Все новости
Все новости

Лизинг: новая волна роста

Спрос на услуги лизинга со стороны челябинского бизнеса практически вернулся на докризисный уровень. Условия финансовой аренды стали более лояльными, и лизинговые компании отмечают прирост обращений...

Поделиться

Поделиться

Спрос на услуги лизинга со стороны челябинского бизнеса практически вернулся на докризисный уровень. Условия финансовой аренды стали более лояльными, и лизинговые компании отмечают прирост обращений. С учетом государственной политики по стимулированию малого и среднего бизнеса лизинговые компании видят большой потенциал в развитии данного сектора и готовят специальные программы.

Итоги первого полугодия 2010 года оказались для лизинговых компаний Урала и Западной Сибири обнадеживающими: согласно рейтингу аналитического центра «Эксперт-Урал», сумма вновь заключенных сделок выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в два с половиной раза. При этом лизинговые компании за первые шесть месяцев года заключили новые контракты в объеме, равном показателю за весь прошлый год – 7,3 млрд рублей. Количество заключенных сделок выросло с 1081 в первой половине 2009 года до 1961 за шесть месяцев 2010 года. Для рынка лизинговых услуг, который во время кризиса испытывал более сильное сжатие, чем банковское кредитование и факторинг, это безусловный оптимизм.

Подсчитать потери отрасли за время кризиса – банкротства региональных лизинговых компаний крайне сложно: лизинговая деятельность не лицензируется и точной статистики не ведет ни одно государственное ведомство. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», в течение 2009 года заявления о банкротстве поступили в отношении как минимум 40 лизинговых компаний.

Поделиться

«С лизингового рынка Южного Урала ушло около 20% игроков, в том числе четыре крупных федеральных лизинговых компании, хотя состав лидеров на местном рынке не изменился, – говорит директор Челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин. – В некоторых уральских компаниях лизинговый портфель за время кризиса сократился на 75%».

Поделиться

«Удар кризиса ощутили на себе все лизинговые компании без исключения: пусть по-разному, с различной глубиной падения и масштабом потерь, но никто не остался в стороне, – вспоминает директор компании «Уралпромлизинг» Антон Гугнин. – Однако все основные игроки регионального рынка лизинговых услуг, в том числе челябинские компании, прошли кризис и сейчас занимаются активным наращиванием портфеля».

«С минимальными потерями из кризиса вышли те лизинговые компании, которые грамотно анализировали финансовые риски по лизинговым сделкам и работали на «качество» заключаемых лизинговых сделок, а не на их количество, – говорит Дмитрий Митронин. – Большую роль сыграла и диверсификация лизингового портфеля».

Несмотря на то, что Челябинский филиал «Халык-Лизинг» фактически приступил к работе в начале 2008 года, то есть за девять месяцев до кризиса, филиал смог создать качественный портфель лизинговых сделок за короткий промежуток времени.

Поделиться

Лизинговая компания «ЧелИндЛизинг» за прошедший непростой год продемонстрировала также устойчивость, сохранила лидирующие позиции на региональном рынке лизинговых услуг и даже значительно увеличила объем заключенных лизинговых договоров. По словам директора компании «Челиндлизинг» Таисии Зотовой, стабильность положения обусловлена тем, что лизинговый портфель компании имеет большую диверсификацию как по отраслям бизнеса, так и по стоимости сделки.

Секретом успеха компании «РФЦ-Лизинг», по словам ее директора Александра Станковского, во время кризиса стало то, что компания накопила так называемую «подушку ликвидности», благодаря которой сумела исполнить все обязательства перед кредиторами, бюджетом и сотрудниками – в полном объеме и своевременно. В результате рациональной стратегии развития и взвешенной политики в оценке финансовых рисков компании удалось сохранить безупречную кредитную историю, при этом не возникло необходимости и в обращении к финансовым партнерам с просьбой о реструктуризации кредитов и займов.

Именно бесперебойное финансирование деятельности стало залогом успешного преодоления кризиса для большинства лизинговых компаний региона. Как известно, большинство региональных лизинговых компаний используют в качестве основного источника привлечения средств банковские кредиты. В 2009 году банки фактически приостановили финансирование отрасли. «Во время финансового кризиса кредитование лизинговых компаний было практически парализовано, – вспоминает Александр Станковский. – Это привело к тому, что некоторые лизинговые компании были вынуждены свернуть деятельность, так как поступлений по действующим договорам лизинга было недостаточно для покрытия расходов и исполнения обязательств».

В выигрышном положении оказались лизинговые компании, состоящие в «родственных» отношениях с банками. «Большинство лидирующих лизинговых компаний – это дочерние компании региональных и банков с иностранным капиталом – в силу того, что они могут предложить максимально выгодные условия лизинга и быть лояльными по отношению к лизингополучателю в случае возникновении просрочки по платежам, – поясняет Дмитрий Митронин. – Лизинговые компании «при банках» имеют более мощные и дешевые финансовые ресурсы. При возникновении просрочки по уплате лизинговых платежей лизинговая компания, созданная при банке и имеющая финансовую «подушку», может себе позволить не быть «кровожадной» по отношению к клиенту – дать отсрочку по уплате долга, тогда как для мелких лизинговых компаний это нередко становится вопросом выживания».

«Кризис затронул абсолютно все отрасли, но особенно – отрасли, связанные со строительством и производством строительных материалов, – говорит Антон Гугнин. – Некоторые строительные организации, особенно дорожно-строительные, уже больше года не могут получить деньги уже за выполненные подрядные работы и вынуждены брать новые подряды с ценой практически ниже себестоимости, чтобы сохранить коллектив и хотя бы частично обеспечивать выполнение обязательств. Повезло только тем дорожно-строительным организациям, кто уже попал в «дорожную революцию» в Челябинске».

Во время кризиса, в условиях дефицита финансирования и фактического отсутствия спроса на лизинговые услуги лизинговым компаниям пришлось сконцентрировать усилия на реструктуризации проблемной задолженности.

«Проблемы с реализацией лизингового имущества по дефолтным договорам возникли у всех лизинговых компаний, – констатирует Антон Гугнин. – Заключая договора лизинга в 2007 году и в первой половине 2008 года, многие лизинговые компании исходили из того, что цена продаваемого в лизинг имущества будет постоянно расти и на него имеется большой и устойчивый спрос. За многими транспортными средствами и оборудованием на тот момент стояли очереди. Высокий спрос существовал и на рынке бывшего в употреблении имущества, так что лизинговые компании были уверены, что если клиент не рассчитается, то имущество будет продано с прибылью. Однако, как показал кризис, предмет лизинга по дефолтным договорам оказалось не так просто забрать, это занимает время и влечёт дополнительные расходы, а, кроме того, имущество оказалось не ликвидным, вторичный рынок просто «уснул». И изъятое имущество лизинговые компании вынуждены были продавать с очень большим дисконтом и, как правило, с убытками».

Серьезная проблема, с которой столкнулись лизинговые компании в условиях спада - недостаток площадок для реализации техники и оборудования. В России не хватает цивилизованных аукционов подержанной техники, аналогичных тем, которые функционируют в Европе, Японии, Америке. Сайт ChelFin.ru запустил специальный сервис, позволяющий лизинговым компаниям размещать объявления о продаже залогового имущества, предложение вызвало большой интерес. Однако, по словам представителей лизинговых компаний, каналы интернет-торговли пока не играют значительной роли – покупатели предпочитают своими глазами осматривать технику и оборудование перед приобретением.

Как отмечает Таисия Зотова, проблемы возникали, как правило, с оборудованием: по тем ценам, которые, хоть в какой-то степени позволили бы возместить издержки лизинговой компании, реализовать изъятое имущество не удавалось. А вот подержанный транспорт легко находился покупатель. «С осени 2008 года и на протяжении всего прошлого года в компании шла активная работа по реализации изъятого имущества, за которое лизингополучатели не смогли по тем или иным причинным рассчитаться, что позволило не только закрыть проблемы с дебиторской задолженностью, но и заработать дополнительную прибыль», – рассказывает Александр Станковский.

Сейчас, по мнению представителей большинства лизинговых компаний, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в прошлом году году были согласованы реструктуризации графиков лизинговых платежей. А у компаний с тяжелым финансовым состоянием техника была изъята, продана на аукционе или передана с хорошей скидкой другим клиентам лизинговой компании. Доля просроченной задолженности в большинстве компаний уже не превышает 3,5% от суммы лизингового портфеля, и хотя у отдельных компаний еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, отрасль уже находится на стадии роста.

Лидеры по пяти ведущим сегментам лизинга в I полугодии 2010 года

Источник: АЦ «Эксперт-Урал»

Впрочем, полной остановки деятельности по финансированию лизинговых сделок в кризис не произошло, компании продолжали заключать единичные соглашения, уделяя особое внимание оценке финансовых рисков. «В кризисное время появились прекрасные возможности для заключения сделок на приобретение дорогостоящих объектов, так как цены как на автотранспорт, так и на недвижимость значительно снизились, скидки достигали 30-50%, и многие компании из числа наших клиентов воспользовались удачным моментом», – рассказывает Таисия Зотова.

В первом полугодии 2010 года лизинговые компании вновь перешли от реструктуризации просроченной задолженности к наращиванию портфеля сделок. К этому времени рынок банковского кредитования стал восстанавливаться, постепенно исчезла и острота проблемы наполнения ресурсной базы лизинговых компаний. В кредитных организациях появилась избыточная ликвидность, и банки стали охотнее финансировать лизинговые проекты. Крайне своевременной и востребованной оказалась и поддержка со стороны государства – реализация программы поддержки отрасли, запущенная через Российский банк развития. В результате условия лизинговых сделок – сроки финансирования, размер аванса, удорожание – не только вернулись к докризисным показателям, но и стали гораздо привлекательнее.

«Лизинг – это один из видов финансирования, который напрямую связан с банковским кредитованием, и поэтому стоимость услуг лизинговой компании повторяет колебания цены кредитных ресурсов, – говорит Таисия Зотова. – Сегодня банки предлагают финансирование по интересной цене, соответственно и стоимость наших услуг снижается и становится более привлекательной, даже без учета льгот по налогообложению, которые дает лизинг для бизнеса».

Почувствовав оживление деловой среды, челябинские предприятия стали восстанавливать бизнес, завершать отложенные проекты, в связи вновь возникла потребность в финансировании поставок техники, оборудования, транспорта. С другой стороны, лизинговые компании оптимизировали бизнес-процессы, по-новому взглянули на риски и сделали подход к анализу потенциальных клиентов более комплексным, учитывающим не только финансовое состояние лизингополучателя, но и отрасль, специфику бизнеса. Пока, по данным аналитического центра «Эксперт-Урал», спрос на рынке лизинговых услуг формируют в основном крупные компании, доля которых за год увеличилась с 23% до 35%, при этом малый бизнес сохранил свою долю в 29%.

«Бизнес ожил, предприятия уже вернулись к отложенным планам и активно ищут инвестиции для новых проектов, что обязательно повлечет рост спроса на лизинг, – говорит Дмитрий Митронин. – Этому способствует экономическая конъюнктура рынка и проекты с государственным участием на Южном Урале: строительство дорог, электростанций, разработка карьеров».

Наиболее активно растут объемы в сегментах лизинга легковых и грузовых автомобилей, строительной, дорожно-строительной и сельхозтехники. Так, в компании «Халык-Лизинг» наблюдается резкое увеличение числа заявок на лизинг грузового автотранспорта - тягачи, самосвалы – и железнодорожные вагоны. При этом в лизинге грузового автотранспорта заинтересованы в большей степени предприятия, приобретающие технику для перевозок собственной продукции, нежели транспортные компании. Растет и спрос на спецтехнику со стороны предприятий, задействованные в строительстве инфраструктурных объектов. Активно развивается металлообработка, есть заявки и со стороны местного промышленного строительного сектора. Достаточно часто за финансированием обращаются предприятия, связанные с пищевой промышленностью – производством, фасовкой, торговлей.

Как отмечают представители лизинговых компаний, повысился спрос на высокотехнологичное оборудование, дорожную и строительную спецтехнику. А вот дорогие автомобили представительского класса, которые до кризиса руководители челябинских компаний охотно приобретали в лизинг, уже редко фигурируют в лизинговых сделках.

Поделиться

«Основные клиенты остались прежние: это и пищевая отрасль, и торговля, и медицина, и машиностроение, и деревообработка, – перечисляет Таисия Зотова – Учитывая, что лизинговые компании предоставляют не деньги, которые можно использовать на повседневные нужды, а основные средства, то есть то, что предполагается использовать не только сегодня, но и в отдаленном будущем, можно сделать вывод, что основная часть челябинских предприятий достаточно уверенно смотрит в будущее. Даже строительная отрасль, которая пострадала особенно сильно, возвращается к лизинговому финансированию».

Впрочем, политика компаний по отношению к долговой нагрузке за последние два года заметно изменилась. «Кризис научил компании быть более осторожными: раньше, видя бурные темпы развития экономики, представители бизнеса были абсолютно уверены в своём будущем и достаточно легко принимали инвестиционные и финансовые решения, – говорит Антон Гугнин. – Однако во время кризиса необдуманная практика заимствований стала одной из главных причин банкротства многих компаний. Поэтому сейчас, принимая решение о приобретении основных активов, компании более реалистично подходят к своим финансовым возможностям и перспективам развития отрасли».

При этом наблюдаются равнонаправленные тенденции: наряду с существенным снижением размера авансового платежа и удорожания ужесточаются требования лизинговых компаний к финансовому состоянию предприятия, так как многие компании «обожглись» на крупных дефолтах. Так, размер авансового платежа, как правило, составляет 20% от стоимости приобретаемого в лизинг имущества, однако ряд компаний готовы рассматривать и возможность уплаты из собственных средств лизингополучателя только 10% суммы сделки. Как правило, лизинговые компании проявляют большую лояльность при оценке финансового состояния компании, чем банки.

Кроме того, в отличие от ситуации с банковским кредитом при лизинговой сделке залог не требуется – обеспечением выступает приобретаемое оборудование или транспорт, а длительная рассрочка существенно снижает размеры платежей и позволяет компании рационально управлять финансовой нагрузкой. Кроме того, многие лизинговые компании готовы предложить различные графики погашения, учитывающие финансовые потоки и сезонность бизнеса, а также стоп-период на время наладки и запуска приобретенного в лизинг оборудования.

«Лизинг – это штучный товар для широкого потребления, потому что приоритеты у каждой компании свои. Поэтому для каждого клиента мы подберем именно тот вариант, при котором будут учтены все особенности лизингополучателя и соблюдены все его интересы. Количество повторных обращений в нашу компанию – тому свидетельство, – рассказывает Таисия Зотова. – Так, если это предприятие, которое в какой-то период имеет избыточную прибыль, то, как правило, необходимо построить график лизинговых платежей таким образом, чтобы оптимизировать налоговые выплаты. Если же предприятие приобретает дорогостоящее оборудование, которое требует длительного монтажа и наладки, то необходим стоп-период по основным платежам, что, естественно, приведет к удорожанию стоимости сделки, но позволит оптимизировать финансовые потоки предприятия. Если же у предприятия не хватает средств в определенный период в связи с сезонностью бизнеса, то необходимо распределение лизинговых платежей с учетом этих особенностей».

В компании «Халык-Лизинг» готовы предложить отсрочку по уплате лизинговых платежей на период поставки оборудования до года, а также предоставить сезонный график уплаты платежей и учесть другие особенности бизнеса.

Обычно договор лизинга заключается сроком до трех-пяти лет (как правило, в соответствии со сроком амортизации оборудования и транспорта), при этом в линейке ряда лизинговых компаний есть и предложения сроком на семь и даже десять лет – при приобретении в лизинг коммерческой недвижимости. Средний коэффициент удорожания составляет 8-10% в год, при этом нижняя планка находится на уровне 5%.

«Сейчас условия лизингового финансирования приблизились к докризисным показателям: размер аванса – от 10%, срок лизинга до пяти лет, – говорит Дмитрий Митронин. – Лизинговые компании «при банках» имеют доступ к относительно недорогим источника финансирования: 12-15% годовых на срок до пяти лет. Если прибавить 2-3% маржи лизинговых компаний, получите реальную стоимость лизингового финансирования в крупных лизинговых компаниях».

Однако ситуация на рынке лизинговых услуг пока не безоблачная: часть заявок, причем существенно большую, чем в прошлые годы, лизинговые компании вынуждены отсеивать. «Кризис показал, что главное – не доля рынка, а качество лизингового портфеля», – констатирует Антон Гугнин. Лизинговые компании еще не забыли уроки кризиса, в течение которого приходилось заниматься дебиторской задолженностью, возникшей из-за неспособности предприятий обслуживать обязательства. Вместе с тем лизинговые компании стали более лояльны по отношению к молодым компаниям, существующим не более года: новые фирмы, во-первых, не испытывают чрезмерной долговой нагрузки, а во-вторых, нацелены на агрессивный захват доли рынка, активный поиск свободных ниш.

Прогнозы развития отрасли и прироста лизингового портфеля вполне благоприятные: в лизинговых компаниях региона по итогам 2010 года ожидают увеличения суммы профинансированных сделок в размере от 25% до 200%. «Результаты первого полугодия 2010 года показывают, что общий годовой объем российского рынка лизинга составит в текущем году приблизительно 350-400 млрд рублей и покажет, таким образом, рост в годовом исчислении в 15-20%, – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Доля малого бизнеса в этом объеме составляла, по данным рейтинговых агентств, в период бума приблизительно 40%, а сейчас в связи с переоценкой рисков в сторону повышения она, скорее всего, сузилась до 30%».

«Сейчас на банковском рынке наблюдается плавное снижение ставок кредитования бизнеса, что неизбежно влечет удешевление стоимости лизинговых услуг для предприятий, – рассказывает Дмитрий Митронин. – Безусловно, условия лизинга будут смягчаться: ставки станут ниже, а сервис в лизинговых компаниях будет улучшаться».

По мнению экспертов, значительное улучшение условий финансирования лизинговых сделок будет происходить в том числе и под влиянием прихода на региональные рынки федеральных и иностранных игроков. «На рынок Челябинска выходят государственные «монстры» – ГТЛК, ВЭБ-Лизинг, вероятно появится и ВТБ-Лизинг», – рассказывает Александр Станковский. «Экспансия лизинговых компаний уже началась, как местные, так и федеральные игроки расширяют регионы присутствия, эти планы есть и у «Халык-Лизинг» в России», – говорит Дмитрий Митронин.

Обострившаяся конкурентная борьба вынудит лизинговые компании совершенствовать сервис и создавать новые интересные предложения: револьверный, возобновляемый лизинг Так, сегодня компания «Халык-Лизинг» имеет возможность утвердить лимит лизингового финансирования для конкретного клиента сроком до 6 месяцев, в течение которого клиент может подать заявку и получить в лизинг новую спецтехнику или оборудование.

«Кризис позволил лизинговым компаниям сделать работу над ошибками и приобрести опыт, а это обязательно приведёт к позитивным изменениям как в отдельно взятой компании, так и в отрасли в целом, – уверен Антон Гугнин. – Рынок лизинга однозначно будет расти, и темпы роста будут зависеть от состояния экономики в стране. Лизинговые компании уже сегодня заметно смягчают условия финансирования для клиентов и предлагают нестандартные решения».

По мнению экспертов, перспективными направлениями, наравне с традиционными, станут лизинг высокотехнологического и энергоэффективного оборудования, лизинг газогенераторных станций, лизинг недвижимости.

Предложения лизинговых компаний Челябинска

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter