RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

0 м/c,

745мм 34%
Подробнее
2 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Экономика Дмитрий Рейдман, руководитель территориального управления «Урал» – директор филиала «Челябинский» ОТП Банка: «Адреналина банковским менеджерам хватает и на службе»

Дмитрий Рейдман, руководитель территориального управления «Урал» – директор филиала «Челябинский» ОТП Банка: «Адреналина банковским менеджерам хватает и на службе»

В банковских кругах Челябинска Дмитрий Рейдман стал самым молодым банковским менеджером, возглавив кредитно-кассовый офис Инвестсбербанка в возрасте 23 лет. Впрочем, за его плечами на тот момент был уже серьезный опыт предпринимательской деятельности в различных сферах бизнеса и службы в госведомствах. О том, как добиваться высоких показателей развития даже в разгар финансового кризиса, руководитель территориального управления «Урал» – директор филиала «Челябинский» ОТП Банка Дмитрий Рейдман рассказал в интервью сайту ChelFin.ru.

«В банках скучно не бывает»

Дмитрий, ваша фамилия достаточно известна в деловых кругах Челябинска. Интересовались ли Вы историей семьи?

– Я челябинец в третьем поколении. История моей семьи повторяет многие судьбы послевоенной эпохи: дед – фронтовик, прошел всю войну, а на Урал попал по распределению. Весь Челябинск так рос: в сжатые сроки строились заводы, создавались научные институты. Мой дед был одним из первых юристов с высшим образованием в городе, возглавлял юридические службы, управления и департаменты крупнейших Челябинских предприятий: ЮУЖД, Трансстрой, Мостострой, Универсамторг. Но еще большего уважения, на мой взгляд, заслуживает тот факт, что он в свои 85 лет и не думает отойти от дел, по-прежнему в курсе многочисленных изменений российского законодательства.

Вероятно, он мечтал, что внук пойдет по его стопам?

– Да, но, надо сказать, я и сам стремился стать юристом, поступил на юридический факультет Южно-Уральского госуниверситета. Жизнь сложилась иначе, но полученные навыки все же пригодились – в банковской сфере юридические знания просто необходимы. Даже Центральный банк на должности руководителей филиалов банков согласовывает кандидатов либо с экономическим, либо с юридическим образованием. Кстати, позже я получил и экономическое образование.

Ваш карьерный путь начался довольно рано...

– Да, и с опытом предпринимательской деятельности, и со службой наемным менеджером я познакомился еще будучи студентом. Обучение в университете давалось легко, оценки за семестр преподаватели часто ставили без экзамена, с учетом хорошей успеваемости. Так что я всегда располагал свободным временем, появились и амбиции, и потребность в собственных деньгах.

Помните первый заработок? Прошли испытание «шальными» деньгами?

– На втором курсе университета у нас с друзьями родилась нетривиальная идея – разработать линию современной молодежной одежды. В компании друзей был начинающий модельер – мы собрали небольшой стартовый капитал, купили ткань, нашли хорошее ателье...

И это в то время, когда полстраны одевалось в китайский ширпотреб на вещевых рынках?

– Да, к тому времени многие из нас уже бывали за границей, видели, как там одевается молодежь. Особенной популярностью тогда пользовалась модная одежда марки Kangol – брюки, футболки, панамки. Вот и создали мы свою линию одежды «а-ля Кенгол» из разных материалов – и вельвета, и водоустойчивой ткани. Я был идейным вдохновителем и впоследствии отвечал за продажи. Распространяли вещи по магазинам города – насколько я помню, и в Торговом центре они продавались, и Никитинских рядах. Это был маленький проект, но, надо сказать, довольно успешный – заработанных денег нам хватило на веселое студенческое лето в Сочи и даже на то, чтобы с размахом отметить Новый год.

А тот модельер продолжил карьеру в модном бизнесе?

– Да. (Улыбается.) Кстати, его имя сейчас довольно известно в Челябинске.

А что стало первой записью в трудовой книжке?

– В очередное студенческое лето не хотелось бездельничать, и я ухватился за возможность получить новый опыт, когда кто-то из знакомых пригласил поработать в компании «Градиент». В то время это уже была федеральная торговая сеть, одна из первых и крупнейших дистрибуторских и логистических компаний с широкой сетью, которая поставляла товары всех известных брендов в сегменте бытовой химии и парфюмерии. Привлекла в первую очередь возможность получить колоссальный опыт торговли в компании, построенной по западной бизнес-модели. Во время погружения в сферу торговли появились и собственные бизнес-идеи, и вскоре мы с отцом организовали торговую компанию, выбрав достаточно свободную на тот момент нишу – мясопродукты. Поставляли деликатесы, консервы и колбасы разных производителей, была в прайсе и продукция под собственной торговой маркой. Это был уже серьезный проект, который приносил неплохую прибыль. В то же время для меня он был ценен и как опыт самостоятельной организаторской деятельности – я сам зарегистрировал новую компанию в налоговой службе, сам получал разрешения санэпидемнадзора и прочих надзорных ведомств, принимал сотрудников, заключал соглашения с поставщиками...

К тому времени вы уже закончили обучение?

– Нет, и, конечно, вскоре понял, что совмещать предпринимательскую деятельность с посещением лекций не получится. Написал заявление о переводе на вечернюю форму обучения и сосредоточился на развитии бизнеса. Это было время, когда хотелось попробовать свои силы в совершенно разных направлениях – в том числе и на госслужбе. Мое образование уже близилось к завершению, и хотелось получить практические навыки, а не только сухую теорию. Я был принят в Управление имущества области, а впоследствии – Министерства промышленности и природных ресурсов области, где работал в управлении, курировавшем имущественные вопросы. Там я получил хороший опыт договорной, претензионной работы, даже в подготовке законодательных актов довелось принять участие. Это бесценный опыт, поскольку даже под незначительным, на первый взгляд, распоряжением или приказом чиновника высокого уровня может стоять от десятка до двух десятков виз – все это люди со своим собственным видением проблемы, каждый вносил собственные корректировки. И опыт, полученный на госслужбе, пригодился: банки взаимодействуют с государственными органами в самых разных направлениях, и понимание внутренних регламентов, порядка принятия решений оказалось полезным. Кроме того, в то время у меня появились уже не семейные, а личные связи, деловые контакты.

И вы решили уйти с госслужбы в сферу бизнеса?

– Да, я, в общем-то, достиг тех целей, которые перед собой поставил, и четко понимал, что не планирую строить карьеру на госслужбе. Появилась потребность в большем заработке, чем был на тот момент у госслужащего: взяток я не брал, а официальная зарплата была низкая – в моем понимании это были не те деньги, на которые можно прожить. Я стал искать новое место и получил предложение от одной из крупных международных пивоваренных компаний, которая планировала развивать бизнес в регионе. На протяжении следующих лет моя карьера строилась в сфере продуктового ретейла, затем, правда, совсем непродолжительное время, я занимал руководящую должность в одной из крупнейших челябинских алкогольных компаний. Из чисто спортивного интереса принял участие в конкурсе на замещение вакансии строящегося на тот момент торгово-развлекательного центра «Фокус» – просто ради получения опыта проведения собеседований, знакомства с новыми людьми. Для меня стало полной неожиданностью, когда через некоторое время мне перезвонили и предложили заключить контракт. На тот момент мне было, если не ошибаюсь, 23 года всего-навсего. И вдруг под моим началом оказался торгово-развлекательный комплекс, занимавший 40 тысяч квадратных метров, в котором трудились более ста различных специалистов. Надо сказать, я серьезно подготовился к конкурсу – проштудировал информацию о девелопменте, управлении коммерческой недвижимостью и на собеседование пришел с готовым бизнес-планом, с графиком мероприятий и с четким видением того, как все должно быть организовано. Это удивило будущее руководство, так как на тот момент в Челябинске не было специалистов по управлению коммерческой недвижимостью, да и самой коммерческой недвижимости такого уровня тоже не было. Комплекс одновременно и строился, и вводился в эксплуатацию, так что нужно было каждый день отвоевывать у стройки метр за метром и открывать новые магазины. Это был важный опыт взаимодействия с большим коллективом, арендаторами федерального значения, опыт построения маркетинговой стратегии.

Интересный проект, масштабные задачи – что же не устроило?

– Пришло понимание, что в Челябинске, где крупных торгово-развлекательных центров мало, это тупиковый вариант. К тому же со временем стало складываться ощущение, что я, с хорошим образованием, лидерскими качествами и здоровыми амбициями, постепенно превращаюсь в обыкновенного завхоза – пусть даже и большого торгово-развлекательного комплекса. Поэтому я откликнулся на предложение принять участие в конкурсе на замещение должности руководителя кредитно-кассового офиса Инвестсбербанка, который впоследствии вошел в состав группы ОТП и был переименован в ОТП-Банк.

Бытует мнение, что банк, а особенно на руководящую должность, невозможно попасть человеку «с улицы», только по рекомендации. Это действительно так?

– Я прошел конкурс наравне с остальными кандидатами. Думаю, в банке оценили разноплановый опыт, полученный на прошлых местах. Кроме того, руководство банка решило, что легче успешного менеджера, обладающего навыками развития бизнеса, обучить банковским технологиям, нежели банковского клерка с традиционным мышлением научить продавать и продвигать банковские продукты и услуги.

Складывается ощущение, что Вы – типичный старт-ап-менеджер, который проявляет уникальные организаторские способности в момент запуска проекта, но в дальнейшем, когда дело встает на накатанные рельсы, теряет интерес, считая, что свою роль – поднять проект, дать толчок, заразить коллектив идеей – уже выполнил. Правильно ли я поняла, что на каждом месте работы вы работали около года – а потом меняли все абсолютно – не только компанию, но и сферу деятельности?

– Думаю, это было вызвано не моим непостоянством, просто возраст такой был – все в молодости ищут себя, стремятся получить разнообразный опыт. Но вот уже на протяжении пяти последних лет я работаю в банковской сфере и планирую строить карьеру именно в банковском бизнесе.

То есть банковская рутина вас не пугает?

– На самом деле банковский бизнес оставляет большой простор для воплощения различных замыслов. Так что в банках скучно не бывает: меняется конкурентная среда, появляются новые продукты и услуги, деловые контакты с представителями различных сфер бизнеса. Кроме того, сейчас я нашел «свой» банк, имеющий колоссальные планы по развитию бизнеса: есть масса различных проектов, в том числе и возможность запускать старт-ап. Это планы не не год и не на два, а на гораздо более продолжительные промежутки времени.

Ваш интерес к банковской сфере был спонтанным или осознанным?

– Когда я устраивался на должность управляющего кредитно-кассовым офисом Инвестсбербанка, конечно, не было понимания того, что это выбор на долгие годы. Но так всегда и бывает, когда начинаешь новую главу в жизни: конечный результат далеко не всегда известен. И в первые дни на новом месте я не смог бы с уверенностью сказать, сложится ли карьера в банковском бизнесе или нет. Но впоследствии появилось ощущение, что это мое призвание.

То есть Вы придерживаетесь суворовского принципа: главное – ввязаться в бой, а там разберемся?

– Может быть, так было в юношестве. Сейчас, конечно, взгляд на жизнь изменился. Бизнес – это серьезно.

«Возглавить филиал банка в разгар кризиса – это настоящее обучение боем»

Расскажите, как складывалась ваша карьера в банковской сфере?

– Представительство Инвестсбербанка пришлось раскручивать практически с нуля: офис банка занимал всего одну комнату в офисном центре, в штатном расписании числилось пять сотрудников, каждая заключенная сделка была настоящим событием. В течение следующих двух лет банк занял существенную долю челябинского рынка потребительского и экспресс-кредитования – приоритетного для банка направления бизнеса, открылись полноценные офисы не только в Челябинске, но и в Магнитогорске, Миассе, коллектив вырос до сотни сотрудников. Задача-максимум регионального подразделения на Южном Урале на тот момент была выполнена. У банка сменился собственник: пришел новый акционер – европейская Группа ОТП. Российский ОТП банк состоит из пяти интегрированных банков. И это, безусловно, хорошая возможность получить интересный опыт построения банковского бизнеса.

Как вы перешли в Инвесткапиталбанк?

– В тот момент была очень мощная конкуренция среди банков, в том числе и за перспективных специалистов. Даже когда я не находился в поиске подходящей вакансии, предложения поступали постоянно, в том числе со стороны хед-хантерских агентств. Одно из предложений было весьма заманчивым: занять позицию руководителя филиала Инвесткапиталбанка. В банковской иерархии на уровне региона это практически самая верхняя ступенька. Мне кажется, мало кто на моем месте отказался бы, за исключением людей, которые просто испугались бы новых задач, ответственности. Среди управляющих отделений и банковских офисов в Челябинске на тот момент я был, пожалуй, самым молодым. Хотя, в принципе, сегодня в банковской сфере молодой специалист на руководящей должности – вовсе не редкость.

Новый коллектив устроил молодому управляющему «проверку на профпригодность»?

– В первое время, действительно, было непросто. Любой коллектив встречает нового руководителя настороженно. Важно проявить лидерские качества и конкретными делами завоевать авторитет и доверие коллег.

Что стало самым тяжелым испытанием?

– Это был серьезный вызов: я заступил на должность руководителя филиала банка в самый разгар кризиса. Передо мной стояла непростая задача: развивать бизнес в то время, когда рынок банковских услуг резко сжимался, предприятия банкротились, люди были не уверены в сохранности вкладов, росла просрочка по кредитам. Для меня это стало настоящим «обучением боем». Временами приходилось действительно тяжело и, мне кажется, это тот опыт, к которому я буду обращаться на протяжении всей жизни. Но, надо сказать, что я на экономическом факультете учился по специальности «антикризисное управление» – вот и пригодились полученные знания.

Отличается практика от теории?

– Разница весьма существенная! (Смеется.) Руководство банка приняло стратегически важное решение рассматривать кризис не как стихийное бедствие, а как время больших возможностей. Многие тогда про это говорили, но практически никто не понимал, как воплотить красивый лозунг в жизнь. У нас это получилось. Когда другие банки увольняли сотрудников, мы принимали на работу опытных специалистов, усилили кадровый состав банка. Сложилась тяжелая ситуация в сегменте коммерческой недвижимости, так как многие сетевые компании стали закрывать региональные представительства – освободились прекрасные оборудованные офисы, да и арендные ставки заметно снизились. Мы воспользовались удачным моментом для активного развития сети – открыли три новых офиса.

Вы достигли серьезных успехов, почему же покинули банк?

– Мой уход был связан с изменениями в структуре банка. Несколько лет назад банк «Северный морской путь» вошел в капитал Инвесткапиталбанка, и, в принципе, было закономерно и логично ожидать, что банки рано или поздно объединятся. Когда острая фаза кризиса завершилась, акционеры приняли решение, что финансовый бизнес должен быть представлен в регионе под единым брендом. В последние месяцы работы в Инвесткапиталбанке я курировал именно этот проект – объединение филиалов банков в Челябинске: нужно было обеспечить миграцию кадров, клиентов, ресурсов. Я довел все до финальной точки и сохранил прекрасные отношения с бывшими коллегами. Банковский мирок очень тесный, и слухи о том, что появляются потенциально заинтересованные в поиске подходящей вакансии специалисты, распространяются невероятно быстро. Я получил целый ряд предложений, но решил вновь вернуться в ОТП банк – уже в качестве руководителя не только филиала банка в Челябинске, но и территориального управления по Уральскому региону. Сейчас происходит процесс ре-старта деятельности филиала. Перед подразделением поставлены амбициозные задачи по достижению существенной доли рынка в определенных сегментах и строительству филиальной сети в Уральском регионе. Так что в скором времени я больше времени буду проводить в служебных командировках, чем в Челябинске.

Считаете ли себя трудоголиком?

– Нет, я не сторонник семидневной рабочей недели, без праздников и выходных. Безусловно, в любом бизнесе в период становления возникают моменты, когда это допустимо и даже необходимо. И все же при хорошо организованном бизнесе и грамотном руководстве у сотрудников нет необходимости быть трудоголиками.

«Профессия банкира обязывает быть светским человеком»

Будучи еще школьником, вы около двух лет учились в Англии, в Кембридже. Было ли это ваше желание или инициатива родителей? Как чувствовали себя, оказавшись в чужой стране, в окружении незнакомых людей?

– В старших классах я учился в челябинской гимназии №1 с английским уклоном. Безусловно, идея отправиться в Англию принадлежала не мне – вряд ли у школьника может родиться в голове подобная мысль – а моим родителям. Впрочем, протеста с моей стороны предложение не вызвало, напротив, я отнесся к поездке с большим интересом. Честно говоря, я просто далеко не сразу осознал, что это такое: на долгие месяцы уехать за границу, расстаться с родными, близкими, друзьями. В первое время в Англии мне было, конечно, безумно интересно: иной менталитет, религия, иная атмосфера, уклад жизни – даже предметы в школе другие. Но желание скорее вернуться домой росло с каждым днем, я отчетливо понял, что меня многое связывает с родным городом, и первую очередь – семья, родные, друзья. Безусловно, перед поездкой была поставлена ясная цель, и бросать ее на полпути не хотелось. Я все-таки закончил в Англии последний класс школы, на хороший уровень поднял знание английского языка и понял, что продолжать обучение за рубежом не хочу, обсудил это с родителями, они приняли мое решение. Я вернулся в родной город и ничуть не жалею.

Это был ваш первый опыт самостоятельной жизни без родительского присмотра?

– На самом деле дома я ощущал гораздо большую степень свободы и самостоятельности, нежели в Англии. И, надо сказать, именно это было одной из причин того, что я так рвался домой. Англия – это традиционное, консервативное общество с серьезными традициями и строгим соблюдением установленных порядков. Я жил в школьном общежитии и с первого дня оказался в жестких рамках: даже для выполнения домашнего задания, тренировки, прогулки были выделены определенные часы, и отклоняться от установленного распорядка дня было запрещено. Конечно, в моей семье тоже существовали запреты и неписанные правила, но я не отчитывался за каждый шаг.

А при выборе профессионального пути родители оказывали на вас заметное влияние или отпустили в свободное плавание?

– Я считаю, что родители играют решающую роль в становлении личности каждого человека: что они заложат в детстве, это и проявится в характере и поступках, когда ребенок повзрослеет. Если ребенок целыми днями видит только беспробудное пьянство, то и у него судьба сложится, скорее всего, печальным образом. А если родители и окружение семьи строят карьеру, устанавливая и достигая все новые цели, увлекаются музыкой, спортом, путешествуют, ребенок становится успешным и уверенным в собственных силах. Безусловно, в важных жизненных ситуациях, когда приходится делать непростой выбор, я всегда обращаюсь к родителям за советом. Мой отец, в прошлом – врач-психиатр, научил меня выстраивать взаимоотношения с людьми, держаться дипломатичной, корректной позиции. С другой стороны, отец – бизнесмен, и я с детства невольно наблюдал как строятся переговоры, как достигаются договоренности – важные встречи часто происходили в нашем доме, на кухне.

Вы не раз входили в рейтинги самых завидных холостяков Челябинска. Как вы относитесь к семье и браку?

– Мне близок западный взгляд на брак: в европейских странах и Америке люди не спешат обзавестись семьей – строят карьеру, добиваются материального благополучия, получают жизненный опыт – все это становится прочным фундаментом при создании семьи.

Как вы проводите свободное время?

– Свободного времени сейчас, к сожалению, остается не так много. Но я стараюсь не пропускать тренировки в спортзале и часто бываю с компанией друзей в кино, театре, на выставках, презентациях.

Вас можно назвать светским человеком?

– Профессия банкира в известной степени обязывает быть светским человеком, посещать различные мероприятия, поддерживать широкую сеть знакомств. Хотя я и не являюсь светским тусовщиком.

Насколько мне известно, ваше увлечение – красивые автомобили, и пару лет назад фото вашего необычного и яркого «бэтмобиля», сделанного по индивидуальному заказу, обошли обложки челябинских глянцевых журналов?

– В молодости, конечно, хотелось иметь красивый, спортивный, заметный на дороге автомобиль – это был такой способ самовыражения. Со временем акценты смещаются, и сейчас я в большей степени ценю комфорт и удобство.

А вы способны на безумный, «неправильный» поступок? Доводилось оказываться в экстремальных ситуациях?

– Я не охотник за адреналином. К тому же большинству менеджеров в банковской сфере адреналина на службе хватает, поскольку финансовая деятельность всегда сопряжена с высокой ответственностью и определенным риском. Так что острых впечатлений хватает. Впрочем, спрыгнуть с парашютом или сплавиться по горной реке было бы, пожалуй, интересно.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления