Все новости
Все новости

К чему приведет налог на высокие зарплаты?

ds

Поделиться

Подоходный налог на высокие зарплаты свыше 100 тысяч рублей может быть повышен с 13 до 15 процентов. С таким предложением выступили представители общественной организации «Деловая Россия». Эта мера должна стать одним из этапов программы «Налоговый маневр», предполагающей значительное – до 15% – снижение основных налогов бизнеса, в том числе налога на прибыль, НДС и ставки страховых взносов. Мнения экспертов Chel.ru относительно повышения налога для высоких зарплат разошлись. Кто-то считает введение прогрессивного налога обоснованной мерой. Другие полагают, что повышение налога уведет высокие зарплаты в «серые» схемы.

Хитрый маневр

На этой неделе представители общественной организации «Деловая Россия» заявили в СМИ о том, что предполагается дополнить разработанную ранее программу так называемого «налогового маневра» еще одной мерой. Как сообщают «Известия», к отклоненной в апреле этого года правительством формуле «15–15–15» – снижение НДС, налога на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды до 15% – планируется добавить еще «15». Речь идет о повышении подоходного налога на высокие зарплаты. Свои предложения организация предпринимателей внесет в правительство в сентябре-октябре, так как с осени начнет верстаться бюджет на 2014-2015 годы. До 15% предлагается повысить подоходный налог с зарплат от 100-150 тысяч рублей в месяц.

«Это предложение является частью комплексной программы налогового маневра, который намерена провести «Деловая Россия», – комментирует председатель челябинского отделения «Деловой России», председатель совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» Константин Захаров. – В рамках этого маневра предлагается до 15% не повысить, а снизить основные налоги, которые сегодня платит бизнес. Это налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и Единый социальный налог, который в разных видах бизнеса составляет 28-30%».

Господин Захаров пояснил, что для компенсации выпадающих из бюджета налогов предлагается провести ряд комплексных мер. В их числе поднятие акцизов, в первую очередь, на алкоголь и сигареты, взимание большего налога на добычу полезных ископаемых, в частности, на добычу газа и введение более серьезных вывозных пошлин на газ. Подробнее ознакомиться с программой «Налогового маневра» можно здесь.

«Еще одной характерной особенностью предложения по наполнению бюджета является справедливая оплата части доходов людей, которые относятся к категории богатых, – продолжает собеседник сайта. – «Деловая Россия» обращает внимание на то, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц была бы уместной. То есть те люди, которые получают миллионы и миллиарды доходов могли бы побольше раскошелиться, оплачивая в доходы бюджета НДФЛ в большем размере – не 13, а 15 процентов».

Кто заплатит за высокий доход?

Мнения экспертов Сhel.ru относительно данного предложения разделились. «Полагаем, что предложение представителей «Деловой России» достаточно обоснованно, – говорит специалист налоговой практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. – Европейские страны давно идут по пути введения прогрессивного налога. В настоящее время, по статистике, гражданин, который относится к среднему классу, получает заработную плату в размере около 40 000 рублей в месяц, и повышение налогового бремени его не коснётся. В то же время появится возможность увеличить поступления в бюджет за счет граждан, чьи доходы составляют более 100 000 рублей».

По словам директора ЗАО «Агентство «Бизнес и кадры» Людмилы Соколовой, такого рода заработные платы, как правило, могут позволить себе крупные промышленные предприятия, иностранные и федеральные компании, где работают абсолютно «белые» схемы. Это категории middle-менеджмента для очень крупных компаний и топ-менеджмента в средних и небольших компаниях.

Однако такое обременение, как отмечает собеседник сайта, точно не добавит оптимизма тем сотрудникам, на которых оно ложится. «Приходя в организацию и заключая трудовой договор, в котором обе стороны заявляют обязательства по отношению друг к другу – одна сторона отвечает за результат своей работы, а вторая – за оплату этого результата – сотрудники оказываются в ситуации принудительного изменения договоренностей», – продолжает Людмила Соколова.

С одной стороны, повышение налога на два процента ежемесячно с размера заработной платы в 100 тысяч рублей – не столь уж значимая сумма, с другой стороны, в рамках года речь пойдет уже о совсем другой сумме. «Я сомневаюсь, что профессионалы захотят тут же искать более высокооплачиваемое место, но на какой-то срок мотивация к труду может быть снижена – эмоционального момента, который заключается в неприятии данной ситуации, не избежать, – добавляет эксперт. – Уж тем более эта мера не приведет к повышению эффективности труда, о которой все говорят. С другой стороны, количество предложений с таким стартовым уровнем заработной платы в Челябинске относительно невысоко, в сравнении с другими предложениями на рынке труда. В столице уровень собираемости такого налога будет выше, а, значит, и процент недовольных больше. Конечно, разумные люди примут налог, но столкнуться с этим неприятно всем».

Навстречу «серым» схемам?

Сами представители челябинского топ-менеджмента полагают, что данные меры могут загнать высокие зарплаты в «серые» схемы. «Представьте себе количество людей, которые официально получают зарплату свыше ста тысяч?.. – задается вопросом управляющий челябинским филиалом СМП Банка Дмитрий Довженко. – Их очень немного. А людей, которые платят ЕСН и прочее, – очень много. Программа звучит красиво, но можно назвать ее популистской. То, что вы недополучите тут, мы компенсируем там, но людей, которые получают больше ста тысяч официально, подчеркну, в Челябинске не так много. А если предложение все-таки будет введено, люди найдут схемы, как от этого уйти. Самая простая схема – ИП: он будет платить свой налог – «вмененку», а потом раздавать зарплаты в конвертах. Есть варианты, как это обходить, пусть уходить не в «черные», но в «полусерые» схемы. Такая мера может только продвинуть «Деловую Россию», завоевать ей некую аудиторию».

Соглашается с ним генеральный директор холдинга «Уральские пельмени» Виталий Воробьев. «У нас в стране с зарплатами всегда такая история: повышают какой-то налог – сразу зарплаты уходят в тень, – отмечает он. – Мне кажется, что ситуация сложится так, что ни у одного человека не будет зарплаты в сто тысяч, будет у всех 99. Лично я не знаю, как бы отнесся к такому повышению налога, но в целом считаю, что это повлечет за собой «серые» схемы. Полагаю, более перспективно вводить налог не на высокие зарплаты, а на имущество: на вторые, третьи, четвертые и пятые квартиры, дома, на третью-четвертую машину. Конечно, хороша идея снизить тот же НДС, но, я смотрю, Европа только повышает НДС, а мы вдруг решим снизить, для меня это непонятно».

Говоря о своем отношении к возможному повышению НДФЛ на 2% не как представителя «Деловой России», а как топ-менеджера, Константин Захаров отметил, что любое повышение налога особой радости у налогоплательщика не вызывает. «И у меня оно бы тоже радости не вызвало, будь это просто повышение налога, – добавил он. – Но если мне объяснят, что это нужно для снижения другой налоговой нагрузки. Если мне скажут как менеджеру, что налоги на мое предприятие уменьшатся, ведь у меня есть и другие виды доходов, например, доходы от дивидендов, которые получаются из части прибыли. Если мне скажут, что налог на прибыль уменьшится, и НДС, и ЕСН, но при этом увеличится мой личный налог на доходы, я бы с радостью это воспринял. Если это будет воплощено так, как предлагает «Деловая Россия», я двумя руками «за». А если предложение будет вырвано из контекста и просто придется больше платить, я, конечно, буду сопротивляться, не понимаю, зачем это нужно».

Между тем Константин Захаров уверен, что программа «налогового маневра» все-таки будет реализована. «Мы находимся в полосе кризиса и сильно зависим от цены на нефть, – объясняет он. – Чтобы выйти из него, у нас нет другого способа, как стимулирование предпринимательской инициативы, а одним из стимуляторов является оптимизация налоговой нагрузки. Сейчас ее уровень у нас примерно равен налоговой нагрузке в США, при той разнице экономик между странами. Развивать бизнес в таких условиях очень сложно, да практически невозможно».

«Говорить о перспективе подобного проекта, по нашему мнению, пока рано, – заключает Виктор Глушаков. – Указанные положения в настоящий момент являются лишь прогрессивными идеями, которые не внесены на рассмотрение Государственной думы. Тем не менее, возможность принятия такого закона достаточно велика».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter