаряна, кредитные продажи на авторынке снижаются из-за существенного падения продаж автомобилей во всех ценовых сегментах. На фоне общего снижения доходов населения в России все это приводит к тому, что люди откладывают покупку автомобиля, в том числе покупку в кредит. При этом существенного снижения ставок или уменьшения первоначального взноса, по прогнозам Вадима Маркаряна, до конца года ожидать не следует. Но в связи с тем, что конкуренция на рынке автокредитования остается достаточно интенсивной, будут развиваться различные партнерские программы с автопроизводителями с более привлекательными условиями.

Однако вполне вероятно, что о лояльных видах кредитов россиянам придется забыть. Специалисты полагают, что банки с неохотой будут предоставлять кредиты без первоначального взноса.

При этом в последнее время наибольший спрос наблюдается на специальные программы, предлагаемые банками в тандеме с представительствами производителей и дилерами, а также на автомобили средней ценовой категории. Виктор Хребет рассказывает, что в связи с отсутствием стабильности на валютном рынке подавляющая часть населения выбирает кредиты в рублях. «Даже в Москве и Санкт-Петербурге, где до недавнего времени доля валютных кредитов превышала 70% от общего числа кредитов, население преимущественно переориентировалось в рубли, – отмечает эксперт. – К сожалению, с удорожанием и зачастую отсутствием длинных источников фондирования большая часть банков были вынуждены снизить максимальный срок кредитования с 60 до 36 месяцев».

Между тем россияне, привыкшие к жизни в кредит, из-за кризиса стали более рассудительными и бережливыми. Так, согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, большинство россиян (93%) не намерены в ближайшие полгода брать кредит, а 75% опрошенных считают, что сейчас не самое подходящее время для кредитования. Противоположного мнения придерживаются всего 9% россиян, причем в основном подобной точки зрения придерживаются хорошо обеспеченные люди.

Одалживать деньги у банка в ближайшее время собирались лишь 7% жителей страны, 2% из них планировали приобрести на эти деньги автомобиль, по 1% планируют потратить кредитные средства на недвижимость, ремонт квартиры или дома, мебель, аудио-, видео- и бытовую технику, неотложные нужды и так далее.

«В сложившейся ситуации большая часть населения не чувствует уверенности в благополучном завтрашнем дне и либо полностью отказывается от существенных трат, либо решает с ними повременить, – уверяет Виктор Хребет. – Именно поэтому спрос на такие целевые кредиты, как ипотека и автокредиты, предполагающие существенные приобретения и связанные с этим значительные расходы, снизится. При этом спрос на мелкие потребительские нецелевые кредиты сохранится».

Директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов уверяет, что к концу года не стоит ожидать повышения спроса на кредиты. По его словам, снижение намерений жителей России пользоваться кредитами связано с кризисными процессами, проходящими в экономике страны, которые находят свое отражение в поведении потенциальных заемщиков. Это проявляется в снижении доходов, росте расходов населения, потере постоянного места работы, а также наличии выросших погашений по уже существующим кредитам. Кроме того, высокий уровень дефолтов клиентов отражается в росте просроченной задолженности по банковской системе страны. Это, в свою очередь, влияет на рост процентных ставок на кредитные продукты, снижает возможности потенциальных клиентов. Кроме того, с началом кризисных явлений банки существенно повысили требования к первоначальному взносу, а это требует способности от потенциального заемщика сберегать и накоплять.

«Продукт «Автокредитование» требует качественной организации процесса выдачи, сопровождения и взыскания задолженности, – говорит Олег Соколов. – Поэтому в кризисные периоды банки стараются предоставлять кредиты низкорисковым сегментам клиентов, а это небольшая часть из обращающихся клиентов (меньше 7% обращений). Как правило, данные клиенты должны иметь кредитный опыт, быть действующим клиентом банка, обладать адекватным социально-демографическим профилем. В связи с этим, пока ситуация на рынке не стабилизируется, независимо от желания населения страны рискнуть и взять кредит, банки будут следовать консервативной стратегии кредитования».

Эксперт полагает, что банки сосредоточатся на осторожном увеличении собственного кредитного портфеля за счет существующей клиентской базы, что позволит существенно снизить кредитные риски и сформировать кредитный портфель.

Между тем государство всеми силами пытается поддержать внедренную ранее программу льготного кредитования. Однако, в связи с тем что недавно премьер-министром России Владимиром Путиным было подписано постановление об увеличении максимальной стоимости автомобилей до 600 тысяч рублей и уменьшении с 30 до 15% размера минимального первоначального взноса за автомобиль, банкиры прогнозируют увеличение среднего размера кредита и рост количества обращений. Пока же, как отмечает начальник отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения Сбербанка России Елена Летова, с момента вступления в действие правительственной программы по автокредитам отделениями Сбербанка, расположенными в Челябинске и Челябинской области, было выдано 270 таких кредитов, что составило почти половину от количества всех кредитов, выданных на приобретение транспортных средств. Средняя сумма кредита, выдаваемого по программе субсидирования, составила 184 тыс. рублей.

Как уверяет Вадим Маркарян, банк ВТБ24 в рамках госпрограммы на 1 июля 2009 года выдал более 2 тысяч кредитов по России на сумму свыше 360 млн рублей.

Всего же, по данным Минпромторга, до 2 июля уже выдано 16 217 кредитов, а общее количество заявок составило 29 878.

«Программа льготного автокредитования подстегнула спрос в основном на отечественные автомобили, – рассказывает эксперт, – другие предложенные марки автомобилей не всегда есть в наличии из-за ценового диапазона, ограничивающего максимальную стоимость автомобиля на уровне 350 тысяч рублей. Например, на автомобиль марки Ford Focus стоимостью 350 тысяч рублей запись осуществляется на два-три месяца вперед. Кроме того, первоначальный взнос 30% для регионов является достаточно большой суммой, и не все клиенты, заинтересованные в покупке автомобилей, попавших в список, утвержденный Минпромторгом, могут найти такую сумму. Поэтому решение правительства об увеличении максимальной стоимости автомобиля до 600 тысяч рублей и снижении первоначального взноса, безусловно, положительно повлияет на покупателей и на весь рынок в целом».

Напомним, после внесения изменений в программу льготные кредиты стали распространяться на российские автомобили Lada, а также иномарки Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, Ford Mondeo, Volkswagen Jetta и Golf, Skoda Octavia, Octavia Tour.

В настоящее время в Сбербанке России реализуются совместные программы с «Джи Эм Эй Си СНГ» (автомобили Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac, Hummer), «Хендэ Мотор СНГ» (автомобили Hyundai), «Соллерс» (автомобили SsangYong, УАЗ, Fiat), АвтоВАЗ (автомобили Lada), «Рольф Импорт» (автомобили Mitsubishi) и «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» (автомобили Audi, Volkswagen, Skodа).

Игроки рынка надеются, что увеличение списка автомобилей «подстегнет» граждан, и рынок автокредитования рано или поздно начнет оживать.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter