27 ноября суббота
СЕЙЧАС -4°С

Марина Екимова, заместитель руководителя УФНС России по Челябинской области: «Мы работаем для государства, а это значит – для людей»

Поделиться

Поделиться

Южноуральские налогоплательщики по итогам первого полугодия 2012 года увеличили платежи в бюджеты всех уровней. О позитивных тенденциях в экономике региона, о том, как налоговая служба борется за увеличение собираемости налогов, какие сервисы она предлагает в помощь налогоплательщикам, а также о том, как можно самостоятельно оценить свои риски, сайту Chel.ru рассказала заместитель руководителя УФНС России по Челябинской области Марина Екимова.

Итоги и налоги

Марина Владимировна, уже можно подводить итоги первого полугодия. Как обстоят дела с налоговыми поступлениями в Челябинской области?

– Мы видим позитивные тенденции. Рост основных показателей социально-экономического развития области и повышение эффективности налогового администрирования благоприятно отразились на поступлениях налогов и сборов. Так, индекс промышленного производства составил 103,4% . Вырос и грузооборот транспорта, и оборот розничной торговли. Высоких показателей достиг темп роста заработной платы, он превышает уровень января-мая прошлого года – 115,2% против 114,1%. По итогам первого полугодия 2012 года от налогоплательщиков, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на Южном Урале, в бюджеты всех уровней поступило 62,4 млрд. рублей налоговых платежей. Это выше показателей аналогичного периода прошлого года на 4%, или 2,4 млрд рублей.

– Но крупные предприятия жалуются на снижение прибыли...

– Да, по данным налоговых деклараций, представленных предприятиями, их налоговая база по налогу на прибыль за полугодие сократилась на 17 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

– Сколько налоговых платежей планируется собрать в бюджет области по итогам этого года?

– В целом в 2012 году прогнозируется поступление налоговых платежей в бюджеты в размере 125,9 млрд рублей, что превысит платежи 2011 года на 8%, или на 9,6 млрд руб.

– Марина Владимировна, вы курируете направление налогового контроля. Что бы вы порекомендовали налогоплательщикам?

– В организации контрольной работы налоговых органов акцент сделан на комплексный анализ финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следствие, сейчас происходит отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок. Этот документ, которым руководствуются все налоговые инспекции страны, не секретный. Каждый налогоплательщик на сайте может с ним ознакомиться. Важно, что планирование проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

– А сколько таких критериев используется налоговой службой? И как не доводить дело до проверок?

– Всего 12, и они также доступны налогоплательщикам для самостоятельной оценки. Среди таких критериев – налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, убытки на протяжении нескольких периодов, выплата заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, ведение бизнеса с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели. Именно поэтому налогоплательщикам важно выработать надежную налоговую стратегию ведения бизнеса. Для оптимизации затрат не стоит усугублять свое положение связями с фирмами – «однодневками». На практике бизнес довольно часто использует подставных лиц для ухода от налогообложения. Хочется посоветовать внимательно выбирать контрагентов, избегать услуг сомнительных посредников, проверять происхождение закупаемых товаров, возможность их приобретения напрямую у производителя. Конечно, для этого бизнесу нужны квалифицированные, профессиональные кадры, но именно такой подход поможет избежать ошибок в расчете налоговых обязательств и тем более исключит умышленные действия, направленные на неуплату налогов.

Судя по тому, что такой сервис, как «Проверь себя и контрагента» пользуется популярностью, налогоплательщики стали более сознательными.

– Благодаря новым сервисам внимание граждан и бизнеса к налогам стало еще более очевидным. При этом профилактика налоговых правонарушений, содействие повышению налоговой грамотности налогоплательщиков становится одним из ключевых направлений работы налоговых органов. В 2011 году после самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками поступления в бюджет возросли на 179 миллионов рублей. В этом году налогоплательщики самостоятельно увеличили свои налоговые обязательства на 46 миллионов рублей.

Против зарплат «в конвертах»

Марина Владимировна, вы известны как борец за «белые зарплаты». Как изменилась ситуация в регионе за последние годы?

– В консолидированный бюджет Челябинской области в 2011 году было перечислено 36,2 млрд рублей налога на доходы физических лиц, что на четыре миллиарда рублей больше, чем за 2010 год. За первое полугодие 2012 года поступления от налога на доходы физических лиц составили 18,8 млрд рублей, что на 2,4 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика говорит о том, что в регионе идет рост заработной платы и происходит вывод ее из тени. Мы активно работаем в этом направлении, проводим комиссии по легализации объектов налогообложения и приглашаем к обсуждению представителей тех организаций или компаний, по которым есть вопросы.

– В каких случаях они возникают?

– Если на предприятии платится более низкая заработная плата, чем по виду экономической деятельности, то нас интересует, почему так происходит. В ходе работы комиссия выясняет причины сокращения налоговых поступлений, экономическую ситуацию на предприятии, основания для снижения показателей в налоговой и бухгалтерской отчетности. Не остаются без внимания и вопросы своевременности уплаты налогов. В свою очередь, и налоговые агенты анализируют свои показатели: кто-то объясняет реальность низких зарплат, а кто-то пересматривает уровень легально выплачиваемой зарплаты на своем предприятии. За первое полугодие 2012 года были проведены комиссии с приглашением 2089 налоговых агентов, из них 56% увеличили заработную плату сотрудникам.

Надо отметить и плотное сотрудничество с прокуратурой в этом направлении. Так, по результатам взаимодействия с органами прокуратуры в 2011 году налогоплательщиками в бюджет перечислена задолженность по налогу на доходы физических лиц на сумму 152 миллиона рублей. В текущем году эта работа продолжается. Например, за первое полугодие 2012 года по результатам взаимодействия с органами прокуратуры Челябинской области в бюджет перечислена задолженность по налогу на доходы физических лиц на сумму более 9 миллионов рублей.

А сами граждане могут пожаловаться в налоговую на работодателя, который платит зарплату «в конвертах»?

– Конечно, ведь очевидно, что работодатель таким образом ущемляет права работника, но налоговые нарушения в таких ситуациях часто лишь «верхушка айсберга». Причина – в игнорировании сторонами норм трудового законодательства. Граждане начинают отстаивать свои интересы только тогда, когда им перестают выплачивать деньги, и конфликт очевиден. А пока получают заработную плату «в конверте» – молчат и соглашаются. В этом году только у нас было 39 жалоб о том, что работодатели не оформляют трудовые отношения и, как следствие, платят зарплату нелегальным способом. В основном, это устная информация от тех людей, которые уже не работают и доказать ничего не могут. Они понимают, что с ними обошлись несправедливо. Кроме того, по закону, если налоговый агент не удержал налоги с заработной платы, то гражданин обязан сам задекларировать доходы и уплатить налоги.

Для защиты своих прав трудящимся нужно обращаться, прежде всего, в суд. Кроме того, в нашем регионе активно работает государственная инспекция труда, уполномоченный по правам человека. Полномочия принудить работодателя к исполнению трудового законодательства есть и у органов прокуратуры. Налоговые органы сферу трудовых отношений не контролируют, поэтому могу только высказать пожелание к гражданам – не соглашайтесь на нелегальные условия оплаты труда. Получив сиюминутную выгоду, сэкономив на уплате налогов, в скором будущем вы можете потерять гораздо больше.

Налогоплательщики выбирают онлайн-сервисы

– Упрощают ли работу налоговой службы электронные налоги?

– Электронные услуги, говорим ли мы об онлайн-сервисах или о возможности уплачивать налоги через интернет, безусловно, упрощают взаимодействие налоговой службы с налогоплательщиками. Так, по данным ФНС России с 2011 года более 295 млн рублей налогов россияне оплатили через интернет. Число таких операций приближается к полумиллионной отметке.

Сейчас на нашем региональном сайте функционируют 24 федеральных и четыре региональных онлайн-сервиса. Наиболее популярными в бизне -среде являются сервисы «Проверь себя и контрагента» и «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП». На региональном уровне отмечу сервис «Налоговый калькулятор 2.0», который помогает предпринимателям самостоятельно рассчитать стоимость патента при применении упрощенной системы налогообложения на территории области и сумму ЕНВД.

Уникальность сервиса «Поиск задолженности» в том, что индивидуальные предприниматели могут получить информацию о долгах по специальным налоговым режимам (УСН, ЕНВД, ЕСХН) и сформировать квитанции для погашения задолженности.

А какими услугами на сайте налоговой могут воспользоваться обычные граждане?

– У граждан пользуется спросом федеральный сервис «Узнай свою задолженность». С помощью электронной услуги «Имущественные налоги: ставки и льготы» можно получить справочную информацию о земельном, транспортном налогах и налоге на имущество физических лиц. Также на сайте регионального управления каждый может направить электронное обращение в налоговую инспекцию, бесплатно получить информацию о своем ИНН и другие услуги. Посетители сайта активно пользуются возможностью самостоятельно рассчитать транспортный налог, получить сведения в «Справке по имущественным налогам», узнать о результатах проверки декларации о доходах.

Если возникают какие-то претензии к налоговому инспектору, куда можно пожаловаться?

– Можно использовать интернет-сервис «Обращение в УФНС (ИФНС)» на сайте, заполнив стандартную форму. Также можно направить жалобу в письменном виде или записаться на личный прием, чтобы обсудить имеющиеся претензии. Мы – за открытые взаимоотношения с налогоплательщиками. Досудебное рассмотрение налоговых споров также имеет ряд преимуществ перед судебным порядком. В частности, порядок оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством. Кроме того, это менее затратный способ урегулирования, так как нет необходимости уплаты государственной пошлины. Время, потраченное на досудебную процедуру, меньше, поскольку решения по жалобам принимаются в более короткий срок, чем процедура исполнения судебного акта.

А как часто бывают случаи недобросовестного исполнения обязанностей со стороны ваших коллег?

– Крайне редко. Условия прохождения государственной службы в налоговых органах предполагают большой объем работы, значительные интеллектуальные нагрузки, ненормированный рабочий день. Ошибки случаются, но люди, испытывающие дефицит трудолюбия, работоспособности и ответственности за порученный участок, у нас надолго не задерживаются.

«От заманчивых предложений отказалась»

Вы давно работаете в налоговой службе. Насколько тяжело сделать здесь карьеру? Какие качества для этого потребовались?

– Я работаю в этой системе с 1990-го года, когда налоговые органы только образовались. Могу сказать, что если добросовестно работаешь, то карьеру сделать можно. Необходимые профессиональные качества – компетентность, умение расставить приоритеты, организовать работу и проконтролировать результат. Поможет обучаемость, восприимчивость к новому и, конечно, потребуются навыки работы с людьми. Коммуникабельность важна еще и потому, что налоговая служба находится в постоянном взаимодействии с правоохранительными и другими органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления, с законодательной и судебной властью.

Работа приносит удовлетворение?

– Да, я получаю удовлетворение от своей работы. Ведь мы служим в интересах всех граждан. Уровень жизни россиян зависит и от результатов труда налоговой службы: от создания благоприятных условий ведения бизнеса, от источников бюджетного финансирования национальных проектов и социальных программ. Мы работаем именно для людей: для государства – значит для людей.

– Не секрет, что сотрудники налоговых служб являются ценными кадрами для коммерческих компаний. Вам наверняка поступали заманчивые предложения. Почему остались работать на госслужбе?

– Предложения, конечно, поступали. Вопрос в том, что такое заманчивое предложение. А почему я от них отказалась... Наверное, потому что стаж на госслужбе более 20 лет, и я люблю свою работу. Когда ей много отдано, заманчивые предложения взвешиваешь более тщательно. У меня есть желание служить людям, есть опыт, знания, которые могут быть полезны и которые я бы хотела передать своим коллегам. На государственной службе нужны квалифицированные кадры, чтобы обеспечивать и защищать общие нужды граждан.

Марина Владимировна, остается ли у вас время на хобби, какие-то увлечения?

– На все остается. У меня огромное количество увлечений – книги, йога, музыка, вышивание. Люблю и активный отдых: плавание, коньки, горные лыжи, путешествия – интересно узнавать что-то новое про мир и разные страны.

Фото: Фото предоставлено УФНС России по Челябинской области

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку