Мария отправилась в отпуск в Италию. На обратном пути в аэропорту чемодан с ее вещами потерялся. Компания-перевозчик признала факт потери багажа и возместила его стоимость по принятым расценкам, перечислив женщине три тысячи рублей. Между тем в чемодане у Марии, кроме всего прочего, лежали дорогой телефон, планшетный компьютер и несколько дизайнерских платьев, купленных в миланских бутиках. Общая стоимость потерянных вещей – около 60 тысяч рублей. Может ли Мария возместить полную стоимость потерянных вещей и кто в этом случае должен выплатить компенсацию, рассказывают эксперты ChelFin.ru.
Вячеслав Курилин, юрист общественной организации по защите прав потребителей «Советник»
: «Отношения в рассматриваемом случае нужно строить исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок». В соответствии с частью 3 ст. 119 Воздушного кодекса России за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами России.
Сумма компенсации зависит от того, отправляла Мария багаж с объявленной ценностью или без объявления его цены. Если багаж отправлялся с объявленной ценностью, то в таком случае Мария должна получить компенсацию, равную той ценности, которую она объявила.
Если, как это обычно бывает с пассажирами, Мария не объявляла ценность багажа, а сдала багажное место с определенным весом перевозчику, она, согласно Варшавской конвенции, имеет право на компенсацию исходя из тарифа 250 франков за килограмм веса. При этом в случае утери багажа принимается во внимание только общий вес места. Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице (франк содержанием 65,5 мг золота пробы девятьсот тысячных). Эти суммы переводятся в любую национальную валюту в круглых цифрах.
Можно посчитать, что согласно конвенции за один килограмм багажа Мария может получить примерно 16 граммов золота в переводе в реальные денежные единицы. При сегодняшней стоимости золота Мария могла бы рассчитывать на то, что все ее потери будут покрыты. Но в международном праве, нормы которого применяются и в отношении российских граждан, имеется дополнительное ограничение, прописанное в Резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы.
В итоге в рассматриваемом случае, если багаж сдавался без объявления цены, получить дополнительную компенсацию от авиаперевозчика не удастся.
При этом нужно учитывать, что к данным отношениям применим федеральный закон «О защите прав потребителей». В частности ст. 15З закона, согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и т. д.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами России, подлежит компенсации причинителем (то есть авиакомпанией) при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Мария вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с авиаперевозчика компенсации морального вреда. Существует практика по данной категории споров, когда суды взыскивали по 50 тысяч рублей.
В завершение хочется дать несколько советов, для того чтобы подобные ситуации не возникали:
никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже;
если вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор;
багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей;
снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок;
снабдите багаж своими контактными данными – адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно.
Не покупайте черный чемодан – найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы. Лучше всего выбирать яркие цвета и запоминающиеся детали, которые вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа».
Сергей Антонов, руководитель пресс-службы авиакомпании «Уральские авиалинии»
: «К сожалению, потери багажа случаются. Причин для такого происшествия может быть много. Например, с чемодана оторвалась или отклеилась багажная бирка. В этом случае специалисты аэропорта просто не смогут его идентифицировать и погрузить на борт. Ваш чемодан останется в аэропорту, в специальной службе розыска багажа.
В соответствии с Воздушным кодексом России авиакомпания несет ответственность за утерю багажа на международном рейсе в размере 20 долларов за один кг по курсу на момент регистрации багажа. На внутренних рейсах – не более 600 рублей за 1 кг. Иных возможностей взыскать полную стоимость багажа, к сожалению, у пассажира нет.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно следовать следующим советам. Во-первых, не сдавайте в багаж дорогие и не очень тяжелые вещи (сотовый телефон, планшетный компьютер, платья) – для таких вещей существует норма бесплатного провоза ручной клади (не более 5 кг).
Во-вторых, постарайтесь сделать свой багаж максимально удобным для идентификации – прикрепите необычную наклейку на чемодан, положите внутрь статуэтку, фигурку, которая есть только у вас – это поможет быстрее разыскать багаж.
В-третьих, прикрепите к чемодану дополнительно визитку или самостоятельно изготовленную бирку, в которой укажите номер рейса, авиакомпанию, маршрут, свои контактные данные. Все это поможет быстрее идентифицировать и найти ваш багаж. В аэропорту, если вы не получили свои вещи, не паникуйте, а грамотно и спокойно составьте акты о пропаже багажа, максимально подробно опишите его.
Кроме этого, многие страховые компании сейчас предлагают услугу страхования багажа, но правила страхования и условия наступления страхового случая лучше запрашивать при оформлении соответствующего договора».
Юлия Валиуллина, ведущий менеджер управления ДМС филиала компании «РОСГОССТРАХ» в Челябинской области
: «Чтобы избежать подобных ситуаций, турист может застраховать риск утраты багажа при выезде за границу. Стоимость такого полиса зависит от продолжительности поездки и страховой суммы, которая определяется клиентом самостоятельно исходя из рыночной стоимости предметов, входящих в состав багажа. Страховым случаем по такому договору является:
повреждение, уничтожение или утрата багажа, официально переданного перевозчику, наступившее в результате стихийных бедствий, пожара, дорожно-транспортного происшествия, умышленной порчи багажа третьими лицами, хищения багажа;
задержка багажа, официально переданного перевозчику (исключение составляют чартерные рейсы).
Топ-10 авиакомпаний, чаще всего теряющих багаж пассажиров
1. KLM
потери багажа (ед./тыс.чел.): 19,9;
2. British Airways
потери багажа (ед./тыс.чел.): 18,7;
3. Austrian
потери багажа (ед./тыс.чел.): 17,0;
4. Lufthansa
потери багажа (ед./тыс.чел.): 16,5;
5. BMI (Великобритания)
потери багажа (ед./тыс.чел.): 16,1;
6. Alitalia
потери багажа (ед./тыс.чел.): 14,9;
7. Air France
потери багажа (ед./тыс.чел.): 14,1;
8. Luxair
потери багажа (ед./тыс.чел.): 13,7;
9. TAP Air Portugal
потери багажа (ед./тыс.чел.): 13,7;
10. CSA Czech Airlines
потери багажа (ед./тыс.чел.): 11,8.
По данным сайта Polet-bilet.ru.
Такой полис позволяет защитить имущественные интересы клиента при потере или порче багажа при перелете. В Челябинской области ряд туроператоров предлагают подобную услугу наряду со стандартным страхованием выезжающих за рубеж.
Помимо этого, если клиент, отправляясь за рубеж, опасается за сохранность своих вещей, он может самостоятельно застраховать имущество в страховой компании, независимо от того, застрахован ли багаж в рамках турпакета или нет.
Страховая защита багажа также обеспечивается при обязательном страховании авиаперевозчиков, однако в этих случаях стоимость багажа оценивается исходя из его веса, а не из его реальной стоимости. Поэтому лучше, конечно, застраховать багаж самостоятельно».
Андрей, турист из Челябинска: «Однажды летел я австрийскими авиалиниями из Америки. Первоначальный маршрут был такой: Нью-Йорк – Вена – Екатеринбург. В Вене наша компания должна была просидеть семь часов в ожидании рейса. Но за три часа до рейса в Екатеринбург объявили, что его отменили из-за болезни пилота. А следующий вылет только через сутки. Был и другой вариант – лететь в Москву, там ждать еще несколько часов и только потом отправляться в конечный пункт назначения.
Мы решили остановиться на варианте с Москвой. Там же, в Вене, нам переоформили билеты и выдали моральную компенсацию (по 400 евро на человека). Мы прилетели в столицу России, а наш багаж – нет... Точнее, часть его прилетела, а примерно половина чемоданов отправилась в путешествие по другим странам.
В аэропорту прибытия мы написали заявление об утере вещей, указали конечную точку, куда их надо будет доставить, и поехали дальше. С горем пополам, измученные затянувшимся на сутки перелетом, без багажа мы добрались до Екатеринбурга.
Примерно через сутки после приезда в Челябинск мне позвонили и сказали, что багаж нашелся и уже дожидается нас в Баландино. Я съездил в аэропорт и без проблем получил свой потерянный баул с сувенирами для заждавшихся друзей. На ручке чемодана красовалась бирка с надписью «La Habana». Так что теперь я завидую своему багажу, ведь он побывал на Кубе – там, куда я только мечтаю попасть».