Экономика Бизнес на Южном Урале: обойдемся без кредитов, дайте рабочие руки!

Бизнес на Южном Урале: обойдемся без кредитов, дайте рабочие руки!

Челябинские предприниматели не строят масштабных планов, занимая выжидательную позицию, и если и решаются взять кредит, то лишь на самые неотложные нужды и на короткий срок. Исследования указывают на то, что доступность финансирования для развивающегося бизнеса в регионе повысилась, и гораздо большую обеспокоенность предпринимателей сегодня вызывают уровень цен на сырье и материалы, а также дефицит квалифицированных кадров в производственной сфере.

«Тропический» климат для бизнеса

Уральские предприниматели негативно оценивают деловой климат в регионе, свидетельствуют результаты октябрьского Индекса бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса (совместное исследование агентства «Эксперт РА», Банка Траст и НАФИ). По мнению бизнесменов, преградой для активного развития предпринимательства становятся уровень цен на сырье, материалы и высокие издержки для производства (52%), низкая доступность финансовых (46%) и кадровых (34%) ресурсов. Однако к. э. н., руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев считает, что деловой климат – «это нечто среднее арифметическое». «Гораздо правильнее говорить об определенных трендах, которые так или иначе влияют на бизнес», – считает Сергей Гордеев. По его словам, с точки зрения ведения бизнеса тот или иной район является более привлекательным – это зависит от конкретной инфраструктуры муниципалитета. В качестве примера эксперт приводит Челябинск. «На Челябинск приходится примерно треть фонда заработной платы области, 60% платежей проходят по «упрощенке», – говорит Сергей Гордеев. По мнению аналитика, позитивной тенденцией, непосредственно влияющей на появление новых форм бизнеса, является увеличение объемов денежной массы в ранее «среднячковых» по этому показателю городах, таких как Миасс, Златоуст. «Сегодня малый и средний бизнес – один из наиболее динамичных источников пополнения регионального бюджета. Темпы роста в 30% дают о себе знать», – пояснил эксперт.

И. о. заместителя министра экономического развития Инна Проскурякова напоминает, что согласно последним исследованиям в сфере бизнес-климата, регион заслужил самые высокие оценки. «Согласно исследованию индекса «Опоры России», за 2010-2011 годы область вошла в тройку лидеров по комфортности ведения бизнеса», – напомнила замминистра. К тому же регион находится на третьем месте по низкому уровню препятствий предпринимательству, на пятом-шестом месте по уровню конкурентоспособности в регионе.

Однако позитивные оценки омрачаются некоторыми факторами, из-за которых малому и среднему бизнесу в регионе приходится туго. Эти моменты во многом пересекаются с общероссийскими тенденциями. Так, в числе сетований бизнеса – уровень цен на сырье, материалы и другие издержки производства. «Негативные моменты преобладают в оценке доступности земельных участков, энергомощностей, размере тарифов на электроэнергию», – поясняет Инна Проскурякова, отмечая при этом, что за последние годы ослабли претензии предпринимателей относительно административных барьеров, доступности производственных помещений, а также финансирования. Зато на первый план вышел кадровый вопрос.

Кого поставить к станку?

Эксперты в один голос говорят о том, что предприниматели региона жалуются на отсутствие квалифицированных специалистов в производственной сфере. Так, заместитель директора оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Ольга Шаловей отмечает, что бизнесмены, приходя в банк, сетуют на то, что они хотят развивать бизнес, готовы покупать станки. «Но... к ним некого поставить», – рассказывает эксперт. Очень часто, по словам Ольги Шаловей, можно услышать, что даже высокий уровень зарплат (40-50 тысяч рублей) не мотивирует людей, не повышает престижность рабочих специальностей – к примеру, быть токарем-фрезеровщиком сегодня гораздо менее престижно, чем менеджером по продажам. «Безусловно, министерство образования Челябинской области в курсе сложившейся ситуации, но система образования не в состоянии столь быстро откликнуться на потребности экономики», – говорит Инна Проскурякова. Как она уточняет, прошлый финансовый кризис показал, что в регионе в избытке дипломированных экономистов, юристов и менеджеров, а вот рабочих с высокой квалификацией, которые умеют работать руками – практически нет. «Необходимо повышать престижность рабочих профессий», – уверена эксперт.

Представители образовательных учреждений согласны с поставленной проблемой. Так, доктор экономических наук ЮУрГУ Владимир Горшенин признает, что качество подготовки специалистов требует лучшей настройки. «Есть несколько причин. Во-первых, это необходимость в четкой сегментации студентов, которые стремятся быть более настойчивыми в получении знаний и достижении целей. А во-вторых, мы ожидаем определенные сложности, с которыми столкнемся при выпуске бакалавров», – рассказывает Владимир Горшенин. Степень бакалавра, по его мнению, вполне подходит для прикладных, сервисных профессий, в то время как подготовка «техников» для промышленных предприятий должна быть более основательной. «Этот печальный отголосок уже ощутили зарубежные компании», – рассказывает представитель ЮурГУ. Для того, чтобы получить качественных работников, зарубежные компании организуют «доучивание» магистрантам, учреждают дополнительные стипендии. К тому же, признает Владимир Горшенин, не каждый бакалавр решится продолжить обучение в магистратуре. Все это, по его мнению, создаст индустрию по переподготовке кадров и усилит участие самих предприятий во «взращивании» кадров. «Например, за рубежом организации отчисляют дополнительный налог в фонд оплаты труда на осуществление переподготовки сотрудников, – рассказывает Владимир Горшенин. – Выходит, что еще в советские времена большинство предприятий использовали схемы «взращивания» работников, которые сегодня применяют ведущие иностранные компании». Схема такова: на протяжении всего обучения рабочего «ведут» по инженерной квалификации, позволяют нарабатывать навыки на оборудовании мирового класса, а после выпуска предлагают высокую заработную плату. «При таком варианте сомнений в престижности профессии у выпускника не возникает», – говорит Владимир Горшенин. По его словам, крупные российские корпорации должны следовать западному примеру: наиболее успешные топ-менеджеры «вышли» из рабочих. «Мы же сейчас столкнулись с тем, что не можем доучить ребят – им не хватает ни зрелости, ни подготовки. Очень много студентов выпускаются с промежуточными сертификатами», – сетует кандидат экономических наук, добавляя, что при таком раскладе построить в регионе инновационную экономику практически нереально, а именно за новыми технологиями – будущее.

Выходит, что решать проблему кадров должны и руководители предприятий, непосредственно заинтересованные в поступлении квалифицированных сотрудников и органы государственной власти. Зависимость видна невооруженным взглядом: новые компетенции повышают производительность труда, а значит, продвигают экономику по пути инноваций. «Для того чтобы экономика стала инновационной, для любого государства необходимы три вещи, – говорит Владимир Горшенин. – Во-первых, это устойчивый спрос на инновации, то есть экономика должна сама генерировать эту потребность, а не принуждать к ней. Во-вторых, необходимы команды управленцев, которые смогу «раскрутить» инновационные стартапы. И, в-третьих, нужна инновационная инфраструктура».

В регионе же инфраструктура, как отмечает эксперт, только начинает формироваться, и при этом государственное присутствие в этом процессе выше, чем в самых развитых государствах. «Силиконовые долины можно построить и в каждом муниципалитете», – поддерживает Сергей Гордеев, уверяя, что миф о том, что внедрение инноваций – трудоемкий процесс, необходимо развеять.

Бизнес сомневается в будущем

Доступность финансовых ресурсов также волнует представителей малого и среднего бизнеса. Этот критерий как на общероссийском, так и на региональном уровне является наиболее важным для развития бизнеса. Инна Проскурякова упоминала о том, что доступность кредитных средств для малого и среднего бизнеса Челябинской области возросла. Эксперт, опираясь на статистику Банка России, говорит о том, что банки повернулись лицом к растущим молодым компаниям. Так, по ее словам, если в прошлом году на малый и средний бизнес приходилось всего 25% портфеля кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то в этом году каждый третий кредит выдан малому бизнесу.

Однако представитель Челябинского регионального отделения организации «Опора России» Александр Целых поясняет, что рейтинги рисуют ситуацию с кредитованием в регионе относительно других областей. «Но это не говорит о том, что в целом положение идеальное», – говорит Александр Целых. По его словам, на практике преобладают негативные оценки, особенно это касается Челябинска. «Существует дисбаланс между запросом со стороны малого и среднего бизнеса на качественные услуги и тем, что предлагают финансовые учреждения в регионе», – говорит представитель общественной организации. По его информации, по краткосрочным кредитам область занимает восьмое место (исследование 2010-2011 гг.) Как пояснил Александр Целых, с «длинными» кредитами ситуация еще хуже: чем длиннее срок кредитования, тем больше требований банки предъявляют к документации, сроку работы предприятия, залогам.

С ним не согласна заместитель директора оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Ольга Шаловей. По его словам, пакет документов и требования к заемщикам малого и среднего бизнеса не зависит от срока кредитования. «Но это влияет на размер процентной ставки», – поясняет эксперт. По ее словам, представители малого и среднего бизнеса в последнее время сами стали отказываться от долгосрочных кредитов. «Предприниматели все чаще отдают предпочтение «коротким» кредитам, выбирая сроки от года до трех лет. И объясняют это тем, что в сегодня предприятия не готовы спрогнозировать свое положение через 6-7 лет», – отмечает Ольга Шаловей. Другие кредитные организации не торопятся называть это тенденцией. Так, к примеру, по словам директора департамента кредитования малого бизнеса банка «Петрокоммерц» Виктора Окопного, средний срок кредитования малого и среднего бизнеса в регионе составляет два года. «Более того, мы отмечаем возросший интерес к инвестиционным кредитам – на развитие бизнеса и модернизацию основных средств производства», – рассказывает Виктор Окопный. Специалисты Уральского банка реконструкции и развития и вовсе отмечают, что предприниматели предпочитают максимально возможный срок кредитования. «Для беззалоговых скоринговых кредитов он составляет три года, для кредитов под залоговое обеспечение – 5-7 лет», – говорит руководитель дирекции малого и среднего бизнеса УБРиР Елена Сорвина, добавляя, что еще несколько лет назад всего 5% предпринимателей малого и среднего бизнеса были готовы к использованию кредитов, то сейчас их количество, по разным оценкам, достигло 35%.

Ольга Шаловей отметила несколько изменений в поведении предпринимателей. Так, по ее словам, в сфере малого и среднего бизнеса увеличилось число производственных предприятий, что не может не радовать. По ее мнению, это может быть обусловлено тем, что малые предприятия заняли нишу по производству определенных товаров, от которых отказались крупные заводы. «Мелкое машиностроение в регионе за прошедшие три года здорово продвинулось», – считает эксперт, отмечая при этом, что встречаются и малые предприятия, которые самостоятельно выпускают оборудование для собственного производства. Однако, по-прежнему в кредитном портфеле банков львиную долю занимают торговые предприятия. Наибольшую долю занимают микропредприятия оптово-розничной торговли и сферы услуг», – подтверждает Елена Сорвина.

Ключевой характеристикой уходящего года, по ее словам, стало обострение конкуренции между банками. «Банки смягчают требования к заемщикам, расширяют возможности беззалогового кредитования, повышают уровень сервиса», – перечисляет эксперт. Также, по ее словам, появились кредиты для стартапов (хотя и не во всех банках), среди пакетных предложений появились овердрафты, банки стали все активнее предлагать инвестиционное кредитование. «Еще пять лет назад казалось, что конкуренция зашкаливает, что банкам расти некуда. Однако сегодня в регион заходят все новые банки, и аудитории хватает на всех», – говорит Ольга Шаловей.

Как отмечают аналитики, сегодня многие банки уходят от кредитования крупных предприятий с целью снижения рисков за счет большей диверсификации портфелей. Поэтому многие новые банковские продукты, не характерные раньше для малого и среднего бизнеса, адаптируются под «мелкий опт». Речь идет о таких инструментах, как банковские гарантии, факторинг. Банки стали предлагать малым и средним компаниям комплексное обслуживание, своеобразную «кредитную фабрику». «В последние месяцы произошел всплеск интереса бизнеса к банковским гарантиям», – говорит представитель УБРиР Елена Сорвина. Она объясняет это тем, что, во-первых, банк запустил новую линейку банковских гарантий, а во-вторых, осень и зима – это традиционного сезон наибольшей активности по проведению тендеров на заключение договоров на следующий год, а также в сфере государственных закупок и заказов.

Однако самой востребованной из банковских услуг традиционно является расчетно-кассовое обслуживание – им пользуются все представители малого и среднего бизнеса. А также интерес проявляется к зарплатным проектам (58%) и дистанционному управлению средствами на счетах (49%). Наибольший потенциальный спрос выявлен как раз на эти услуги. Елена Сорвина добавляет, что наблюдается заметный рост интереса к овердрафту и лизингу.

«Однако предприниматели стали более осторожными в плане кредитования. Возможно, это происходит на фоне непроходящих слухов о наступлении второй волны кризиса. Но тем не менее, бизнесмены предпочитают не рисковать и не стремятся существенно увеличить кредитную нагрузку», – считает Виктор Окопный.

Что касается кризисных явлений, то, по мнению руководителя научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН и ЧелГУ Сергея Гордеева, малый и средний бизнес Челябинской области от кризисных явлений пострадает незначительно, поскольку не слишком подвержен колебаниям мировой конъюнктуры. «Я не сомневаюсь в том, экономику страны и Челябинской области в частности, затронут кризисные явления, но они будут протекать плавно, без резких обвалов. По сути, кризис в металлургии идет уже давно», – уверен Сергей Гордеев. Владимир Горшенин предлагает смотреть шире. По его мнению, все предпосылки к новому кризису есть, и на это не стоит закрывать глаза. «Происходит трансформация мировых экономик, создание глобальных альянсов. В такой ситуации кредитование – не самый лучший вариант. Посмотрите на Китай, у которого все весомые проекты дадут отдачу только лет через 20. А деньги нужны сейчас», – считает доктор экономических наук ЮУрГУ Владимир Горшенин. Инна Проскурякова добавляет, что Россия будет на коне, пока у нее есть подпорка – нефтяная игла. «Но это не продлится долго. Через пять лет мы должны перейти к иной экономике», – считает замминистра регионального Минэкономиразвития.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления