Падение метеорита в Челябинске – событие из ряда экстраординарных. Ударной волной выбило стекла и покорежило рамы в жилых домах, школах, детских садах, спортивных сооружениях, торгово-развлекательных комплексах. И ликвидировать последствия необходимо было в сжатые сроки: февральские морозы грозили привести к порывам систем отопления и водоснабжения. Если здание не было застраховано, приходилось рассчитывать только на помощь из областного и федерального бюджетов. Впрочем, некоторые страховые компании также не спешили принимать заявки на выплату возмещения, колеблясь – признавать ли в принципе падение метеорита страховым событием. Компания «Евро-Полис» была одной из первых, кто начал производить страховые выплаты, в том числе и крупным спортивным сооружениям и торговым комплексам города. О том, что обычно остается «за кадром», рассказывает директор филиала ООО «ИСК Евро-Полис» в Челябинске Антон Самойлов.
Владислав Новокрещенов, директор дворца спорта «Торпедо»: «Дворец спорта сильно пострадал от падения метеорита – ударной волной выбило почти все стекла – в общей сложности от взрыва пострадало около 426 квадратных метров остекления, в том числе 117 квадратных метров пластиковых оконных конструкций. Последствия ликвидировали всем миром: сотрудники МЧС, родители до глубокой ночи разбирали завалы битого стекла, заколачивали пустые рамы щитами. Обзванивая один за другим телефоны стекольных компаний, я почти отчаялся – кто-то откровенно задирал цены, кто-то не согласен был ждать оплаты поставки полгода и требовал гарантийных писем, которые я мог предоставить только на свой страх и риск. О том, что здание застраховано, я, если начистоту, за всеми этими хлопотами и суматохой и забыл – сотрудник компании «Евро-Полис» сам набрал мой номер. И в следующие дни мы постоянно были на связи, я чувствовал поддержку и искреннюю заинтересованность, помогал в сборе необходимого пакета документов. В итоге первый транш – 563 тысячи рублей – мы получили уже через три дня после предоставления справок и сметы расходов, а еще через десять дней страховая компания полностью покрыла убытки, которые составили 645 тысяч рублей. Так что буквально через неделю дети снова приступили к занятиям в спортивных секциях».
– Антон Викторович, вопрос, который закономерно возникает первым, – название компании не на слуху, да и филиал в Челябинске открылся не так давно, не успел накопить серьезную финансовую подушку. И все же компания выплачивает убытки по крупным муниципальным, коммерческим и промышленным зданиям в Челябинске и близлежащих городах области?
– Да, разумеется. На самом деле компания имеет давнюю историю – ООО «ИСК Евро-Полис» зарегистрировано в 1992 году. Однако до последнего времени она была представлена преимущественно в Москве и Подмосковье и не ставила целью развитие филиальной сети в регионах.
Три года назад в компанию пришла новая высокопрофессиональная управленческая команда во главе с генеральным директором Олегом Тишкиным, который хорошо известен в профессиональных кругах благодаря успешному развитию вверенных ему направлений бизнеса в ОСАО «Ингосстрах» и «КапиталЪ Страхование». Обновленный совет директоров компании утвердил долгосрочную стратегию развития компании, поставив амбициозную цель – к 2015 году войти в топ-25 крупнейших российских страховых компаний.
И компания предпринимает планомерные шаги по достижению поставленной цели – филиалы ИСК «Евро-Полис» открылись в тринадцати крупнейших городах страны, в том числе и в Челябинске. Компания уверенно растет, ежегодно удваивая объем страховых премий, имея при этом сбалансированную структуру портфеля и хорошие показатели финансовой устойчивости. Филиал компании в Челябинске открылся в феврале 2011 года и за прошедшие два года совершил настоящий прорыв.
По итогам прошлого года филиал оказался на 31 строчке рейтинга крупнейших страховых компаний региона по объему собираемых страховых премий, буквально наступая на пятки представительствам страховых компаний, принадлежащих крупным промышленно-финансовым группам.
– Сейчас, спустя почти два месяца после падения метеорита, интересно провести реконструкцию этого дня. Вы видели вспышку собственными глазами?
– Да, я был в офисе и выглянул в окно: мне показалось, что кто-то просто неудачно запустил сигнальную ракету, которая не набрала необходимой высоты, потому и вспышка получилась ослепительно яркой. А спустя пару минут произошел мощный взрыв, от которого задрожали все стекла офисного центра, включилась сигнализация у припаркованных вдоль улицы машин.
Признаться, в первые минуты я даже не связал эти два события воедино. Первая мысль – взрыв бытового газа, но поблизости нет жилых домов. Затем догадка, что, возможно, произошла авиакатастрофа или взрыв на одном из предприятий оборонной промышленности, которые расположены практически в черте города. Как таковой паники не было – был страх за детей, родных и близких, который рос от того, что дозвониться и узнать, все ли в порядке, не удавалось: с сотовой связью возникли перебои.
Позже уже, конечно, появилась официальная информация о том, что над городом взорвался метеорит. Как только информация о произошедшем появилась на федеральных новостных сайтах, нам стали звонить коллеги из Москвы с одним единственным вопросом: есть ли пострадавшие.
В тот же день руководство компании на экстренном совещании пришло к единому мнению, что падение метеорита – классический страховой случай, а значит, компания будет нести все взятые на себя обязательства по страховым выплатам. В тот же день мы получили рекомендации по дальнейшему урегулированию убытков и начали обзванивать клиентов.
– Какого рода были рекомендации?
Михаил Беркович, директор дворца спорта «Юность»: «Даже не ожидал, что страховая компания проведет выплаты настолько оперативно, без проволочек. Сотрудник страховой компании постоянно держал меня в курсе дел, консультировал по всем возникающим вопросам, в том числе и по сбору необходимых для выплаты документов. В итоге достаточно крупная сумма ущерба – около 724 тысяч рублей – была урегулирована буквально в течение трех недель. И во многом сроки затягивались по нашей вине, потому что в смету вносились изменения. Надо сказать, что сразу же после падения метеорита мы обратились и за получением государственной субсидии, но затем отказались: сроки получения выплат оказались просто несопоставимы».
– В первую очередь сотрудникам компании было необходимо в кратчайшие сроки провести осмотр и фотосъемку пострадавших зданий, пока еще свежи следы, и определить масштабы разрушений. Во-вторых, были даны конкретные рекомендации по технологии урегулирования убытков. Речь идет о том, что собственникам застрахованных зданий было предоставлено на выбор несколько вариантов получения страховых выплат: денежная выплата по факту понесенных расходов на восстановление и ремонт; оплата оказанных услуг по договорам подряда в соответствии с предоставленными сметами или же на основании калькуляции затрат, проведенной независимой оценочной компанией. Соответственно, в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств можно было выбрать наиболее удобную форму возмещения ущерба.
– Судя по вашим словам, вопрос «платить или нет» был достаточно спорным?
–- Да, так и есть. Насколько мне известно, некоторые компании отказались признавать падение метеорита страховым событием, другие же долго колебались при выработке собственной позиции...
Дело в том, что в стандартных правилах страхования, которые применяются в подавляющем большинстве страховых компаний, предусмотрен лишь такой страховой риск, как «стихийные бедствия», под которыми подразумеваются землетрясения, извержения вулкана, оползни, цунами, бури, вихри, ураганы, смерчи, наводнения, град, ливень и прочие природные явления. Падение метеорита – событие экстраординарное даже в рамках мирового масштаба, так что такой пробел в правилах страхования вполне объясним. В базовом перечне рисков, кстати, значится и «падение летательных аппаратов и их частей», но в этом случае покрываются убытки от падения самолетов, вертолетов, космических аппаратов, аэростатов, дирижаблей и прочих летательных аппаратов, их частей, обломков или груза. Падение метеорита не относится ни к одной из перечисленных групп, хотя, я полагаю, это должно было быть предусмотрено правилами именно в этой категории рисков.
Светлана Захарова, финансовый директор ОАО «Макфа»: «Мы уже не первый год работаем с коллективом СК «Евро-Полис» и выбрали эту компанию в партнеры не по величине портфеля страховых сборов, а потому что не раз проверяли их при урегулировании убытков, даже в сложных и спорных ситуациях. Компания проявляет себя с лучшей стороны не только на этапе заключения договора, но и показывает высокое качество сопровождения на этапе выплат. Это страховщик, который всегда платит по своим обязательствам. Мы знаем, что в этой компании работают профессиональные и главное – порядочные люди».
К тому же, если подходить с чисто формальной точки зрения, – разрушения вызваны не падением метеорита, а ударной волной от взрыва болида в плотных слоях атмосферы. Хотя на самом деле все мы понимаем, что если бы метеорит взорвался в нескольких километрах от земли или, что еще хуже, упал бы на один из объектов оборонной промышленности....
В этом случае мы бы с вами не разговаривали сейчас. Так что даже если бы риск падения метеорита был прописан в правилах страхования, формальных поводов для того, чтобы не производить выплаты, предостаточно. Выплачивать или нет – пусть это останется на совести каждой страховой компании. Я думаю, что такие вот из ряда вон выходящие события могут стать настоящей проверкой: способна страховая компания встать на защиту интересов партнеров в критической ситуации, или же для нее важнее окажутся цифры в собственном балансе? Уважающие себя компании, которые дорожат своей репутацией и сложившимися отношениями с клиентами, всегда изыщут возможность и покроют все убытки.
– Каков размер убытков, которые предстоит выплатить вашей компании?
– Более шести миллионов рублей. Большинство повреждений – разбитые окна, стеклянные двери и перегородки. Но есть и случаи обрушения подвесных потолков, появления трещин в стенах. Ну и, конечно, пострадала внешняя отделка зданий, в ряде случаев необходим косметический ремонт помещений.
Самый крупный заявленный ущерб – около двух миллионов рублей. Не факт, что будет урегулирован в полном объеме: как известно, собственники многих зданий страхуют риски лишь по необходимости, поскольку недвижимость выступает залогом по банковскому кредиту. И в таком случае при заключении договора нередко для минимизации затрат страхуются только конструктивные элементы. А к выплате заявляются абсолютно все убытки – и отделка, и оборудование, и складские остатки. Мы производим выплаты только в рамках страхового договора.
Элина Шумакова, финансовый директор ООО «Родник»: «От сотрудничества с компанией «Евро-Полис» рождаются только положительные эмоции, даже если сама ситуация не слишком к этому располагает. Компания быстро, буквально в течение одной недели после подачи полного пакета документов, компенсировала убытки за выбитые стеклянные двери, окна – и даже по тем рискам, которые отдельно не были оговорены в договоре страхования. Так, например, от ударной волны, которая образовалась от взрыва метеорита, сдетонировали и разорвались противопожарные пиропатроны – и ущерб составил ни много ни мало 130 тысяч рублей. Страховая компания не стала искать отговорки для отказа и выплатила полную сумму, указанную в смете ремонтно-восстановительных работ. Для меня такое отношение к взятым на себя обязательствам очень показательно, и на следующий год мы обязательно пролонгируем договор страхования в компании «Евро-Полис».
Всего было заявлено девять значительных убытков по крупным муниципальным, коммерческим и промышленным объектам, и большая часть уже выплачена.
Ксения Тенькова, директор управления имуществом ООО «Молл»: «С Антоном Самойловым мы знакомы уже не первый год, сотрудничали еще в те времена, когда он возглавлял челябинский филиал компании «КапиталЪ Страхование. И я могу сказать, что это один из самых порядочных и честных страховщиков, который живет интересами клиентов и готов оказать поддержку в сложных ситуациях. Доверие – это крайне важно. Для страхования рисков мы отобрали пул страховых компаний, и именно «Евро-Полис» первой выплатила ущерб после падения метеорита, хотя сумма страховой выплаты была достаточно крупной. В компании «Евро-Полис» мы страхуем не только конструктивные элементы и отделку некоторых магазинов нашей торговой сети, но и корпоративный автопарк. А машины, которые выходят в рейсы каждый день, да еще и не закреплены жестко за одним водителем, хотя бы раз в год попадают в дорожную аварию – и ни разу не возникало проблем или задержек со страховыми выплатами. В следующем году мы планируем расширить сумму страхового покрытия по имуществу, переданному на страхование в компанию «Евро-Полис».
Причем первая выплата – более 500 тысяч рублей – прошла уже 1 марта, то есть ровно через две недели после падения метеорита. Рекордные сроки выплат связаны с тем, что мы понимали, как важно для собственников зданий как можно скорее застеклить окна, чтобы не допустить заморозки систем отопления и водоснабжения.
Так что работали буквально в авральном режиме: помогали собрать необходимый пакет документов, консультировали по всем возникающим вопросам практически круглые сутки. В ближайшее время мы планируем произвести выплаты по всем застрахованным и пострадавшим от падения и взрыва метеорита объектам.
– Насколько ощутимы для компании понесенные убытки?
– Если говорить о компании в целом, то, конечно, убытки такого масштаба ни коим образом не повлияют на финансовую устойчивость и надежность компании. ООО «ИСК Евро-Полис» за свою историю урегулировал имущественные убытки на несколько порядков больше заявленных после падения метеорита. Но вопрос о надежности страховой компании совсем не лишний.
Руководители предприятий и коммерческих организаций, принимая решение при выборе той или иной страховой компании, руководствуются понятием надежности: анализируют место, которое компания занимает в различных рейтингах, динамику сборов.
И есть убеждение, что, чем крупнее компания, тем выше ее надежность. Но так ли это на самом деле? Сегодня на наших глазах рушатся крупнейшие в мире банки, чья надежность считалась непоколебимой сотни лет, практически в одночасье снижаются рейтинги не только банков, но и стран. Те же самые процессы происходят и со страховыми компаниями, чьи бренды известны во всем мире.
Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что прямой зависимости между размером страховой компании и ее надежностью нет. К тому же стоит отметить, что и крупные, и мелкие страховые компании в равной степени перекладывают принимаемые риски по крупным договорам на зарубежные перестраховочные компании.
Когда заходит речь о надежности компании, прежде всего имеется в ввиду ее способность рассчитываться по обязательствам. И, как правило, страхователи делают вывод о том, что чем больше сборы компании, тем больше у нее денег и, соответственно, тем выше ее надежность.
Это ничем не подкрепленный миф, так как чем больше взносов собирает страховая компания, тем больший объем обязательств она на себя принимает. Сегодня любая компания независимо от ее масштаба может, например, уронив тарифы по автокаско в два раза ниже рыночных, быстро собрать колоссальный объем премий, в том числе уведя значительную часть клиентов у конкурентов.
Соответственно, компания резко повысит позиции в рейтингах по сборам, но при этом денег она соберет ровно в два раза меньше, чем предыдущие страховщики с этого портфеля, а объем обязательств, как и размер выплат, останется на том же уровне. Сможет ли в этом случае компания покрыть свои убытки и продолжать отвечать по действующим обязательствам, как она будет это делать и за чей счет – большой вопрос.
ООО «ИСК Евро-Полис»,
адрес: г. Челябинск, ул. Карла Маркса, 38, офис 306;
БЦ «Аркаим-Плаза»;
тел.: +7 (351) 239-94-31, 239-94-32;
www.evro-polis.ru.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА