RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

3 м/c,

ю-в.

749мм 54%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика Челябинский аэропорт взял курс на взлет

Челябинский аэропорт взял курс на взлет

Челябинский аэропорт в 2012 году перешагнул знаковый рубеж, обслужив более миллиона пассажиров – за последние четыре года пассажиропоток увеличился почти в два раза. Туристы, улетающие за рубеж, все охотнее пользуются аэропортом в столице Южного Урала, их количество выросло примерно на треть. Авиакомпании проявляют все больший интерес к челябинскому направлению. О том, какие новые рейсы появятся в 2013 году, откроются ли регулярные международные авиалинии и чего аэропорту не хватает для качественного рывка, читайте в материале Chel.ru.

Назад в будущее

В начале этого года пришло радостное известие о том, что впервые за последние 12 лет в челябинском аэропорту обслужили более миллиона пассажиров. Это означает, что лишь сейчас пассажиропоток приближается к тем показателям, которые были у аэропорта в советские годы. «В то время аэропорт обслуживал и гораздо больше миллиона пассажиров. Тогда, это примерно 80-е годы, летное поле было буквально заставлено самолетами», – вспоминает директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич.

По его словам, у аэропорта была очень большая сетка полетов, а благодаря низкой стоимости билетов позволить себе авиапутешествие мог практически каждый. «Студент на стипендию мог слетать в Москву, и у него еще оставались деньги на расходы. Сейчас такое невозможно представить», – приводит пример Анатолий Гуревич. Произошедший спад он связывает с тяжелой экономической ситуацией 90-х годов, «развалом» челябинского авиаотряда и отсутствием внимания властей к судьбе авиапредприятия. При этом упадок продолжился и в благополучные 2000-е годы, тогда как в Екатеринбурге вкладывались миллиардные средства в развитие Кольцово (за годы масштабной реконструкции аэропорта, в 2003–2009 годах, общий объем инвестиций составил около 12 млрд руб. – Прим. автора).

Челябинский аэропорт стал динамично развиваться лишь в последние четыре года после прихода стратегического инвестора – компании «Новапорт». Если брать для сравнения 2009 год, когда пассажиропоток составил 583 тысячи человек, то получится, что как раз за эти четыре года число пассажиров практически удвоилось. Как сообщили в пресс-службе авиапредприятия, по итогам 2012 года пассажиропоток аэропорта Челябинск вырос на 20% к уровню прошлого года. В 2012 году на внутрироссийских линиях было перевезено 679 тысяч 920 пассажиров, что превысило показатели 2011 года на 14%. Наибольшей популярностью у южноуральцев пользовались такие направления, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Новосибирск. На международных рейсах число пассажиров выросло на треть.

По итогам 2012 года за границу из челябинского аэропорта отправилось 320 833 пассажира, на 34% больше по сравнению с уровнем прошлого года. Чаще всего в 2012 году южноуральцы летали в Египет (Хургада, Шарм-эль-Шейх), Таиланд (Бангкок, Пхукет) и ОАЭ (Дубай).

Куда летим?

В 2012 году список авиакомпаний – партнеров челябинского аэропорта расширился. Его пополнили «Трансаэро», «РусЛайн», Red Wings и международный перевозчик Air Europa. Сейчас регулярные рейсы из Челябинска совершают 16 авиакомпаний. Перечень их маршрутов включает 34 направления, семь из которых открыты в 2012 году. Доступными для жителей Южного Урала стали Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан), Куляб (Таджикистан), Бургас (Болгария), Пафос (Кипр), Шарджа (ОАЭ), Камрань (Вьетнам).

В прошлом году появились новые рейсы из Челябинска в Москву, что позволило говорить об усилении конкуренции между авиаперевозчиками и, как следствие, снижении цен на билеты. Так, например, авиакомпания Red Wings, приступившая к полетам в Москву в сентябре 2012 года, заявила о минимальном тарифе в одну сторону в 4325 рублей, а следующий «новичок» – «Ютэйр» – пообещал полеты из Челябинска по еще более низкой цене – около 2,5 тысяч рублей.

«Московское направление традиционно является одним из самых востребованных, растущий спрос на данном направлении – это показатель в первую очередь экономического развития города, повышения его деловой активности. Осенью 2012 года «Уральские авиалинии» открыли дополнительные регулярные рейсы в Москву из Новосибирска и Челябинска», – рассказал пресс-секретарь компании «Уральские авиалинии» Сергей Антонов.

Не обошлось без потерь: в 2012 году челябинский аэропорт лишился бюджетного авиаперевозчика и регулярного сообщения с Европой и Китаем. Так, «Уральские авиалинии» летом неожиданно прекратили полеты по маршруту Челябинск–Вена, как раз когда это направление стало приобретать популярность, а осенью закрыли рейс в Харбин. Рейсы открывались под субсидии из регионального бюджета, и когда бюджетные вливания прекратились, стали невыгодны для авиакомпании.

В конце года в связи с банкротством прекратила выполнять рейсы из Челябинска в Москву авиакомпания «Кубань». На смену обанкротившемуся перевозчику пришла авиакомпания «Ютэйр», которая с 4 февраля будет ежедневно летать из Челябинска в Москву (Внуково).

В планах 2013 года – дальнейшее расширение географии полетов и открытие новых рейсов в Салоники (Греция), Пекин (Китай), Тиват (Черногория), Монастир (Тунис). Внутрироссийские линии пополнит маршрут Челябинск – Норильск – Челябинск и дополнительный ежедневный рейс «Аэрофлота» в Москву («Шереметьево»).

В 2013 году два международных перевозчика – Astra Airlines и Bluebird Airways – планируют выполнять полеты из Челябинска на греческие острова Крит и Родос.

Есть надежда и на новые регулярные рейсы в Европу, причем более удачные, нежели полеты в Вену. Авиакомпания «Ютэйр» получила согласование в Росавиации на выполнение регулярных рейсов по маршруту Челябинск–Мюнхен два раза в неделю и планирует приступить к их выполнению весной 2013 года. Аналогичное разрешение на полеты из Челябинского аэропорта в Европу получили «Уральские авиалинии», речь идет о рейсах в Прагу.

Чем привлечь пассажиров?

Несмотря на то, что в названии аэропорта Челябинск звучит слово международный, в действительности он не входит ни в одно межправительственное соглашение по таблице маршрутов как пункт прилета на территорию Российской Федерации. «Можно долго перечислять локальные мероприятия, которые необходимо произвести, чтобы работа аэропорта улучшилась, но есть одно глобальное препятствие для развития – наш аэропорт не включен в международные реестры, и этот вопрос до сих решить не удалось. Из-за этого в Челябинск не летают международные авиакомпании», – говорит Анатолий Гуревич.

Еще одно слабое место аэропорта – отсутствие базовой авиакомпании, которая была бы заинтересована в развитии сетки полетов. «Решение о включении аэропорта в международные реестры принимается на уровне правительства РФ, и повлиять на этот фактор наше авиапредприятие не в состоянии. Что касается базирования авиакомпании, то, насколько мне известно, ведутся переговоры с рядом авиакомпаний, которые могли бы использовать наш аэропорт как дополнительный», – рассказал эксперт.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит о том, что, по итогам 2012 года, рост на рынке автоперевозок составил 15%. Эксперт также считает, что без базовой авиакомпании челябинскому аэропорту не приходится рассчитывать на резкий рост авиаперевозок. «Если просто следовать за рынком, то рост на уровне 15% будет обеспечен», – указал он. Эксперт советует увеличивать интенсивность перелетов в Турцию и страны юго-восточной Азии. «Во всех аэропортах растет интенсивность полетов в эти страны. В последнее время намечается рост объемов авиаперевозок в Санкт-Петербурге, имеет смысл посмотреть это направление», – сказал Олег Пантелеев.

Несмотря на серьезные ограничения динамичный рост пассажиропотока подтверждает, что руководство аэропорта делает верные шаги по его развитию. Для того, чтобы положительная динамика сохранялась, необходимо открывать международные регулярные рейсы. По словам директора по туризму компании «Пегас-Тур» Александра Юдовича, регулярные зарубежные рейсы должны соответствовать потребностям как туристов, так и предпринимателей.

«Что нужно обязательно делать, так это открывать международные линии. Если «Ютэйр» запустит рейсы в Мюнхен, а там расположен хаб «Люфтганзы», то можно будет соединить Челябинск со всей Европой, – считает Александр Юдович. – А открытие рейсов в Прагу, причем не одного, а несколько раз в неделю, отвечало бы потребностям как туристов, так и деловых людей».

По мнению эксперта, улучшив уровень сервиса, аэропорт мог бы привлечь большее число пассажиров. «Главное, что нужно делать сейчас, – это проводить работу над уровнем сервиса. Финансовых вложений это не требует. Нужно разработать собственные стандарты качества и обучить персонал. Ведь если бы обслуживание в аэропорту было на высшем уровне, многие недостатки, на которые мы обращаем внимание, перестали бы казаться существенными», – подал идею Александр Юдович. «Тогда после посещения аэропорта, пусть даже он не такой большой и красивый, как в Екатеринбурге, у нас бы оставалось чувство гордости», – подытожил эксперт.

Фото: Инфографика сайта Chel.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления